Вера и разум
Вера и разум

Вера и разум

Проповедь на национальной конференция Лигоньер в Орландо

Наша тема — вера и разум. Мы начнем с размышлений о разуме, затем о вере, а затем о взаимосвязи между ними в пробуждении спасающей веры.

Размышление о разуме

Давайте начнем наши размышления о разуме с Матфея 16:1-4.

И пришли фарисеи и саддукеи и, чтобы испытать Его, просили показать им знамение с неба [другими словами, какое-нибудь доказательство, которое помогло бы им уверовать]. Он сказал им в ответ: «Когда наступает вечер, вы говорите: „Будет хорошая погода, ибо небо красное“. А утром: „Сегодня будет буря, потому что небо красное и грозное“. Вы умеете толковать вид неба, но не можете толковать знамения времени. Род лукавый и прелюбодейный ищет знамения, но не дастся ему знамение, кроме знамения Ионы». И Он оставил их и удалился.

Когда я учился в семинарии, много говорили об эллинистическом мышлении в сравнении с гебраистическим. Примером эллинистического (или греческого) мышления может служить аристотелевская логика, в основе которой лежит силлогизм: «Все люди смертны; Платон — человек; следовательно, Платон смертен». Смысл этого различия между гебраистическим и эллинистическим мышлением заключается в том, что Библия имеет тенденцию быть гебраической, но мы склонны быть наследниками эллинистического мышления. Поэтому, если кто-то использует аристотелевскую логику в понимании Писания, он, вероятно, недостаточно осведомлен в вопросах истории. Библия уходит корнями не в линейную, аристотелевскую (иногда называемую западной) логику, говорили они, а в реляционное, опытное знание.

Я всегда считал, что эти различия вводят в заблуждение и не приносят пользы. Этот текст — одна из причин, по которой я не впечатлился этими различиями. Это большой философский дар — вырасти в доме, наполненном Библией. Человек избавлен от многих напрасно потраченных лет, проведенных в тупиках.

Что Иисус говорит этим фарисеям и саддукеям? Он говорит в стихе 2: «Когда наступает вечер, вы говорите: «будет хорошая погода, потому что небо ясно». Что это значит? Это значит, что эти гебраистские фарисеи и саддукеи мыслят аристотелевскими силлогизмами.

Посыл № 1: Красное небо вечером предвещает хорошую погоду.
Посыл № 2: Сегодня вечером небо красное.
Вывод из этих двух предпосылок: Погода будет хорошей.

И снова в стихе 3а: «А утром: «Сегодня будет буря, ибо небо красно и грозно». И снова они рассуждают в аристотелевском силлогизме.

Посыл № 1: Красное небо по утрам предвещает бурю.
Посыл № 2: Сегодня утром небо красное.
Вывод из этих двух предпосылок: Погода будет неспокойной.

Иисус ответил на это использование наблюдения и рассуждения в стихе 3б: «Вы знаете, как истолковать вид неба». Другими словами, вы знаете, как использовать свои глаза и разум, чтобы делать правильные выводы, когда речь идет о мире природы. Другими словами, Он приветствует использование ими эмпирических наблюдений и рационального мышления. На самом деле, именно это одобрение делает обоснованным следующее неодобрение. Он говорит в стихе 3с: «Но вы не можете истолковать знамения времен». И когда Он говорит: «Вы не можете», Он не имеет в виду, что у вас нет сенсорных и рациональных способностей, чтобы сделать то, что должно быть сделано. Он просто показал им, что на самом деле у них есть сенсорные и рациональные способности, чтобы делать то, что нужно. Они очень искусны в наблюдении и обдумывании, когда речь идет о том, как жить в этом мире.

Почему же тогда они не могут использовать эти способности для толкования знамений времени? Ответ дается в стихе 4: «Род лукавый и прелюбодейный ищет знамения, но знамения не будет ему дано, кроме знамения Ионы». Что это значит? Какое отношение имеет прелюбодеяние к их неспособности использовать свои глаза и разум для толкования знамений — то есть, признать Иисуса таким, какой Он есть?

Сердца, стремящиеся к другим супругам

В других местах Иисус описывает Себя как жениха (Матфея 9:15; 25:1-13), Который пришел в мир, чтобы получить Свою невесту — избранный народ. Но люди, считавшие себя Божьим народом, не захотели взять Его в мужья. Он не был Тем, кого они ожидали, и они не хотели быть Его народом или Его невестой (см. Луки 14:18-20). В этом смысле они были прелюбодеями. Их сердца устремились к другим супругам — другим богам, другим сокровищам (см. Луки 16:14; Матфея 6:5).

Вот почему фарисеи просят знамения, когда у них есть все признаки, которые им нужны. Они просят знамения, чтобы произвести впечатление, что нет достаточных доказательств относительно того, что Иисус — Мессия, и поэтому они вправе не принимать Его, в то время как на самом деле проблема заключается в духе прелюбодеяния. Они не хотят Этого Жениха. Они предпочитают другого. Но ответ Иисуса показывает им, что у них есть все необходимые признаки, и они вполне способны использовать свои чувства и разум для вынесения правильных суждений, когда пытаются сделать верные выводы о том, чего они хотят. Объяснение их скептического отношения к Иисусу не в недостатке доказательств или отсутствии рациональных способностей. Объяснение таково: они прелюбодейны. Они не хотят, чтобы Иисус был их женихом. Их сердце лукаво, а лукавое сердце нарушает их рациональные способности и делает их морально неспособными правильно рассуждать об Иисусе.

Вот что Павел говорит в Ефесянам 4:18 о падшем человеке в целом: «Они помрачены в разумении своем, отчуждены от жизни Божией по неведению, которое в них, по ожесточению сердца». Другими словами, в основе человеческой иррациональности и духовного невежества лежит черствость сердца. То есть, наши эгоцентричные сердца искажают наш разум до такой степени, что мы не можем использовать его, чтобы делать истинные выводы о том, что есть на самом деле. Если мы не хотим, чтобы Бог был Богом, наши органы чувств и наши рациональные способности не смогут сделать вывод, что Он — Бог.

Ожесточенные сердца и умы

Во 2 Коринфянам 3:14 Павел говорит, что ум «ожесточен» (epōrōthē). В 1 Тимофею 6:5 он называет разум «развращенным» (diephtharmenōn). А в Римлянам 1:21 он говорит, что мышление стало «бесполезным» (emaraiōthēsan), «помраченным» (eskotisthē) и «глупым» (asunetos), потому что люди «неправдою своею подавляют истину» (Римлянам 1:18). Другими словами, неправедность нарушает способность видеть истину. Испорченность наших сердец является корнем нашего неразумия.

Мы — прелюбодейное поколение. Мы любим заблуждения, ориентированные на человека, больше, чем возвышающую Христа истину, и наши рациональные силы оказались в плену, чтобы служить этой прелюбодейной любви. Именно это разоблачил Иисус, когда сказал: «Вы умеете толковать вид неба, но знамений времени не можете». Другими словами, ваш разум прекрасно функционирует, когда ищет партнера в прелюбодеянии, но он не может увидеть знаки Христовозвышающей истины.

Подумайте об этом

Тем не менее, Новый Завет говорит об использовании нашего разума повсюду в процессе христианского обращения, роста и послушания. Например, по меньшей мере десять раз в книге Деяний Лука говорит, что стратегия Павла заключалась в том, чтобы «рассуждать» с людьми, пытаясь обратить их и укрепить (Деян. 17:2, 4, 17; 18:4, 19; 19:8, 9; 20:7, 9; 24:25). А Павел сказал коринфянам, что он лучше скажет пять слов умом, чтобы наставить других, чем десять тысяч слов языком (1-е Коринфянам 14:19). Он сказал ефесянам: «Читая это, вы можете понять мое понимание тайны Христовой» (Ефесянам 3:4). Другими словами, вовлечение разума в высокоинтеллектуальную задачу чтения и толкования языка Павла — это путь к тайне, которую Бог дал ему открыть.

И, возможно, самым полезным из всего этого является слово к Тимофею о взаимосвязи разума и божественного озарения. Во 2 Тимофею 2:7 он говорит: «Обдумай, что я говорю, ибо Господь даст тебе разумение во всем». Так много людей сворачивают с дороги в ту или иную сторону от этого стиха. Некоторые делают акцент на «размышляйте над тем, что я говорю». Они подчеркивают незаменимую роль разума и мышления. И они часто преуменьшают сверхъестественную роль Бога в том, чтобы сделать разум способным видеть и принимать истину. Другие подчеркивают вторую половину стиха: «И даст тебе Господь разумение во всем». Они подчеркивают тщетность разума без Божьей просветительской работы. «Господь даст вам разумение».

Но Павел отказывается бросаться в такие крайности. Он говорит: не «или-или», а «и то, и другое». «Вдумайтесь в то, что я говорю, ибо Господь даст вам разумение во всем». Готовность Бога дать нам понимание — это основание нашего мышления, а не замена нашего мышления. «Подумайте над тем, что я говорю, ибо Господь даст вам разумение». Нет причин думать, что человек, который думает без молитвенного упования на Божий дар понимания, получит его. И нет оснований думать, что человек, который ожидает Божьего дара понимания, не размышляя над Его словом, тоже его получит.

Задействуйте свои способности к размышлению

Павел повелевает нам размышлять над тем, что он говорит. Используйте свой разум. Задействуйте свои способности к рассуждению, когда слышите Божье слово. Иисус предупредил, что произойдет, если мы этого не сделаем, и какое благословение может прийти, если мы это сделаем. В притче о почве Он сказал о семени, посеянном на дороге: «Когда кто слышит слово Царствия и не понимает его, приходит лукавый и похищает посеянное в сердце его». Понимание разумом не является чем-то факультативным. От этого зависит наша жизнь. А о семени, посеянном на доброй почве, Он говорит: «Сей есть слушающий слово и разумеющий его. Он действительно приносит плод и дает, в одном случае во сто крат, в другом в шестьдесят, а в ином в тридцать» (Матфея 13:23).

Это правда, что, как говорит Павел в Римлянам 10:17, «вера происходит от слышания, а слышание от слова Христова». Но Иисус говорит, что слух без разумения ничего не дает. Когда мы слышим слово Божье, говорит Павел, мы должны «обдумать» услышанное. В противном случае мы попадем под обвинение Иисуса: «Слух их не слышит, и они не разумеют» (Матфея 13:13).

Итак, хотя наш естественный разум испорчен, омрачен и глуп, тем не менее, Новый Завет требует, чтобы мы использовали его в процессе прихода к вере, приведения людей к вере и в процессе христианского роста и послушания. Нет такого способа пробудить веру или укрепить ее, который бы уклонялся от правильного мышления.

Прежде чем мы задумаемся о том, как это возможно, учитывая, насколько мы испорчены, мы ненадолго отвлечемся от темы разума и рассмотрим природу веры.

Природа веры

Единственный вид веры, который в конечном итоге имеет значение, это спасающая вера — вера, которая соединяет нас со Христом, так что Его праведность засчитывается нам в оправдание, а Его сила течет в нас для освящения. Другими словами, меня не интересует вера вообще — вера других религий, которая не является верой во Христа, или вера науки в истинность ее первых принципов, или вера детей в своих родителей, или любой другой вид веры, который не является верой во Христа. Меня интересует только та вера, которая дает вечную жизнь. Вера, которая спасает. Вера, которая оправдывает (Римлянам 3:28; Галатам 2:16) и освящает (Деяния 26:18; 1 Петра 4:11).

Только вера оправдывает

Чтобы понять природу этой веры, полезно задуматься над тем, почему только вера оправдывает. Почему не любовь или какая-либо другая добродетель? Вот как отвечает на этот вопрос Дж. Грешем Мачен в своей книге 1925 года «Что такое вера? »:

Истинная причина, по которой вера занимает в Новом Завете такое исключительное место в достижении спасения, по сравнению с любовью и всем остальным в человеке… заключается в том, что вера означает получение чего-то определенного, а не делание чего-то определенного или даже бытие чем-то определенным. Поэтому слова, что наша вера спасает нас, означают, что мы не спасаем себя даже в малейшей степени, но что Бог спасает нас.

Не по любви

Другими словами, мы оправдываемся только верой, а не любовью, потому что Бог намерен ясно показать, что Он совершает решающее спасение вне нас и что личность и дело Христа являются единственным основанием для нашего принятия Богом. За сто лет до этого Эндрю Фуллер (главный соратник Уильяма Кери в Англии) дал такое же объяснение.

Таким образом, оправдание приписывается вере, потому что именно через веру мы принимаем Христа; и, следовательно, только через веру, а не через какую-либо другую благодать. Вера — это именно принимающая благодать, а не какая-либо другая. Если бы мы сказали, что оправдываемся покаянием, любовью или какой-либо другой благодатью, это навело бы нас на мысль о том, что в нас есть нечто хорошее, что является тем соображением, по которому даруется благословение; но оправдание верой не навевает такой мысли.

Итак, что отличает веру от других милостей и добродетелей, так это то, что она является «особой принимающей милостью». Вот почему Павел говорит в Ефесянам 2:8: «Благодатью вы спасены через веру». Благодать от Бога соотносится с верой в нас. Причина в том, что благодать — это свободное даяние Бога, а вера — это наше беспомощное получение. Когда Бог оправдывает нас одной лишь верой, Он имеет в виду не веру как добродетель, а веру как принятие Христа. Это то же самое, что сказать, что не наша добродетель, а добродетель Христа является основанием нашего оправдания.

Что принимает вера

Теперь ключевой вопрос: что получает вера, чтобы быть оправдывающей верой? Ответ, конечно же, заключается в том, что вера принимает Иисуса Христа. «Веруйте в Господа Иисуса и спасетесь» (Деян. 16:31). «Всем, принявшим Его, верующим во имя Его, дал Он право быть чадами Божиими» (Иоанна 1:12). Вера спасает, потому что принимает Христа.

Но мы должны четко понимать, что это означает, потому что есть так много людей, которые говорят, что они приняли Христа и уверовали во Христа, но они практически не проявляют никаких доказательств того, что духовно живы. Они не реагируют на духовную красоту Иисуса. Их не трогает слава Христа. У них нет духа апостола Павла, когда он сказал: «Все почитаю за потерю, потому что превосходит меня достоинство познания Христа Иисуса, Господа моего. Ради Него я все потерял и почитаю за сор, чтобы приобрести Христа» (Филиппийцам 3:8). Это не их дух, но они говорят, что приняли Христа.

Один из способов описать эту проблему заключается в том, что когда эти люди «принимают Христа», они не принимают Его как высшую ценность. Они принимают Его просто как Избавителя от греха (потому что им нравится быть свободными от вины), и как Спасителя из ада (потому что им нравится быть свободными от боли), и как Целителя (потому что им нравится быть свободными от болезней), и как Защитника (потому что им нравится быть в безопасности), и как Подателя процветания (потому что им нравится быть богатыми), и как Творца (потому что они хотят иметь личную вселенную), и как Владыку истории (потому что они хотят порядка и цели) ; но они не принимают Его как высшую и личную Ценность за то, кем Он является. Они не принимают Его таким, какой Он есть на самом деле — более славным, более прекрасным, более чудесным, более удовлетворяющим, чем все остальное во вселенной. Они не ценят Его, не дорожат Им, не лелеют Его и не восторгаются Им.

Или, говоря по-другому, они «принимают Христа» таким образом, чтобы это не требовало изменения человеческой природы. Вам не нужно рождаться свыше, чтобы любить свою свободу от вины, боли, болезней, свою безопасность и свои богатства. Все люди без духовной жизни любят эти вещи. Но чтобы принять Иисуса как свое высшее сокровище, нужна новая природа. Ни у кого это не получается естественным образом. Вы должны родиться свыше (Иоанна 3:3). Вы должны стать новым творением во Христе (2 Коринфянам 5:17; Галатам 6:15). Вы должны стать духовно живыми (Ефесянам 2:1-4).

Таким, какой Он есть на самом деле

Поэтому спасающая вера — это принятие Христа таким, какой Он есть на самом деле, а именно: более славным, более прекрасным, более удовлетворяющим и, следовательно, более ценным, чем все, что есть во вселенной. Спасительная вера говорит: «Я принимаю Тебя как моего Спасителя, моего Господа, мое высшее Сокровище; и все почитаю за потерю, потому что превосходит всякое достоинство познание Христа Иисуса, Господа моего». Вот почему Иисус сказал: «Итак всякий из вас, кто не отречется от всего, что имеет, не может быть Моим учеником» (Луки 14:33). И снова: «Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня» (Матфея 10:37). И еще: «Царство Небесное подобно сокровищу, скрытому в поле, которое человек нашел и укрыл. Тогда он в радости своей идет и продает все, что имеет, и покупает поле то» (Матфея 13:44).

Безграничная слава Иисуса делает Его бесконечно ценным и бесконечно насыщающим. Спасительная вера принимает этого Христа. Не то чтобы мы испытали полноту радости сейчас или кульминацию удовлетворения в этой жизни, но мы вкушаем ее (Псалом 33:9), мы знаем, где она находится (Иоанна 6:35), и мы «подвизаемся, чтобы сделать ее [своею], потому что Христос Иисус сделал [нас] своими» (Филиппийцам 3:12).

Взаимоотношения между верой и разумом

Теперь мы переходим к отношениям между верой и разумом, как мы описали их здесь. То, что мы видели относительно природы спасающей веры, определяет, что будет достаточным и разумным основанием для такой веры. Спасительная вера не может основываться только на грубых фактах — таких, как Христос прожил совершенную жизнь, Иисус — Мессия, Христос умер за грешников, Христос — Бог, Христос воскрес из мертвых. Дьявол верит во все эти факты.

Природа спасающей веры требует большего, чем факты в качестве основания — не меньшего, а большего. Мы видели, что спасающая вера — это не просто принятие фактов. Это принятие Христа как бесконечно славного, дивно прекрасного и в высшей степени ценного. Поэтому основанием такой веры должно быть духовное видение этой славы, красоты и ценности. Это видение не отделимо от повествования исторических фактов Евангелия. Мы должны рассказать старую-старую историю. Но видение божественной славы Христа в Евангелии не тождественно видению евангельских фактов. Поэтому человеческий разум — использование разума для объяснения и защиты фактов Евангелия — играет незаменимую, но не решающую роль в пробуждении и утверждении спасительной веры. Мы должны рассказать историю, правильно изложить евангельские факты и доктрину. Но решающим основанием для спасительной веры является слава Христа, явленная в Евангелии.

Вот ключевой библейский текст, подтверждающий мою мысль:

Бог мира сего ослепил умы неверующих, чтобы они не видели света благовествования о славе Христа, Который есть образ Божий. Ибо мы проповедуем не себя, но Иисуса Христа как Господа, самих себя, как рабов ваших ради Иисуса. 6 Ибо Бог, сказавший: «да воссияет свет из тьмы», воссиял в сердцах наших, чтобы дать свет познания славы Божией в лице Иисуса Христа. (2 Коринфянам 4:4-6)

Рассмотрим шесть наблюдений из этого текста.

1. Слава Христа видна в Евангелии

В стихе 4 говорится, что Евангелие — это «благовестие о славе Христа, Который есть образ Божий». Это нужно увидеть, чтобы спасительная вера откликнулась на Евангелие и приняла Христа таким, какой Он есть на самом деле — бесконечно славным. Джонатан Эдвардс прокомментировал этот текст в том же ключе. Он сказал: «Ничто не может быть более очевидным, чем то, что о спасительной вере в Евангелие здесь говорится… как о проистекающей из „просветления ума“, чтобы созерцать Божественную славу того, что оно показывает». Другими словами, основанием спасительной веры является слава Христа, явленная в Евангелии.

2. Слава Христа действительно существует

Эта божественная слава действительно и объективно присутствует в Евангелии. Иначе Павел не говорил бы о том, что бог мира сего ослепляет умы неверующих. Если чего-то нет на самом деле, то не нужно быть слепым, чтобы это не заметить. Но если оно действительно есть, то нужно быть слепым, чтобы не заметить его. Поэтому «свет Евангелия славы Христовой» действительно есть. Это самоподтверждающаяся божественная слава. Джонатан Эдвардс называет ее «невыразимым, отличительным, доказательным превосходством Евангелия».

3. Видеть славу Христа — это от Святого Духа

Стих 5 ясно показывает, что увидеть это «отличительное, доказательное превосходство» — славу Христа в Евангелии — можно не в видении, не во сне и не в шепоте Святого Духа. Она видна в библейской истории Христа, когда вдохновенный апостол проповедует Евангелие Христа. Стих 5: «Мы проповедуем не себя, но Иисуса Христа как Господа, самих себя, как рабов ваших ради Иисуса». Здесь место разуму. Павел использует свой разум, чтобы провозгласить, объяснить, защитить и подтвердить факты Евангелия. Он утверждает, что Иисус — Христос, что Он воскрес из мертвых и что Он умер за наши грехи. Он делает то, о чем мы читаем в книге Римлянам, Галатам, Ефесянам и Колоссянам. Он обосновывает свои слова фактами и аргументами и утверждает Христа. Поэтому мы знаем, что созерцание подлинной славы Христа не отделено от рационального изложения и демонстрации истины Евангелия. Это необходимо.

4. Разум не является решающим основанием спасающей веры

Но это необходимое использование разума в провозглашении Евангелия не является решающим и непоколебимым основанием спасающей веры. Это основание — «свет познания славы Божией в лице Иисуса Христа». И видеть этот непоколебимо убедительный и подлинный свет — Божий дар. Об этом говорится в стихе 6: «Бог, Который сказал: „Да воссияет свет из тьмы“, воссиял в наших сердцах, чтобы дать свет познания славы Божьей в лице Иисуса Христа».

В стихе 4 мы не могли видеть этот «свет благовествования о славе Христа, который есть образ Божий», потому что были ослеплены богом этого мира. Никакие рассуждения или исторические аргументы не могли привести к духовному зрению слепых. Тем не менее, рациональное провозглашение Евангелия в стихе 5 просто необходимо.

Но теперь в стихе 6 происходит решающее изменение. Бог, Который говорит и вызывает свет, открывает наши слепые глаза, и удивительным образом Евангелие распятого и воскресшего Христа (рационально изложенное в проповеди и учении) теперь сияет «неизреченным, отличительным, доказательным превосходством» — славой Бога в лице Христа. Слава Христа, явленная в Евангелии, является решающим основанием спасающей веры, потому что спасающая вера — это принятие Христа как бесконечно славного и в высшей степени ценного. Она не может быть основана на чем-то меньшем.

5. Спасительная вера разумна

Это основание веры является разумным основанием, и убеждение, которое вытекает из него, является разумным убеждением. Оно выходит за рамки того, что может дать простое рассуждение о фактах, но само по себе оно разумно. Джонатан Эдвардс объясняет: «Под разумным убеждением я понимаю убеждение, основанное на реальных доказательствах, или на том, что является хорошим основанием, или справедливым основанием для убеждения. Нет ничего более разумного, чем то, что спасающая вера, как принятие Христа безгранично славным, должна быть основана на духовном видении Его Божественной славы».

6. Это единственный путь к духовной уверенности

Причина, по которой такое понимание отношений между верой и разумом так важно, заключается в том, что огромная масса обычных людей (и я отношу себя к их числу) не может прийти к непоколебимому убеждению в истинности христианства никаким другим путем. Если наша единственная уверенность опирается на рациональную историческую аргументацию, мы будем знать только вероятности, но не духовную уверенность. Но апостол Иоанн сказал: «Сие пишу вам, верующим во имя Сына Божия, дабы вы знали, что имеете жизнь вечную» (1 Иоанна 5:13).

Джонатан Эдвардс обладал блестящим умом. Никто не мог переспорить Эдвардса. Но то, что двигало им в этом вопросе о взаимоотношениях между верой и разумом, было его заботой об индейцах Хаусатуннака. И нас в этом вопросе должно занимать не только то, как похвалить и защитить христианство перед интеллектуалами, но и как провозгласить его среди тысяч недостигнутых народов по всему миру, которые не могут дождаться просвещения целых поколений. Вот что двигало Эдвардсом и что движет мной в этом вопросе:

Если люди не могут прийти к разумному, твердому убеждению и убежденности в истинности Евангелия посредством внутренних доказательств этого… посредством лицезрения его славы; невозможно, чтобы те, кто неграмотен и не знаком с историей, вообще имели какое-либо глубокое и действенное убеждение в этом. Они могут и без этого видеть большую вероятность этого; для них может быть разумным оказывать большое доверие тому, что говорят им ученые мужи и историки… Но чтобы иметь убеждение, настолько ясное, очевидное и заверяющее, достаточное для того, чтобы побудить их с дерзновением продать все, уверенно и бесстрашно рискнуть потерять все, претерпеть неимоверные и длительные мучения, растоптать мир ногами и считать все тщетою для Христа, доказательств, которые они могут получить из истории, не может быть достаточно.

Но для этого я и пришел. Я хочу воспитать только такого христианина. Бесстрашных, готовых потерять все, готовых перенести самые тяжелые испытания ради Христа, попирающих дьявола ногами, считающих все тщетою ради Христа, и когда смерть приходит в этом деле, называющих ее приобретением.

Свет из тьмы

Итак, да, мы должны использовать свой разум. Мы должны использовать свой разум в провозглашении, объяснении и подтверждении Евангелия. Мы должны отстаивать веру, однажды переданную святым (Иуды 3). Мы должны быть готовы, подобно Павлу, пойти в темницу «для защиты и утверждения Евангелия» (Филиппийцам 1:7). Без этого не обойтись.

Но когда мы используем все наши обновленные душевные силы для Христа, мы должны молиться вместе с Павлом, чтобы Святой Дух сопровождал проповедь Евангелия и чтобы Бог, сказавший: «Да воссияет свет из тьмы», воссиял в сердцах наших слушателей, чтобы дать свет познания славы Божьей в лице Иисуса Христа«. Только когда это произойдет, появятся истинные христиане, которые скажут: «Все почитаю тщетою ради познания Христа Иисуса, Господа моего».

Опубликовано с разрешения

Уведомления о появлении новых статей могут приходить к вам лично через разные каналы:

Фейсбук, ВКонтакте, Твиттер, Гуггл, Телеграм. Не упустите возможность быть в курсе.

11/05/2023
Темы:
Вера разум
378
>5
мин
Поделиться:
Наши читатели помогли опубликовать уже тысячи статей.
Вы тоже можете
Другие материалы на эту тему
«Быть в мире, но не от мира» – верно ли мы понимаем эту фразу?
Глубокое значение, которое мы не замечали.
Джесси Керри
| 29 янв |
13573
Что делать со всеми этими деноминациями?
Крошка сын к отцу пришел, и спросила кроха.
Эд Кауфхольц
| 6 апр |
13029
Как Филипп Янси оставил токсичную религию, не потеряв веры
Известный американский автор о своем христианском пути.
Тайлер Хакаби
| 11 ноя |
1843
Ну, ты че такой серьезный-то?
Когда Иисус говорит, что бремя его легко и иго его благо, верим ли мы Ему?
| 2 июн |
3710
Жаль, что меня этому научили в воскресной школе.
Знать правильные ответы и ничегошеньки не понимать – это так просто.
Люси Гринберг
| 31 окт |
9418
Работает на Cornerstone