Когда мы исповедуем свои грехи во время поклонения, мы исповедуем как плохое, что мы сделали, так и хорошее, что мы не сделали. При этом мы следуем давней христианской традиции, которая основательно анализирует все аспекты Божьих заповедей, применяя их в широком, а не узком смысле, чтобы найти как положительные, так и отрицательные последствия каждой заповеди для христианской жизни.
Именно такое максимальное прочтение закона, стремление применять принципы, а не просто букву Божьих заповедей в каждой сфере жизни, мы видим в Библии и в нашей реформаторской традиции.
В самом законе
Мы видим эту модель в том, как в книге Левит 6 раскрываются последствия восьмой заповеди:
«И сказал Господь Моисею, говоря: если кто согрешит и сделает преступление пред Господом и запрется пред ближним своим в том, что ему поручено, или у него положено, или им похищено, или обманет ближнего своего, или найдет потерянное и запрется в том, и поклянется ложно в чем-нибудь, что люди делают и тем грешат, — то, согрешив и сделавшись виновным, он должен возвратить похищенное, что похитил, или отнятое, что отнял, или порученное, что ему поручено, или потерянное, что он нашел; или если он в чем поклялся ложно, то должен отдать сполна, и приложить к тому пятую долю и отдать тому, кому принадлежит, в день приношения жертвы повинности;» (Лев. 6:1-5)
Левит ясно показывает, что «кража» — это нечто большее, чем просто изъятие чего-либо у своего ближнего.
Обман в вопросах залога, притеснение другого, обнаружение потерянной вещи и уклонение от ее возвращения, введение других в заблуждение — все это, а по косвенным признакам и многое другое, считается нарушением духа восьмой заповеди. Сам закон указывает на то, что заповеди следует толковать широко, а не узко.
От нашего Спасителя
Мы видим ту же модель в словах Иисуса в Евангелии от Матфея 19:
«И вот, некто, подойдя, сказал Ему: Учитель благий! Что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную? Он же сказал ему: что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог. Если же хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди. Говорит Ему: какие? Иисус же сказал: не убивай; не прелюбодействуй; не кради; не лжесвидетельствуй; почитай отца и мать; и: люби ближнего твоего, как самого себя. Юноша говорит Ему: всё это сохранил я от юности моей; чего еще недостает мне? Иисус сказал ему: если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною. Услышав слово сие, юноша отошел с печалью, потому что у него было большое имение» (Матф. 19:16-22).
Христос, конечно же, имел в виду, что благочестие юноши не было таким образцовым, как ему представлялось. Истинное благочестие не сводится к тому, чтобы просто избегать совершаемых грехов и говорить: «Это я соблюдал». Соблюдение закона включает в себя также избегание грехов бездействия.
Учение Иисуса в Нагорной проповеди изобилует этим уроком. Рассматривая шестую заповедь об убийстве, он сказал,
Вы слышали, что сказано древним: не убивай, кто же убьет, подлежит суду. А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду; кто же скажет брату своему: «рака́», подлежит синедриону; а кто скажет: «безумный», подлежит геенне огненной (Матф. 5:21-22).
То же самое Христос говорит и о седьмой заповеди: «Вы слышали, что сказано древним: не прелюбодействуй. А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем» (Матф. 5:27-28).
Более того, наш Господь не ограничивает свое максимальное прочтение закона десятью заповедями. Позже он подходит к вопросу о клятвах, на этот раз беря за основу Левит 19:12:
Еще слышали вы, что сказано древним: не преступай клятвы, но исполняй пред Господом клятвы твои. А Я говорю вам: не клянись вовсе: ни небом, потому что оно престол Божий; ни землею, потому что она подножие ног Его; ни Иерусалимом, потому что он город великого Царя; ни головою твоею не клянись, потому что не можешь ни одного волоса сделать белым или черным. Но да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого (Матф. 5:33-37).
Подобные отрывки являются основанием для так называемого «третьего применения закона», согласно которому христиане справедливо используют ветхозаветный закон не только для того, чтобы привести нас к Иисусу (Рим. 7:7-11), не только для того, чтобы сдерживать зло (Рим. 13:1-4), но и для того, чтобы направлять нас в жизни на добрые дела, которые Бог хотел бы, чтобы мы делали (Еф. 2:10).
В катехизисах
Вестминстерские богословы широко использовали максимальное прочтение закона не только в Исповедании, но и в катехизисах, особенно в Вестминстерском Большом Катехизисе, который отличается глубиной мысли, часто поражающей современного читателя. Просто остановитесь и подумайте, какие молитвенные размышления лежат в основе изложения закона в катехизисе.
Отвечая на вопрос «Какие обязанности требует шестая заповедь? », Большой катехизис следует развернутой модели Иисуса:
Обязательства, требуемые шестой заповедью, — это все тщательные исследования и законные усилия, чтобы сохранить жизнь себе и другим, сопротивляясь всем мыслям и целям, покоряя все страсти и избегая всех случаев, искушений и действий, которые ведут к несправедливому лишению жизни любого человека; справедливая защита от насилия, терпеливое смирение под рукой Бога, спокойствие ума, бодрость духа; трезвое употребление мяса, питья, физических упражнений, сна, труда и отдыха; милосердные мысли, любовь, сострадание, кротость, мягкость, доброта; мирные, мягкие и учтивые речи и поведение; терпение, готовность к примирению, терпеливое сношение и прощение обид, воздаяние добром за зло; утешение и помощь страждущим, защита и оборона невинных.
Катехизис продолжает, отвечая на следующий вопрос: «Какие грехи запрещены в шестой заповеди?».
Грехи, запрещенные в шестой заповеди, следующие: лишение жизни себя или других, кроме случаев общественного правосудия, законной войны или необходимой обороны; пренебрежение или отказ от законных и необходимых средств сохранения жизни; греховный гнев, ненависть, зависть, желание отомстить; все чрезмерные страсти, отвлекающие заботы; неумеренное употребление мяса, питья, труда и развлечений; провоцирующие слова, притеснения, ссоры, удары, раны и все остальное, что ведет к разрушению жизни любого человека.
Когда я читаю студентам семинарии подобные примеры из вопросов 103-48 катехизиса, они часто реагируют нервным смехом как на то, насколько много Вестминстерские богословы поняли из каждой заповеди, так и на то, насколько актуальны — часто удивительным образом — их ответы для основных культурных и общественных проблем сегодня. Катехизисы поступают совершенно правильно. Они следуют тому, что Писание смоделировало для нас в отношении этического мышления, максимально применяя Божьи заповеди и закон к каждой сфере нашей жизни. Так делали древние богословы в своем мире, и мы так же должны поступать в нашем.
Христиане-реформаты имеют огромные ресурсы в наших конфессиональных документах для поиска того, как наша вера всесторонне применяется к современным проблемам, не только личным, но и социальным. Богословы дают нам мощную библейскую подготовку, которая запрещает нам принимать просто приватизированную веру. Их призыв к нашей жизни — подражать их образцам толкования и применять Божий закон в каждой сфере жизни. Именно так выглядит благочестие.