Спросите экономиста: Стоит ли платить за совершенство?
Спросите экономиста: Стоит ли платить за совершенство?

Спросите экономиста: Стоит ли платить за совершенство?

Не надо мне вашей рыбы, лучше научите меня рыбачить.

Что нужно думать о цене совершенства? Стоит ли покупать красивую рубашку, красивое здание или красивое произведение искусства, или лучше купить дешевое и отдать лишнее бедным?

Мой ответ воплощает в себе то, за что люди ненавидят экономистов: это зависит от обстоятельств. Он также объясняет, почему Гарри Трумэн просил «однорукого экономиста»: с одной стороны, наша интуиция подсказывает, что мы должны позаботиться о том, чтобы у других было достаточно еды, одежды и жилья. С другой стороны, все не так просто с экономической или этической точки зрения. 

Наша церковь проходит цикл лекций по Екклесиасту, и мы читаем в Екклесиасте 3:1: «Всему свое время, и время всякой вещи под небом». Как есть время рождаться и время умирать, так есть время покупать и время отдавать. Вот несколько причин для этого. 

Плата за качество может быть разумным управлением.

В долгосрочной перспективе покупка нескольких хороших рубашек может означать меньшие затраты времени и денег на замену рубашек, которые быстро изнашиваются. Еще один хороший пример — продукты питания: если платить больше за качественную еду, можно сократить расходы на лечение, продлить жизнь и расширить возможности для совершения добрых дел. Если вы кардиохирург, которого могут вызвать в операционную в любой момент, «хорошее управление» может означать наличие автомобиля, на который вы можете положиться и который не вызовет у вас боли в спине по дороге в больницу.

Качественные товары можно передавать другим, когда вы ими уже не пользуетесь. Например, если вы купили качественный автомобиль, который ваша семья переросла, вы можете подарить его тому, кто нуждается в надежном транспортном средстве. То же самое касается одежды, из которой выросли ваши дети, книг, которые вы прочитали, или мебели, которая не помещается в вашем новом доме. Когда вы продаете или отдаете свои качественные вещи, бывшие в употреблении, другие люди могут продолжать ими пользоваться.

Плата за качество может быть плохим управлением

Но платите ли вы за качество только для того, чтобы культивировать и потакать своему тщеславию? Сидите ли вы в первом классе самолета, потому что вам нравится осознавать, что вы красивее и лучше всех остальных? Вы потакаете себе, потому что считаете, что заслужили что-то в награду за свою стрессовую или напряженную жизнь? Балуете ли вы себя во имя заботы о себе? Гордыня — один из семи смертных грехов, а экономист Торстейн Веблен критиковал «показное потребление» символов статуса. 

С другой стороны (видите, почему люди ненавидят экономистов?), существует такая вещь, как демонстративное воздержание. Сейчас, когда я пишу эту статью, на мне галстук из эконом-магазина. Это здоровая и добродетельная бережливость? Нет, если я демонстративно указываю на свой галстук из магазина, чтобы иметь повод для самодовольства.

Помощь бедным - это сложно

Хотите узнать нечто действительно удручающее? Трудно раздать деньги так, чтобы помочь людям, которые их получают. Экономист Йорам Барзель объяснил это в малоизвестной статье в 1970-х годах: даже если нет денежной цены, люди все равно «платят» за вещи поиском и ожиданием. Например, мать с низким уровнем дохода может получить бесплатные подгузники и детскую одежду в местной церкви, но ей все равно нужно выяснить, когда церковь открыта, как туда добраться и где хранить вещи в своей крошечной квартире после возвращения домой. На вещах не было денежной цены, но они все равно ей что-то стоили. 

Другими словами, «бесплатные» вещи могут быть дорогими, если люди платят за них своим временем. Заметьте, аргумент здесь не в том, что люди не заслуживают благотворительности, должны сами себя подтягивать или «просто пропьют все». Речь идет о том, что наши усилия «помочь» могут и не помочь. 

Иисус сказал: «У тебя же, когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая, чтобы милостыня твоя была втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явном» (Матф.  6:3-4). Так что это хорошо не только для дающего, потому что это видит только Бог. Это также хорошо для потенциальных получателей, потому что это не портит их мотивацию. 

Конечно, разные условия требуют разных действий. Покупка дорогого столового гарнитура - это способ обеспечить достойную работу тому, кто в ней нуждается. Он оказывает помощь, не требуя тратить время на оформление заявления или соревноваться за подачки. С другой стороны, если вы встретили в парке человека, которого избили до потери сознания, не время спрашивать, не испортит ли помощь его мотивацию. Самое время позвонить в полицию, остаться с пострадавшим, возможно, отменить встречу, на которой вы должны были присутствовать, и помочь, чем можете.

Больше производства - ответ на бедность

В книге «Оставьте меня в покое, и я сделаю вас богатым: как капитализм обогатил мир» мы с Дейрдре Макклоски объяснили, что мы в значительной степени искоренили бедность, приняв экономическую свободу и социальное достоинство предпринимателей и инноваторов. С конца 1980-х — начала 1990-х годов число людей, живущих в крайней нищете, сократилось более чем на миллиард человек, хотя население мира выросло примерно на два миллиарда человек. 

Это произошло не благодаря перераспределению (через правительство или благотворительность), а потому что общества приняли инновации. Акцент на неравенстве в странах с высоким уровнем дохода заслоняет действительно замечательную историю: резкое сокращение крайней бедности и появление глобального среднего класса.

Учитывая это, покупка сумочки Chanel может стать эффективным способом помочь бедным. Покупая хорошо сделанные товары, вы вносите свой вклад в экономику, которая создает стабильные рабочие места для тех, кто в них больше всего нуждается.

Возмутительная щедрость бывает разной

Я не считаю, что щедрость необязательна, но я не знаю точно, как она выглядит для каждого. Вы знаете свою ситуацию лучше меня, и с моей стороны было бы глупостью и самоуверенностью думать, что я точно знаю, как вы должны использовать свой капитал.

Мне вспоминается ответ Иисуса Петру после того, как он дал Петру некоторые указания (Иоанн 21). Мне нравится вопрос Петра о другом ученике: «Господи! а он что?». Ответ Иисуса столь же прекрасен, сколь и глубок: «Если Я хочу, чтобы он пребыл, пока приду, что тебе до того? Ты иди за Мною». 

Вместо того чтобы указывать на других учеников и спрашивать, что они должны делать, мы должны следить за своими шагами. К счастью, Господь рядом с нами, и Он говорит с нами. Через молитву, чтение Слова и тесное общение мы можем начать видеть, какие шаги нам следует предпринять.

Опубликовано с разрешения

Уведомления о появлении новых статей могут приходить к вам лично через разные каналы:

Фейсбук, ВКонтакте, Твиттер, Гуггл, Телеграм. Не упустите возможность быть в курсе.

21/11/2021
Темы:
Благотворительность Деньги
346
3
мин
Поделиться:
Наши читатели помогли опубликовать уже тысячи статей.
Вы тоже можете
Другие материалы на эту тему
Сколько денег должно быть у церкви?
Финансы церкви требуют мудрости.
Стивен Стори
| 6 дек |
72
Как супружеской паре планировать свои пожертвования
Полезные советы для семейной благотворительности.
Боб Долл, Лесли Долл
| 30 ноя |
108
Мишель Маерс
| 3 ноя |
179
Как христианин должен просить о повышении зарплаты?
Когда можно просить о повышении зарплаты? Есть ли библейский способ продумать вопрос о повышении зарплаты?
Кортни Пауэл
| 20 дек |
700
Из бездумного от христиан: «Бог пошлет!»
О христианском и светском минимализме
Кори Фарр
| 13 апр |
1329
Работает на Cornerstone