Моя потрепанная Библия лежала передо мной. У меня был такой вид, словно я мучительно размышлял, как это часто бывает во время молитвы под руководством учителя. Надеясь на свежий взгляд, я медленно и с молитвой перечитал Псалом 32:16-17: "Царя не спасает его великое войско; воина не спасает его великая сила. Боевой конь - это ложная надежда на спасение, и своей великой мощью он не может спасти". Мое ежедневное практическое упражнение задает вопрос: «На что вы надеетесь в поисках спасения?» В сущности, на что вы возлагаете ложную надежду на спасение?
Хотя я не уповаю на постоянные армии или военную мощь в деле избавления, я все равно почувствовал скрытый упрек. Меня неумолимо влекло к простому выводу: Я сам себе боевой конь.
Я верю в себя. Я верю, что смогу справиться с тем, что приходит ко мне по силам моей плоти. Я верю, что смогу самостоятельно выполнить возложенные на меня Богом обязанности. Я могу подготовить адекватную проповедь благодаря своей богословской подготовке. Я могу выстроить служение ученичества благодаря своему опыту. Я могу воспитывать своих детей на основе прочитанных книг. Я доверяю глиняному сосуду, а не сокровищу внутри.
Я сам себе боевой конь. Господи, помоги мне. На что мне надеяться, если я полагаюсь только на себя?
Озадаченный этим вопросом, я наткнулся на Ис. 22:8-14 в своем плане чтения Библии и с новым рвением принялся искоренять тонкий грех самонадеянности в своем склонном к блужданию сердце.
Самоуверенность Езекии
В книге Исаии 22 Бог устраивает испытание для доброго царя Езекии, его советников и всего народа. Исайя ясно говорит об этом: Господь «лишил Иуду защиты» (ст. 8). Как же отреагирует Иудея? Обратится ли народ с верой к Богу или к самому себе?
В боевиках, когда суперсолдаты или эффектные шпионы оказываются загнанными в угол, они оглядываются по сторонам в поисках любых ресурсов, которые есть под рукой, чтобы использовать их в качестве оружия. Они уверены, что, имея нужный инструмент, смогут спастись. Глаза Езекии выдают ту же уверенность. Он «посмотрел... на оружие в лесном дворце», а затем «увидел, что стены города Давидова» находятся в плачевном состоянии (ст. 8-9, выделено автором).
Глаза - это окно в душу. Во взгляде Езекии мы видим душу, которая опирается на себя. Как пишет Алек Мотье, "зачем беспокоиться о вере, если у тебя есть стены, вода и оружие? Зачем обращаться к Богу, если можно обратиться к собственным ресурсам?"
Мой инстинкт
Это и моя привычка. А у вас? Когда приходит беда, я оглядываюсь по сторонам в поисках ресурсов, которые у меня есть, чтобы облегчить страдания, смягчить ущерб или устранить угрозу. Я быстро подготавливаюсь, но медленно молюсь.
Недавно я получил честный отзыв о состоянии моей церкви. Меня спросили: «Готовы ли мы воплотить в жизнь видение, данное нам Богом?» «Скорее всего, нет», - признал я. Но, столкнувшись с этой реальностью, я не смирился и не обратился к Богу. Вместо этого я придумывал оправдания и строил планы. «Это не моя вина, - стонал я, - но я точно могу все исправить».
Я ничем не отличаюсь от Езекии.
В конце концов, что он делал, когда враги угрожали? Взывал ли он к Богу или обращался к своим советникам? Последнее, как и я. Езекия снес дома (неважно, кто там жил), чтобы укрепить стену, и построил водохранилище, чтобы обеспечить город водой в случае осады. Мирские мудрые поступки от глупого самонадеянного сердца.
Смотрите на Бога. Увидьте Его избавление.
«Глупец говорит в сердце своем: нет Бога» (Пс. 14:1). Езекия никогда бы не сказал этого вслух (как и мы), но ясно, что его сердце кричит об этой безумной глупости. Обратите внимание, как Исайя упрекает его: «Ты не смотрел на Того, Кто сделал это, и не видел Того, Кто давно задумал это» (Ис. 22:11).
Езекия не взирал на Бога и не видел Его мудрого планирования. (Опять эти глаза, открывающие отрезвляющее окно в его душу). Езекия не доверял неизменно надежному Богу. Но ни одна часть кризиса в Иудее не застала Бога врасплох. Он избрал Иерусалим Своей обителью, несмотря на то, что всеведущий Бог знал о его уязвимом водоснабжении.
Мы можем задаться вопросом, почему Бог выбирает то, что делает, но ответ прост: Бог целенаправленно ставит нас в ситуации, когда мы должны искать у Него избавления. Он испытывает нас, чтобы увидеть, проявим ли мы веру или поддадимся тонкому соблазну самоуверенности.
Когда у вас появляется тревожный симптом, обращаетесь ли вы сначала к специалисту или к Богу, Который исцеляет? Когда концы с концами не сходятся, думаете ли вы сначала о новом бюджете или подработке, о том, «что вам есть и что пить» (Мф. 6:25), или обращаетесь к Отцу, который знает, что вам нужно, к Провидцу, который заботится о птицах небесных и траве полевой? Когда вы оказываетесь в затруднительном положении на работе, рискуете сорвать сроки или паникуете из-за грозящего увольнения, что вы предпочтете - нанять консультанта или обратиться к своему Чудесному Советнику?
Выразить веру на словах легче, чем проявить ее на деле.
Ликование или покаяние?
Когда приходят беды, мы узнаем, где находится наше доверие. Бог бросает нам вызов, чтобы мы поняли, насколько заблуждаются наши сердца. Бог призывает Израиль покаяться, «плакать и рыдать, вырвать волосы и одеться в саклю» (Ис. 22:12). Вместо этого они выбирают нигилистическое веселье, едят и пьют в свете надвигающейся смерти от осады (ст. 13).
Эта греховная реакция вызвана той же духовной болезнью, что и у нас. Сначала они делают все возможное, чтобы исправить ситуацию самостоятельно, а затем садятся и позволяют щепкам падать, куда им вздумается. Мы поступаем так же. Мы начинаем с рабочей недели, но если это не удается, всегда есть выходные. В любом случае мы можем позаботиться о себе.
Чтобы мы не упустили момент, Господь говорит со всей прямотой: «До самой смерти твоей грех этот не будет искуплен» (ст. 14). Что? Самоуверенность - это непростительный грех? Если это укоренившаяся, нераскаянная самоуверенность, то возможно, потому что наша единственная надежда на искупление лежит вне нас самих. Пока мы не отбросим свои стремления, мы никогда не сможем поднять спасение Христа. Мы должны освободить свои самодостаточные руки, чтобы ухватиться за крест.
Даже сейчас древний змей тонко соблазняет нас полагаться на себя: "У тебя все получится. Ты можешь справиться с этим сам. Бог помогает тем, кто помогает себе сам". Заглушите его обман, громко провозгласив истину. У нас нет этого, но у него есть мы.
Нам не нужен боевой конь. Вместо него у нас есть Иисус.