Бог не бросает слов на ветер, хотя часто именно такое подозрение приходит к нам в голову. В Библии очень много информации, которая кажется нам бесполезной, которую хочется пролистать и пойти дальше.
Например, когда апостол Иоанн рассказывает, что после воскресения Иисуса ученики поймали сто пятьдесят три рыбины (Ин. 21: 11). Такие подробности понятны только галилейским рыбакам первого века. Будь у апостола редактор, он бы вырезал эту деталь. Точное количество рыб нам ни о чем не говорит.
Или говорит? Описание событий в 21-й главе евангелия от Иоанна в стихах 1-14 содержит достаточно разных чисел, которые, казалось бы, там непонятно зачем. А потом паззл сходится. И становится понятно, что редактор у Иоанна – что надо.
Если присмотреться к непонятным деталям в Библии, то их найдется достаточно. Они кажутся нам «гландами, аденоидами и аппендиксом Священного Писания» – чем-то на первый взгляд бесполезным, но это не так.
Основная часть истории
Давайте соберем данные из истории про сто пятьдесят три рыбы.
Семь учеников, включая Петра и Иоанна, томятся от безделья и бесполезности. Петр решает заняться чем-нибудь продуктивным и знакомым – рыбалкой. Как все средиземноморские рыбаки-профессионалы, он знает: чтобы утром продать на рынке рыбу, ловить ее нужно ночью. Остальные шесть учеников решают пойти с ним. Но рыбалка не приносит успеха. Они сидят на берегу усталые, сонные и с пустыми сетями.
Тут на берег спускается некто. Как любой нормальный человек, он спрашивает, как рыбалка. Как любой нормальный рыбак без улова, ученики отвечают коротко и резко. Этот некто командует закинуть сети с другой стороны лодки, они слушаются, и сети едва не рвутся под весом рыбы. И тогда ученик Иоанн объявляет всем, что перед ними Господь (стих 7). Петр бросается в воду и плывет к берегу, оставляя улов на остальных учеников.
Когда на берегу собираются все семь учеников, они видят, что Иисус уже приготовил им завтрак из рыбы и хлеба. После этого Иисус общается с Петром и дает ему ценные указания.
Так выглядит основной мотив истории без «лишних» деталей.
С «лишними» деталями
Теперь вернемся к началу истории, подберем отброшенные куски и посмотрим, что получается.
В начале идет оглашение имен участников: «были вместе Симон Петр, и Фома, называемый Близнец, и Нафанаил из Каны Галилейской, и сыновья Зеведеевы (Иаков и Иоанн), и двое других из учеников Его» (стих 2). Что не так с этим списком? Там не хватает двух имен. Иоанн пишет о семи учениках, но называет только пятерых. Тем более, что-то делают только Петр и Иоанн, а Нафанаил, Иаков и Фома выступают в ролях второго плана. Почему?
Далее – одежда Петра. Зачем нам знать, что Петр, «услышав, что это Господь, опоясался одеждою, - ибо он был наг, - и бросился в море» (стих 7)?
Третья загадка – рыба. «Симон Петр пошел и вытащил на землю сеть, наполненную большими рыбами, которых, которых было сто пятьдесят три; и при таком множестве не прорвалась сеть» (стих 11). Очевидно, Иоанн поражен таким количеством рыбы. Но ведь остальные, кто будет знаком с этим событием только понаслышке, могут не понять, зачем эти детали? Почему Бог распорядился включить это все в рассказ?
Если присмотреться к рассказу внимательней, то становится ясно, что все эти незначительные детали все же несут определенный смысл и рассказывают свою собственную, параллельную историю. Имена, но не все, одежда и процесс одевания, сколько рыбы было поймано – все это выглядит, как чей-то частный рассказ с деталями, важными самому рассказчику – то есть, это речь рассказчика, который видел все это своими глазами. Мы разве не так же рассказываем, что сами видели? Мы включаем одно и выкидываем другое, исходя из эмоционального состояния на момент происшествия. Сами детали могут к основной истории не иметь отношения, но они важны для понимания личности рассказчика.
И самая странная деталь
Последнее, на что я хочу обратить ваше внимание, это стих 12: «Иисус говорит им: придите, обедайте. Из учеников же никто не смел спросить Его: кто Ты?, зная, что это Господь». Какая странная фраза. Так они поняли, что это – их Господь, или нет?
Да, они узнали Его. Но не по голосу или внешнему виду. Давайте вспомним, как долго они знали Его – три года. Большую часть трех лет они жили и служили с Иисусом бок о бок. И вот, когда Он пришел к ним на берег, они не узнали Его по голосу, хотя три года слушали Его проповеди (громким голосом). Но сейчас, хотя после Его воскресения они уже видели Его два раза, они Его совершенно не узнавали. Что им подсказало, что это именно Он? Рыба. Иоанна увидел, что сети наполнились и воскликнул: «Это Господь!».
Иоанн не распространяется о том, почему было так сложно узнать Иисуса. Так почему же важно понять, как именно они Его узнали?
Мне кажется, вот почему: ученики в этой истории не узнали Иисуса точно так же, как это произошло чуть ранее. Евангелист и апостол Лука описывает, как Иисус явился Клеопе и другому неназванному ученику на дороге в Эммаус (Лк. 24:13-25). Иисус провел весь день в беседах с этими учениками, но они, хотя и знали Его ранее, не могли Его узнать ни по голосу, ни по лицу, и только когда Он сделал что-то понятное для них – преломил с ними хлеб – они поняли, Кто это.
Понимаете связь между двумя этими событиями? Они очень похожи. Семь учеников не понимали, Кто перед ними, пока Он не сделал что-то, понятное им – наполнил пустые сети. Два рассказа двух разных людей, о двух разных событиях связаны между собой детализацией, свидетельствующей об их правдоподобности.
Обращайте внимание на детали
Обращайте внимание на библейские детали – их очень много. То, что кажется лишним, на деле совсем не лишнее. То, что там записано, попало туда по воле Бога.
«Лишние детали» в Евангелии от Иоанна 21:1-14 – не основная часть истории. И их цель – не только та, которую я привел. У них больше смысла, чем мы понимаем. Они как бы являются проводником к пониманию, что Бог пишет историю не небрежно, а глубоко, как бы на нескольких уровнях. Он ставит в истории отметки, побуждающие нас задавать вопросы, копать глубже.
«Гланды и аденоиды» – не просто мусор в библейском теле. Бог не разбрасывается словами просто так.