Сосуд благоразумия
Сосуд благоразумия

Сосуд благоразумия

Применение Библии в серых зонах

Одним из самых ярких моментов моей работы в качестве президента колледжа и семинарии является регулярное общение с потенциальными пасторами на наших еженедельных обеденных «Застольных беседах».

Дискуссия неизменно переходит к вопросам практического служения в поместной церкви. Вопросы о литургии и проведении крещения и Причастия, о практическом воплощении наших комплементарных убеждений, о требованиях к членству в церкви. Часто задают вопрос: «Но является ли это библейским? Разве грешно поступать так, а не иначе?».

Часто я отвечаю: «Этот вопрос должен быть в сосуде благоразумия».

Сосуд благоразумия — это мой способ обозначить реальность того, что многие аспекты служения и жизни поместной церкви являются вопросами библейски обоснованного благоразумия. По словам Вестминстерского исповедания веры и Лондонского баптистского исповедания, «есть некоторые обстоятельства, касающиеся поклонения Богу и управления церковью, общие для человеческих действий и обществ, которые должны быть упорядочены светом природы и христианским благоразумием, согласно общим правилам Слова, которые всегда должны соблюдаться».

Категория благоразумия или мудрости строится на различии между принципами и применением. С одной стороны, у нас есть общие принципы, вытекающие из общего или особого откровения. С другой стороны, мы имеем применение этих принципов в определенных, конкретных условиях.

Соломонова мудрость

Классическим библейским примером мудрости является Соломон. В книге Левит не было стиха, который говорил бы ему, что делать, когда появляются две распутницы, утверждающие, что они обе являются матерями одного ребенка. Однако по милости Божьей Соломон смог мудро применить общие принципы реальности (например, знание материнской привязанности и скорби) в очень сложной ситуации, чтобы выявить личность матери. Мудрость заключалась в том, чтобы правильно применить общий принцип к конкретным обстоятельствам.

Книга Притчей полна таких общих принципов. Более того, сама книга признает необходимость применения этих принципов в различных ситуациях. Самый очевидный пример — Притчи 26:4-5:

Не отвечай глупцу по глупости его,
чтобы тебе самому не уподобиться ему.
Отвечай глупцу по глупости его,
чтобы он не был мудр в своих собственных глазах.

Это сопоставление предполагает, что есть времена, когда мы должны следовать первому, и времена, когда мы должны следовать второму. Это общие принципы, которые должны быть мудро применены в конкретных обстоятельствах. За последние два десятилетия я осознал необходимость ясности в том, какие вопросы являются простыми вопросами послушания и непослушания, а какие вопросы относятся к «сосуду благоразумия».

Всё, что угодно?

Сосуд благоразумия позволяет нам отличать решения и действия, которые напрямую являются неверными или непослушными, от решений и действий, которые просто неразумны и неосмотрительны. Это очень важно. Некоторые люди ошибочно полагают, что отнесение решения в сосуд благоразумия означает «Можно делать всё, что угодно». Но мудрость подразумевает спектр или диапазон вариантов. Применение этого принципа может принимать различные формы.

Некоторые решения находятся за пределами спектра; то есть они нарушают сам общий принцип. В этом случае решение является прямым непослушанием. Но внутри спектра верные христиане могут прийти к разным выводам. В таких случаях мы часто разделяем одни и те же принципы, но по-разному оцениваем обстоятельства. Это приводит нас к разным конкретным применениям.

Но даже здесь остается место для критики. Мы все еще можем оценивать решения внутри спектра благоразумия как более или менее мудрые, даже признавая, что верующие христиане могут расходиться во мнениях по таким вопросам. Но при наличии этого различия наша критика может быть правильно выверена в соответствии с рассматриваемым вопросом.

От простоты к глупости

Более того, размышления в категории благоразумия позволяют нам увидеть, как кто-то переходит от неразумия к неверности. В книге Притч мудрость противоположна не только глупости, но и простоте. То есть мудрый человек противопоставляется и глупцу, и простаку. В чем разница?

Простой человек незрел, неопытен и наивен. Ему не хватает мудрости, но не по причине сознательного выбора, а потому, что он еще не научился мудрости на опыте и не прислушался к советам мудрых. Книга Притч написана именно для него, чтобы он мог расти в зрелости, идя вместе с мудрыми.

Глупец, с другой стороны, не просто наивен, он морально скомпрометирован. Его глупость носит сознательный характер. Он не только не прислушивается к советам мудрых, но и отказывается прислушаться к собственному опыту. Он упорствует в своей глупости, даже когда начинает пожинать горькие плоды своих решений.

Таким образом, мы видим, что мудрость и глупость — это не просто спектр, но и траектория. Простой человек, который игнорирует советы мудрых и удваивает свою глупость, становится глупцом, обреченным на гибель. То, что начинается как наивность, становится моральным поражением, когда мы отказываемся расти в мудрости.

Выбор проблем

Зачастую благоразумие — это вопрос выбора проблемы. В ограниченном и падшем мире мы всегда будем сталкиваться с компромиссами и трудностями. Как руководители церкви, призванные вести совместное служение в конкретной местности, многие наши решения связаны с выбором проблем, которые мы надеемся разрешить, и проблем, с которыми мы надеемся справляться в долгосрочной перспективе.

Например, решение о переходе на несколько богослужений может способствовать большему росту. Два богослужения позволяют большему количеству людей посещать церковь и потенциально присоединиться к ней. С другой стороны, наличие нескольких богослужений также повышает сложность, увеличивает нагрузку на ресурсы пастора и создает проблемы для общины. Сопоставление потенциальных выгод и затрат (как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе) — вот что делает благоразумие.

То же самое можно сказать и о многокампусных церквях. Многокампусные церкви, по сути, могут быть стратегией медленного насаждения церкви. Они позволяют обеспечить стабильность в течение длительного периода запуска новой церкви. С другой стороны, они могут создавать бюрократическую и административную нагрузку, а также ограничивать возможность подлинного надзора старейшин за конкретной общиной.

Или рассмотрим элементы церковной литургии. Как часто мы должны причащаться? Когда причастие должно происходить во время богослужения? Какой метод должен быть использован (передача элементов или общая чаша и хлеб)? Кто должен раздавать элементы причастия? В нашей церкви каждую неделю после проповеди мы накрываем стол Господень, а пасторы отдельно раздают хлеб и вино прихожанам. При этом мы пытаемся применить ряд ключевых принципов, которых мы придерживаемся: мы хотим превознести важность Вечери Господней как средства благодати, и поэтому мы разделяем ее еженедельно. Мы проводим ее после проповеди, чтобы каждая проповедь заканчивалась утешением Евангелия, предлагаемого Божьему народу. Мы раздаем элементы отдельно, потому что Иисус делал различие между хлебом и вином. А пасторы раздают элементы, чтобы передать роль пастыря в кормлении стада (через проповедуемое слово и съедобное слово).

Принципиальное благоразумие

Во всех этих областях мы стремимся мудро применить общие принципы в конкретных обстоятельствах. Хотя мы знаем, что существуют и другие способы применения таких принципов, мы верим, что наш способ является хорошим и подходящим, и наши старейшины рекомендовали бы такую практику другим. Мы даже можем считать, что некоторые другие способы применения подобных принципов были бы наивными или безрассудными. Тем не менее, поскольку мы храним такие вопросы в сосуде благоразумия, мы можем рекомендовать, не настаивая на том, что наш путь — единственный, и критиковать, не впадая в ссору.

Более того, мы можем рассуждать вместе как множество старейшин, чтобы мудро пасти Божье стадо, которое находится среди нас, для их радости и во славу Божью.

Опубликовано с разрешения

Уведомления о появлении новых статей могут приходить к вам лично через разные каналы:

Фейсбук, ВКонтакте, Твиттер, Гуггл, Телеграм. Не упустите возможность быть в курсе.

20/07/2022
Темы:
Мудрость Пастор Церковь
353
3
мин
Поделиться:
Наши читатели помогли опубликовать уже тысячи статей.
Вы тоже можете
Другие материалы на эту тему
Кейси Шутт
| 2 дек |
77
Пастор-нарцисс?
Является ли нарциссизм проблемой, стоящей за моральными провалами пасторов?
Дэн Дориани
| 25 ноя |
151
Молодой пастор, не смотрите на пожилых братьев свысока
Каждый из них достаточно стар, чтобы быть вашим отцом.
Дерек Бикема
| 13 ноя |
162
Патрик Шрейнер
| 10 ноя |
168
Когда служение — не то, что вы ожидали
Служение — это тяжело, но оно также приносит огромную пользу
Даниэл Стегман
| 30 окт |
184
Работает на Cornerstone