В моем доме редко бывает тихо. Поэтому, когда мне удается ускользнуть от четверых детей и лающей собаки, чтобы в одиночку выполнить какое-нибудь поручение, я иногда сижу на парковке лишние пять минут. Но слишком часто вместо того, чтобы наслаждаться тишиной, я добавляю шум. Я проверяю сообщения, дослушиваю серию подкаста или отвечаю на электронные письма.
Молчание может быть неловким. И оно кажется болезненно непродуктивным. Я не хочу упускать возможность пообщаться с людьми или вычеркнуть что-то из списка дел. Я определенно не хочу иметь дело с глубинными тревогами и страхами, терзающими мою душу, поэтому я заталкиваю их подальше, используя цифровой контент как молоток для игры в «whac-a-mole», чтобы не дать своему раздражению подняться на поверхность.
Получение информации — это не плохо. Но в нашей культуре, перенасыщенной контентом, слишком легко заполнить каждый момент или заглушить каждое неприятное чувство каким-нибудь шумом. Однако, как показывает пророк Аввакум, иногда наши умы и души действительно нуждаются в том, чтобы практиковаться в молчании перед Богом. Вот три причины, почему.
1. Молчание может быть актом поклонения.
В книге Аввакума мы видим, как пророк сокрушается по поводу зла и насилия, свидетелем которых он стал. Иудея и ее лидеры были коррумпированы, и Аввакум взывал к Богу, жалуясь на то, что Бог ничего не делает с этим. Пророк снова и снова обращался к Богу, задавая вопросы и жалуясь на явное молчание Бога. Затем в Аввакума 2:20 Бог сказал: «Господь же во святом храме Своем; да молчит пред Ним вся земля».
Мы можем поспешить высказать Богу все, что думаем, и иногда это нормально — донести до Него свои мысли без цензуры. История Аввакума показывает, что Бог может принять наше разочарование и скорбь, наш гнев и вопросы. Но наступает момент, когда мы должны признать, что Бог — это Бог, а мы — нет. Молчание перед Ним признает наше законное место. Последнее слово остается за Ним, и Он принимает наше поклонение.
Ветхозаветные пророки снова и снова призывали народ молчать в присутствии Бога (Нав. 2:20; Заф. 1:7; Зах. 2:13), а проповедник в Екклесиасте сказал об этом следующим образом: «Не будь опрометчив в устах твоих, и сердце твое да не спешит произнести слово пред Богом, ибо Бог на небе, а ты на земле. Поэтому пусть слова твои будут немногословны» (Еккл. 5:2).
Мы можем поклоняться Богу в тишине, глядя на творение и созерцая величие нашего Создателя. Мы можем прогуляться на улице, решив время от времени отказаться от наушников, чтобы поднять глаза и настроить уши на Того, Кто создал все, что мы видим и слышим. Мы можем включить тишину в наши богослужения и коллективные молитвы, позволяя нашим словам быть немногословными, пока мы почитаем нашего благого и всемогущего Бога.
2. Молчание может выявить наше идолопоклонство.
Аввакум возвещает «горе» тем, кто вырезает изображения из дерева и камня. Прямо перед повелением земле молчать перед Богом, Аввакум 2:18-19 говорит,
Какая польза от идола, сотворенного, металлического изображения, учителя лжи? Ибо создатель его уповает на свое творение, когда делает безгласных идолов! Горе тому, кто скажет деревяшке: проснись; камню безгласному: встань! Может ли это учить? Вот, он обложен золотом и серебром, и нет в нем никакого дыхания.
Возможно, мы не вырезаем изображения из дерева и камня. Но слишком многие из нас (включая меня) склонны поклоняться богу светящегося прямоугольника. Мы ищем ответы на наши опасения и утешение в нашей печали в пластиковых и металлических устройствах, расставленных по нашим домам, как наскальные изображения. Удобство экранов требует лишь одного клика, а alexa и siri предлагают ответы уже сейчас, поэтому нам слишком легко сделать из технологий идолов. Идолы во времена Аввакума не отвечали (2:18-19). Интересно, не могут ли наши идолы быть еще более опасными, потому что они говорят?
Наши идолы, какой бы формы и размера они ни были, не могут научить нас тому, что нам больше всего нужно знать. В них нет дыхания Божьего (2:19), и они не могут отозваться на самые глубокие крики нашей души. Регулярно практикуя молчание по отношению к нашим технологиям и помещая наши цифровые инструменты на их надлежащее место, можно выявить нашу склонность к их идолизации и помочь нам переориентировать наше внимание на истинного Бога.
3. Молчание может быть актом доверия.
После того как Аввакум высказал свои жалобы Богу в первой главе, он заявил: «Я встану на сторожевой пост мой и расположусь на башне, и буду смотреть, что Он скажет мне» (Авв. 2:1). Жаловаться Богу бывает легко. Гораздо труднее терпеливо ждать Его ответа.
Во многих случаях мы спешим обратиться за решением проблемы к друзьям, экспертам и поисковым системам. И они могут быть полезными и необходимыми ресурсами. Но прежде чем бежать к кому-то другому, обратимся ли мы сначала к Богу? Прежде чем мы попытаемся найти решение для наших проблем, как бы мы выглядели, если бы успокоились и затихли перед Господом?
Молчаливое ожидание может выглядеть как длительное размышление над Словом Божьим, прислушиваясь к руководству Святого Духа. Мы можем сидеть в Божьем присутствии в молитве, практикуя поведение Давида, когда он писал,
Господи, не возносится сердце мое, не возносятся очи мои высоко; не занимаюсь делами слишком великими и слишком чудными для меня. Но я успокоился и умиротворил душу мою, как отлученное от матери дитя. (Пс. 130:1-2)
Молчаливое ожидание перед Богом — это акт доверия, требующий от нас отдать Ему свою волю. В конце 3-й главы Аввакум наконец произносит слова, знакомые многим из нас: «Хотя бы смоковница не расцвела, ни плода не было на виноградных лозах, … но я буду радоваться о Господе; буду веселиться о Боге спасения моего» (Авв. 3:17-18). Скорее всего, Аввакум не пришел бы к такому доверию, если бы сначала не постоял перед Богом в тишине.
Так давайте же помолчим. Давайте ждать и слушать Господа, единственного истинного Бога, Того, Кто слышит, отвечает и предлагает спасение и покой, в которых мы так нуждаемся.