Две недели назад издание Leadership Journal опубликовало статью осужденного за сексуальное преступление, в которой он утверждал, что его сексуальное насилие в отношении малолетнего лица следовало бы считать добровольной связью.
На прошлой неделе несколько бывших студентов одного из христианских университетов сделали заявление, что в администрации университета им неоднократно приходилось слышать фразы: «Следует поискать в вашей жизни грехи, из-за которых вас изнасиловали».
Несколько месяцев назад в этом университете временно приостановили внешнее расследование насчет правил и действий этого учебного заведения, касающихся сексуального насилия. Это решение привлекло внимание общественности, в результате широкого обсуждения были вскрыты похожие случаи и в других христианских учебных заведениях. Где-то были нарушены конкретные законы, где-то студентке угрожали исключением, если она обратится в полицию, а в одном университете жертву изнасилования исключили за «сексуальное распутство».
Почему это все происходит?
Почему создается впечатление, что консервативные учебные заведения Америки встают на сторону насильников, а не их жертв?
Последние несколько недель показали, что многие из нас не очень-то понимают природу насилия и насильников. И если с физическим насилием все более менее понятно, ущерб от эмоционального, вербального, духовного насилия и даже насилия в браке для многих людей совершенно неочевиден. Довольно часто пасторы, консультирующие своих прихожан, характеризуют такие формы насилия как «семейные проблемы» и отправляют их в разряд «мелочей». Если он вас не бьет, значит это не насилие.
В некоторых случаях пасторы даже усиливают эту среду всеобщего незнания и непонимания вопроса.
Например, хотя многие пасторы и признают существование физического насилия в семьях, их доктринальные убеждения «нерушимости брачных уз» не позволяют найти «законный» способ разделить супругов в семье, где происходит насилие. Недавно один из очень известных пасторов заявил, что если в семье происходит насилие, жертва должна все тягости сносить, потому что у всего происходящего есть какой-то высший смысл. Эти слова вызвали бурю негодования в обществе.
Проповедуемая идея, что «подчинение» поможет агрессору осознать все и измениться, на самом деле как нельзя лучше подходит для самих агрессоров – это они хотят своих жертв убедить в том, что если им дадут, что они хотят, все сразу станет хорошо. Проблема в том, что жертве никогда не удастся полностью удовлетворить желания своего обидчика.
Насильники (давайте называть все своими именами, даже если насилие было не физическим) частенько бывают харизматичными, интересными людьми, умеющими убеждать. Они – талантливые манипуляторы. И им хорошо удается манипулировать главной надеждой и обещанием нашей веры – искуплением. Они могут с легкостью изобразить раскаяние и устроить шоу покаяния, а если жертва усмотрит в этом некое лицемерие, еще и обвинят свою жертву в нежелании прощать. Морин Гарсия в своей статье «Я вышла замуж за насильника» написала:
От меня требовалось, чтобы я никогда не злилась, сразу прощала. Я должна была приходить в себя моментально. И, разумеется, я не имела права сомневаться в том, что он теперь другой, что он изменился. Он был «чудесной историей исцеления», и сомневаться в нем было равносильно сомнениям в Боге.
Искупление, когда мы его видим, привлекает нас своей красотой, воодушевляет и радует нас. Но иногда наша радость преждевременна. Два года назад осужденный за сексуальные преступления человек был приглашен рассказать свое свидетельство в одной из церквей в штате Флорида. «Послужной список» педофила, уволенного с пасторских должностей уже не один, а пять раз, а также судебное требование удалить из аудитории всех детей во время его выступления, – все это не помешало церкви пригласить этого человека рассказать про историю его чудесного искупления.
В некоторых церквях особый акцент делается на нашу общую греховную природу. Упомянутый в начале этой статьи преступник утверждал, что любой молодежный пастор мог легко оказаться в его ситуации, даже если изначально никто из них даже не помышляет о том, чтобы заигрывать и совершать насилие в отношении малолетних.
Эта вера в греховную природу побудила администрации некоторых университетов возлагать часть ответственности за случившиеся изнасилования на жертв.
Во многих консервативных христианских учебных заведениях работа с жертвами частично сводится к поиску в том числе и их вины. Консультирование, а также различные взыскания, налагаемые на жертв – строятся на одной логической основе: «В чем тебе, жертве, стоит покаяться? В чем твоя ошибка?» Не будем ставить под сомнение добрые намерения, лежащие в основе такой логики. Но в конечном счете такая логика очень нравится агрессорам, которые будут рады убедить своих жертв, что те сами виноваты.
Очень важно всем христианам научиться понимать, каким образом наши убеждения относительно греха и искупления дают поле для деятельности насильникам всех мастей. Творение, грехопадение, искупление – это чудесная история нашей веры. Но в Новом завете Иисус призывает нас быть еще и мудрыми, как змеи, а Апостолы предупреждают относительно волков в овечьих шкурах.