После церкви Грег пошел забирать своих дочерей из детского служения. Когда он подошел к классу, ему пришлось увернуться от пролетевшего мимо его головы бумажного самолетика. Оглядев комнату, он увидел, что учительница умоляет одного ребенка, стоящего на парте, а другой бросает бумагу в остальных учеников. «О боже», — воскликнул он. Тревожный взгляд Грега метался по комнате в поисках своих дочерей. Он пробормотал себе под нос: «Это место — зоопарк», и как можно быстрее выпроводил своих девочек за дверь.
В детском служении поддержание порядка в классе стоит на первом месте в списке приоритетов. Детям не свойственно следовать правилам и распорядку или вести себя уважительно. Грех встает на пути нашего идеала хорошо структурированного и послушного класса. Более того, искренние учителя воскресной школы — это добровольцы, не имеющие профессиональной подготовки. Даже опытные родители вскоре могут обнаружить, что класс из 15 человек — это гораздо больше, чем несколько детей. Большие группы нуждаются в продуманном руководстве.
Что способствует хорошему проведению занятий в классе? Хорошо управляемый класс состоит из пяти компонентов: любовь, руководство, ожидания, распорядок и веселье.
Любовь
Павел регулярно выражал свою привязанность к верующим, которые находились под его опекой. Он с нежностью говорил о святых: «Мы были кротки между вами, как кормящая мать, заботящаяся о детях своих» (1 Фес. 2:7). Если Павел так говорил со взрослыми, то насколько больше мы должны ободрять и ласково относиться к детям в наших классах?
Один мудрый учитель однажды сказал: «Вы получаете то, что поощряете». Выкрикивание приказов и угроз в адрес детей может улучшить их поведение, но это не завоюет их сердца. Если у меня есть порядок в классе, но нет любви, я — шумный гонг или звенящий кимвал" (1 Кор. 13:1).
Руководство
Взрослые контролируют класс. Они главные, а не дети. Господь вверяет взрослым жизнь детей, включая дисциплину и обучение. Это требует лидерства. Мы часто говорим учителям воскресной школы: «Вы — босс, так ведите себя соответственно».
Очень соблазнительно дурачиться, вести себя как ребенок и быть дурашливым, когда вы служите с детьми. Но мы должны принять благодатную власть, которую Бог дал нам, чтобы вести и любить маленьких детей. Конечно, есть время и для веселья, но если вы не возьмете на себя ответственность, дети не будут вас уважать.
Ожидания
Учителям необходимо установить несколько основных ожиданий от детей в классе: Мы слушаем во время рассказа. Мы слушаем учителя и других детей. Не разговаривать наперебой. Поднимайте руку, если у вас есть вопрос. Мы делимся друг с другом. Мы будем относиться с уважением ко всем — и к взрослым, и к детям.
Четко сформулируйте свои ожидания и просматривайте их вместе в начале каждого урока. В некоторых классах мы видели, что ожидания написаны большими жирными буквами на большой плакатной доске, прикрепленной к стене. Так всем легко узнать правила, и их легко пересматривать и закреплять каждую неделю.
Когда взрослые непоследовательны в своих ожиданиях, они вредят своим ученикам и себе. Некоторые взрослые не хотят, чтобы их считали строгими, но заниженные ожидания, чрезмерная снисходительность и непоследовательность могут разрушить класс. Если ожидания занижены, то дети будут соответствовать им. Высокие ожидания не должны пугать учителя, если они подкреплены положительным примером, последовательностью, милостью и любовью.
Распорядок
Рассмотрим два сценария. В первом случае Джонни заходит в класс, и учитель говорит: " Делай сейчас все, что хочешь". Джонни задается вопросом: «Что мне делать? Что делают другие дети? Его неуверенность вызывает рост тревожности. Во втором сценарии Джонни посещает занятия в первом классе уже шесть месяцев. Он знает, что занятия всегда начинаются с работы над раскраской в течение первых пяти минут. Когда приходит достаточно учеников, учитель начинает со слов «Доброе утро, класс», а затем напоминает детям об ожиданиях класса. Джонни знает распорядок дня, поэтому нет никакой неопределенности, когда он приходит.
Свобода действий приводит к хаосу, беспокойству и разочарованию. Но порядок, структура и предсказуемость четкого распорядка дают детям чувство безопасности, которое помогает им развиваться. Полезно вывесить расписание занятий на стене, чтобы оно было у всех на виду. Это поможет не только детям, но и новым учителям.
Веселье
Предположим, учитель мистер Джонс просто читает историю Давида и Голиафа (1 Цар. 17) своим первоклашкам обычным монотонным голосом. Что произойдет? Несмотря на то, что это захватывающая история, дети начнут ерзать и отвлекаться уже через несколько минут.
Учителя должны сделать класс увлекательным и веселым. Если бы мистер Джонс вместо этого стоял на стуле во время всех реплик Голиафа и рычал, когда произносил их, дети были бы сконцентрированы на его выступлении. Дети любят двигаться и участвовать в обучении. Учитель может попросить детей выкрикивать вызывающие крики Голиафа («Я бросаю вызов рядам Израиля в этот день!») и верные ответы Давида («Я пришел к тебе во имя Господа»). Мистер Джонс может предложить детям разыграть ситуацию, когда Давид бросает камень в голову Голиафа, или раздать реквизит, например, доспехи Саула для примерки или пращу и камень для ощупывания.
Бог — это суть истории, но творчество делает обучение более приятным. Если учитель делает урок веселым, дети реже ведут себя плохо и с большей вероятностью будут увлечены. Это создает лучший общий опыт работы в классе для всех.
Пять приведенных здесь стратегий работы в классе не всегда приходят к добровольцам естественным образом. Руководителям придется вдохновлять, обучать и подкреплять каждую из них. Но эти навыки могут быть полезны, когда мы стремимся устранить все препятствия, стоящие на пути к тому, чтобы дети слышали, узнавали и познавали Бога.