Как Филипп Янси оставил токсичную религию, не потеряв веры
Как Филипп Янси оставил токсичную религию, не потеряв веры

Как Филипп Янси оставил токсичную религию, не потеряв веры

Известный американский автор о своем христианском пути.

«Я вырос в нездоровой церковной среде», — говорит Филипп Янси. «И это породило во мне множество причин для неверия».

Интересно слушать такие рассуждения Янси. Он один из самых известных христианских писателей своего поколения, человек, чьи книги разошлись тиражом более 15 миллионов экземпляров. Такие книги, как «Иисус, которого я никогда не знал» и «Что удивительного в благодати?», вошли в канон современной классики христианской мысли, в основном потому, что в них честно и достоверно рассматриваются духовные реалии. Если немного упростить, то Янси пишет книги о том, о чем на самом деле думают христиане. Это случается реже, чем должно.

Поэтому нет ничего удивительного в том, что он честно говорит о своем собственном церковном воспитании. Немного неожиданно услышать, насколько это было трудно. «В какой-то момент я понял, что был одновременно и проклят, и благословлен экстремальным воспитанием, как в семье, так и в церкви», — говорит он. «И это на какое-то время приостановило признание ценности этого и приостановило мою веру. Но, оглядываясь назад, я понимаю, что все это служило доброй цели. В этом была искупительная идея».

Так вот, Янси рассказывает историю своего собственного воспитания более подробно, чем когда-либо. Он пережил трудный ранний опыт общения с церковью, научившись принимать истинное и прекрасное в христианстве, отвергая при этом его токсичные культурные элементы. И он верит, что этот путь открыт для других людей с их собственным негативным опытом.

«Было много людей, которые выросли в похожем окружении и по веским причинам полностью оставили веру», — говорит он. «Может быть, из-за того, что евангелисты придерживались антирасовых или антинаучных взглядов, антигейских или любых других. И когда я разговариваю с некоторыми из этих людей, они описывают свой церковный опыт, а я сижу и смеюсь, говоря: „О, мой был намного хуже“. А они говорят: „Ну, так почему же вы теперь христианский писатель?“».

Он останавливается на секунду и пожимает плечами.

«Вот в чем вопрос».

Филипп, которого никто не знал

Янси родился в 1949 году и вырос на окраине Атланты, младший из двух мальчиков. Когда Янси был совсем маленьким, некоторые члены церкви убедили его отца, больного полиомиелитом, отказаться от железных легких (аппарат, помогающий дышать), веря, что Бог исцелит его. Вскоре после этого он умер.

«Это оставило огромный шрам на моей матери, от которого она так и не смогла оправиться», — говорит Янси. «Она пыталась решить эту проблему, надеясь, что [ее сыновья] заменят его. И, конечно, это было невозможно. И мы этого не сделали».

Янси вырос настоящим христианином, ходил в церковь «четыре-пять раз в неделю», посещал церковные летние лагеря и ездил на слеты «Молодежи за Христа». Он почти буквально вырос в церкви, поскольку небольшой дом-трейлер его семьи стоял на церковной территории. Но саму церковь он описывает как гиперфундаменталистскую. «Мы думали, что на небесах может быть 120 человек», — говорит он. «И мы были этими 120».

Кое-что начало меняться. Во-первых, его домашняя жизнь ухудшилась, поскольку семейные отношения стали нездоровыми. С другой стороны, Янси начал больше читать, и его сознание начало расширяться за пределы церковной среды. Он начал отдаляться от христианской субкультуры, не будучи уверенным, что хочет быть ее частью.

Были и другие причины. «Бог, которому меня учили в детстве, был хмурым полицейским, который только и ищет людей, которых он может раздавить», — говорит Янси. Его церковь была строгой, создавая, по его словам, «зонтик страха», под которым жили прихожане. Ко всему веселому относились с подозрением. Боулинг и катание на коньках были против правил. Плавание с девушками было «сомнительным». С Янси было достаточно.

«Я был воцерковлен до этого момента», — говорит он. «Ни треки Билли Грэма, ни выступления на евангелизационных богослужениях никак не могли меня зацепить. Я слышал все это. Я прошел через это сам. И я просто больше не верил в это».

Он описывает это как попытку посмотреть на солнце. Он был обожжен солнечным светом, его глаза выгорели, и он больше не желал смотреть.

Почему же он остался?

Когда его спрашивают, он несколько мгновений перебирает в уме этот вопрос. «Почему я остался», — повторяет он. «ОКЕЙ».

Почему он остался

Прежде всего, он возвращается к аналогии с солнцем, используя цитату из Святого Августина. «Я не мог смотреть на солнце прямо», — сказал Августин. «Но я мог смотреть на те места, куда падал свет».

Янси нашел несколько мест, куда падал свет. Первым из них была природа. Он проводил много времени в лесах Джорджии, которых в то время было гораздо больше. Его восхищали жучки, которые ползали по бревнам, и пение птиц, доносившееся с деревьев. «Это было место поклонения, хотя я бы не стал использовать это слово», — сказал он. «То, что должно было состояться в церкви, для меня произошло лишь там».

Примерно в то же время он открыл для себя классическую музыку, и это было еще одно место, куда упал свет. Он был хорошим пианистом, хотя его брат был лучше, и музыка, которую они создавали, стала взывать к душе Янси. «Это был способ найти порядок в моем мире», — сказал он. «Все было беспорядочно, но если я сделаю все как надо, то даже я смогу создать что-то прекрасное».

Последней вещью была романтика, в существовании которой он начал сомневаться прежде, чем это случилось с ним. «Это как бы сбило меня с ног», — смеется он.

Все это вместе уравновесило трудные ранние дни его детства и его опыт общения с религией.

«Я получил хорошую дозу плохого в этом мире», — говорит он. «Но вот добро, откуда оно взялось?»

Чтобы ответить на этот вопрос, он обратился к вере, в которой вырос. По словам Янси, ему напомнили, что христианство «обещает связь с создателем вселенной и обещает, что наши решения имеют значение. И наша жизнь имеет смысл, и наш выбор имеет значение, и что мы свободны. Есть путь к прощению, когда мы облажались».

«Это хорошие слова, которые мы хотим, чтобы они оказались правдой», — говорит он. «И я верю, что это правда».

Почему мы уходим

Янси осознает, что его опыт отличается от опыта других людей. Он любит использовать слово «благодать» для описания Божьей работы в своей жизни. «Я твердо верю, что Бог может использовать все, даже самое плохое в вашей жизни».

Но он знает, почему люди уходят. Он понимает это. Он разговаривает с этими людьми, и их разочарование становится понятным. Он чувствует, что многие люди хотят верить, но «часто случается так, что на пути встает что-нибудь», — говорит он. «Может быть, это самоправедность, или плохие церкви, или некрасивое отношение церквей к разведенным людям, или геям, или что-то еще».

Янси также считает, что культура страха стала глубоко ассоциироваться с американским христианством — страх, который может отталкивать людей. «Когда я рос, это был страх перед миром, страх перед коммунизмом, страх перед битвой Армагеддон», — говорит он. «Потом страх перед президентом-католиком, а затем страх перед светским гуманизмом. Все это продолжалось, и мы продолжали добавлять что-нибудь».

В наши дни, по мнению Янси, христиане боятся таких вещей, как вакцины, либералы и критическая расовая теория. «Вот мы и стали группой, почти определяемой страхом, что очень печально. Это показывает наше недоверие к Богу», — говорит он. «Если мы действительно верим, что Бог в конечном итоге контролирует историю, то нам не нужно бояться этих вещей. Мы можем доверять Богу».

В его голосе звучит раздражение, что лишний раз показывает, что Янси действительно понимает. Он знает, почему люди уходят. Но он знает, почему он остался, и, по крайней мере, возможно, что его история убедит других, что оставаться стоит. Как он сказал, «Бог — отец, который ищет каждого из своих блудных детей, чтобы они вернулись домой».

Почему мы остаемся

«Церковь говорила мне, во что верить и как поступать, и это было для меня очень полезно», — говорит Янси. «А потом я прошел через период, когда сказал: „Подождите-ка. Они были неправы. Они лгали мне о расе, они лгали мне о других вещах, и как я могу доверять тому, что они говорят об Иисусе и Библии? “. И я начал отдаляться, не молиться и действительно стал функциональным атеистом. И с тех пор я нахожусь в процессе перестройки».

Янси использует слово «перестройка», хотя он много говорит на тему «деконструкции». Для него вера часто представляет собой циклический процесс порядка, беспорядка и переустройства.

Для Янси упорядочивание выглядело как писательская деятельность, поскольку он настаивает на том, что десятки его книг на самом деле являются его попыткой заново открыть для себя более честную веру. Последняя из них — его мемуары, которые он назвал «Куда падает свет» по цитате Августина. Он призывает других участвовать в процессе перестройки своей веры так же, как он участвует в процессе перестройки своей собственной.

И по мере того, как он перестраивал свое понимание Евангелия, одно стало ясным. «Евангелие означает » Благая весть«, — говорит он. «И если оно не звучит как хорошая новость, то это не Евангелие».

Это может стать ключом к здоровому, новому пониманию веры - такому, в котором беспорядок заменяется перестройкой вокруг добра, света и благодати.

«Иногда для этого нужно пройти через болезненные процессы примирения», — говорит он. «Это нелегко сделать. Но это часть процесса искупления. Это часть возможности начать все сначала. Именно это и есть искупление».

Опубликовано с разрешения

Уведомления о появлении новых статей могут приходить к вам лично через разные каналы:

Фейсбук, ВКонтакте, Твиттер, Гуггл, Телеграм. Не упустите возможность быть в курсе.

11/11/2021
Темы:
Вера Жизнь
1798
4
мин
Поделиться:
Наши читатели помогли опубликовать уже тысячи статей.
Вы тоже можете
Другие материалы на эту тему
«Быть в мире, но не от мира» – верно ли мы понимаем эту фразу?
Глубокое значение, которое мы не замечали.
Джесси Керри
| 29 янв |
13280
Что делать со всеми этими деноминациями?
Крошка сын к отцу пришел, и спросила кроха.
Эд Кауфхольц
| 6 апр |
12940
Что бы сделал Иисус?
Это ведь не только аббревиатура на христианских браслетах.
Хейли Уигхам
| 30 окт |
3801
Ну, ты че такой серьезный-то?
Когда Иисус говорит, что бремя его легко и иго его благо, верим ли мы Ему?
| 2 июн |
3655
Жаль, что меня этому научили в воскресной школе.
Знать правильные ответы и ничегошеньки не понимать – это так просто.
Люси Гринберг
| 31 окт |
9336
Работает на Cornerstone