Читайте Божий закон для максимального применения
Читайте Божий закон для максимального применения

Читайте Божий закон для максимального применения

Понять дух, а не только букву.

Когда мы исповедуем свои грехи во время поклонения, мы исповедуем как плохое, что мы сделали, так и хорошее, что мы не сделали. При этом мы следуем давней христианской традиции, которая основательно анализирует все аспекты Божьих заповедей, применяя их в широком, а не узком смысле, чтобы найти как положительные, так и отрицательные последствия каждой заповеди для христианской жизни.

Именно такое максимальное прочтение закона, стремление применять принципы, а не просто букву Божьих заповедей в каждой сфере жизни, мы видим в Библии и в нашей реформаторской традиции.

В самом законе

Мы видим эту модель в том, как в книге Левит 6 раскрываются последствия восьмой заповеди:

«И сказал Господь Моисею, говоря: если кто согрешит и сделает преступление пред Господом и запрется пред ближним своим в том, что ему поручено, или у него положено, или им похищено, или обманет ближнего своего, или найдет потерянное и запрется в том, и поклянется ложно в чем-нибудь, что люди делают и тем грешат, — то, согрешив и сделавшись виновным, он должен возвратить похищенное, что похитил, или отнятое, что отнял, или порученное, что ему поручено, или потерянное, что он нашел; или если он в чем поклялся ложно, то должен отдать сполна, и приложить к тому пятую долю и отдать тому, кому принадлежит, в день приношения жертвы повинности;» (Лев. 6:1-5)

Левит ясно показывает, что «кража» — это нечто большее, чем просто изъятие чего-либо у своего ближнего.

Обман в вопросах залога, притеснение другого, обнаружение потерянной вещи и уклонение от ее возвращения, введение других в заблуждение — все это, а по косвенным признакам и многое другое, считается нарушением духа восьмой заповеди. Сам закон указывает на то, что заповеди следует толковать широко, а не узко.

От нашего Спасителя

Мы видим ту же модель в словах Иисуса в Евангелии от Матфея 19:

«И вот, некто, подойдя, сказал Ему: Учитель благий! Что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную? Он же сказал ему: что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог. Если же хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди. Говорит Ему: какие? Иисус же сказал: не убивай; не прелюбодействуй; не кради; не лжесвидетельствуй; почитай отца и мать; и: люби ближнего твоего, как самого себя. Юноша говорит Ему: всё это сохранил я от юности моей; чего еще недостает мне? Иисус сказал ему: если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною. Услышав слово сие, юноша отошел с печалью, потому что у него было большое имение» (Матф. 19:16-22).

Христос, конечно же, имел в виду, что благочестие юноши не было таким образцовым, как ему представлялось. Истинное благочестие не сводится к тому, чтобы просто избегать совершаемых грехов и говорить: «Это я соблюдал». Соблюдение закона включает в себя также избегание грехов бездействия.

Учение Иисуса в Нагорной проповеди изобилует этим уроком. Рассматривая шестую заповедь об убийстве, он сказал,

Вы слышали, что сказано древним: не убивай, кто же убьет, подлежит суду. А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду; кто же скажет брату своему: «рака́», подлежит синедриону; а кто скажет: «безумный», подлежит геенне огненной (Матф. 5:21-22).

То же самое Христос говорит и о седьмой заповеди: «Вы слышали, что сказано древним: не прелюбодействуй. А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем» (Матф. 5:27-28).

Более того, наш Господь не ограничивает свое максимальное прочтение закона десятью заповедями. Позже он подходит к вопросу о клятвах, на этот раз беря за основу Левит 19:12:

Еще слышали вы, что сказано древним: не преступай клятвы, но исполняй пред Господом клятвы твои. А Я говорю вам: не клянись вовсе: ни небом, потому что оно престол Божий; ни землею, потому что она подножие ног Его; ни Иерусалимом, потому что он город великого Царя; ни головою твоею не клянись, потому что не можешь ни одного волоса сделать белым или черным. Но да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого (Матф. 5:33-37).

Подобные отрывки являются основанием для так называемого «третьего применения закона», согласно которому христиане справедливо используют ветхозаветный закон не только для того, чтобы привести нас к Иисусу (Рим. 7:7-11), не только для того, чтобы сдерживать зло (Рим. 13:1-4), но и для того, чтобы направлять нас в жизни на добрые дела, которые Бог хотел бы, чтобы мы делали (Еф. 2:10).

В катехизисах

Вестминстерские богословы широко использовали максимальное прочтение закона не только в Исповедании, но и в катехизисах, особенно в Вестминстерском Большом Катехизисе, который отличается глубиной мысли, часто поражающей современного читателя. Просто остановитесь и подумайте, какие молитвенные размышления лежат в основе изложения закона в катехизисе.

Отвечая на вопрос «Какие обязанности требует шестая заповедь? », Большой катехизис следует развернутой модели Иисуса:

Обязательства, требуемые шестой заповедью, — это все тщательные исследования и законные усилия, чтобы сохранить жизнь себе и другим, сопротивляясь всем мыслям и целям, покоряя все страсти и избегая всех случаев, искушений и действий, которые ведут к несправедливому лишению жизни любого человека; справедливая защита от насилия, терпеливое смирение под рукой Бога, спокойствие ума, бодрость духа; трезвое употребление мяса, питья, физических упражнений, сна, труда и отдыха; милосердные мысли, любовь, сострадание, кротость, мягкость, доброта; мирные, мягкие и учтивые речи и поведение; терпение, готовность к примирению, терпеливое сношение и прощение обид, воздаяние добром за зло; утешение и помощь страждущим, защита и оборона невинных.

Катехизис продолжает, отвечая на следующий вопрос: «Какие грехи запрещены в шестой заповеди?».

Грехи, запрещенные в шестой заповеди, следующие: лишение жизни себя или других, кроме случаев общественного правосудия, законной войны или необходимой обороны; пренебрежение или отказ от законных и необходимых средств сохранения жизни; греховный гнев, ненависть, зависть, желание отомстить; все чрезмерные страсти, отвлекающие заботы; неумеренное употребление мяса, питья, труда и развлечений; провоцирующие слова, притеснения, ссоры, удары, раны и все остальное, что ведет к разрушению жизни любого человека.

Когда я читаю студентам семинарии подобные примеры из вопросов 103-48 катехизиса, они часто реагируют нервным смехом как на то, насколько много Вестминстерские богословы поняли из каждой заповеди, так и на то, насколько актуальны — часто удивительным образом — их ответы для основных культурных и общественных проблем сегодня. Катехизисы поступают совершенно правильно. Они следуют тому, что Писание смоделировало для нас в отношении этического мышления, максимально применяя Божьи заповеди и закон к каждой сфере нашей жизни. Так делали древние богословы в своем мире, и мы так же должны поступать в нашем.

Христиане-реформаты имеют огромные ресурсы в наших конфессиональных документах для поиска того, как наша вера всесторонне применяется к современным проблемам, не только личным, но и социальным. Богословы дают нам мощную библейскую подготовку, которая запрещает нам принимать просто приватизированную веру. Их призыв к нашей жизни — подражать их образцам толкования и применять Божий закон в каждой сфере жизни. Именно так выглядит благочестие.

Опубликовано с разрешения

Уведомления о появлении новых статей могут приходить к вам лично через разные каналы:

Фейсбук, ВКонтакте, Твиттер, Гуггл, Телеграм. Не упустите возможность быть в курсе.

16/11/2022
Темы:
Библия Закон Божий
390
3
мин
Поделиться:
Наши читатели помогли опубликовать уже тысячи статей.
Вы тоже можете
Другие материалы на эту тему
Что же Библия на самом деле говорит об алкоголе?
«Вари другим, как хотел бы, чтобы ...» (Парафраз известной всем цитаты)
Престон Спринкл
| 17 сен |
122503
Как именно женщины спасаются через чадородие?
Разбор 15-ого стиха 2-й главы 1-ого послания к Тимофею
Джон Пайпер
| 16 янв |
14126
Пять стихов из Библии, которые любят приводить не к месту
Тот, стих, что ты постоянно цитируешь… Он не совсем о том, о чем тебе кажется.
Бен Ирвин
| 18 ноя |
38047
Чтить Субботу как заповедь.
Пятница – день, ожидаемый всеми, кто с понедельника трудился. Пока еще суббота не испорчена всякой ерундой, давайте посмотрим, что нам на самом деле нужно с ней делать.
Энн Свинделл
| 24 окт |
10211
Пять цитат из Библии, которые неправильно поняли
Не судите, да не судимы будете... и другие цитаты, полюбившиеся христианскому обывателю.
Престон Спринкл
| 19 авг |
28582
Работает на Cornerstone