Если вы росли в христианской семье или всегда посещали церковь, то наверняка частенько слышали фразу, что христиане должны «быть в мире, но не от мира».
Заботливый пастор или беспокоящиеся родители обычно употребляют эту фразу, когда хотят объяснить, почему не стоит слушать «светскую» музыку или смотреть фильмы 18+.
Не, ну так-то оно верно, да? Идея в том, чтобы, находясь внутри данной культуры, не увлекаться ей слишком сильно.
Да, но где же та самая грань, разделяющее эти понятия «в» и «от». Можно ли нам ходить в бары? На вечеринки? Заниматься политикой? Что же всё-таки означает эта фраза, и библейская ли она вообще?
А вдруг мы упускаем самый главный смысл этой фразы?
Что говорит Библия?
Несмотря на то, что фраза подразумевается во многих отрывках евангелий, она нигде не написана в виде конкретного стиха.
Приближаясь к моменту распятия и воскресения, Иисус использует эту идею, чтобы подготовить учеников к грядущему, чтобы они поняли своё предназначение в Великом Поручении. В Иоанна 15:19 Он говорит: «вы не от мира, но Я избрал вас от мира». «Они не от мира, как и Я не от мира», говорит Он об учениках позднее в Иоанна 17:19.
Наше отношение к миру сводится не только к тому, чтобы пытаться избегать всего, что неприятно или сомнительно.
В Римлянам 12 Павел пишет церкви в Риме: «Не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, дабы вам познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная».
Ни один из вышеприведённых примеров не говорит о том, что нам надо решить, в какие культурные события нам следует вовлекаться, исходя из этических соображений. Тут на карту поставлено гораздо больше.
Новый путь
Суть евангелия сводится к тому, что весь наш мир стал греховен, и что Иисус – единственный, кто может помочь нам. (Конечно, это сверх упрощённая версия, но вы поняли, к чему я). Мы знаем, что новая жизнь даётся нам по благодати, спасением, дарованным Иисусом. Поэтому Павел и говорит: «Итак, кто во Христе, тот новая тварь. Старое прошло, теперь всё новое».
Но история не заканчивается на этом. Евангелие учит не только о спасении каждого человека в отдельности, но и о применении учения Иисуса так, чтобы мир вокруг начал меняться. Иисус велит ученикам молиться так: «да придёт Царствие Твоё, да будет воля Твоя на земле, как на небе». Он избрал нас (Церковь) в качестве инструментов для того, чтобы привести этот мир в соответствие со Своим планом и принципами.
Вот почему так важно правильно понимать фразу «быть в мире, но не быть от мира».
Как устроен этот мир?
Да, нас призывают стремиться к праведности и помышлять только о том, что «истинно, что честно, что справедливо, что чисто, что любезно, что достославно, что только добродетель и похвала» (Филиппийцам 4:8). Но наши отношения с миром подразумевают не только попытку избегать всего, что мы находим неприятным или сомнительным.
Быть «в» мире означает, что мы должны понимать, где и что с этим миром не так. Не просто отходить в сторонку и не прикасаться, а стараться исправить эту «поломку». Вот что подразумевает фраза «на земле, как и на небе».
В Матфея, Иисус рассказывает притчу о том, на что будет похоже Царствие. В притче на одну и ту же работу к хозяину устраиваются несколько групп рабочих, но в разное время. В конце дня он всем платит одинаково – даже тем, кто потрудился всего один час.
Истинная религия – это не состязание в святости. Она о тех, кто применяет слова Христа на деле.
Работники, отпахавшие весь день, возмущались решением хозяина. А хозяин спрашивает их: «Вы, что, завидуете, что ли, из-за моей щедрости?»
Иисус сказал, что суть этой притчи: «последние станут первыми, а первые последними».
Данная мысль подрывает всё, к чему люди привыкли в этом мире. Она заставляет думать не так, как обычно думают люди. Щедрость ставится выше «справедливости». Благодать выше «правильности». Она показывает, что тут главный – Бог, а Его пути – не наши пути. Его пути лучше.
В Царстве Иисуса вдова жертвует последними грошами, но получается, что она дала намного больше, чем богач, принёсший свои богатства. В Его Царстве кроткие наследуют землю, а не богатые, известные и влиятельные.
Его Царство устроено не так, как этот мир: «Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб. А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую; и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду; и кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два. Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся».
Иаков говорит о том, что истинная религия – это не состязание в святости. Она о тех, кто применяет слова Христа на деле: «Чистое и непорочное благочестие пред Богом и Отцем есть то, чтобы призирать сирот и вдов в их скорбях и хранить себя неоскверненным от мира» (1:27).
Фраза «Неосквернённым от мира» стоит в том же отрывке, где говорится о том, как жить «в» нём.
Быть «в мире, но не от мира» означает не только стремление не грешить: это значит жить по заповедям Христа, обучать им и служить бесправным, страдающим от несправедливости, беженцам, бедным, больным, заключённым, нашим врагам и «наименьшим из них».
Механизм мира сломался, но Христос показал нам, как мы можем поучаствовать в его починке: всё, что надо сделать, - это принять решение оставаться «в» мире, чтобы видеть, где бороться с несправедливостью, но при этом выбирать другие пути воздействия, не как привыкли в мире, не «от» мира. Найти лучшие пути.