Следите за собой и за учением
Следите за собой и за учением

Следите за собой и за учением

Старое увещевание для новых пасторов.

В течение 24 лет моего пасторского служения я видел непрерывный поток рекламы о том, как вырастить большую церковь. За почти 50 лет проповеди и преподавания я слышал десятки посланий о евангелизме, миссиях и росте церкви. И все же я, наверное, мог бы сосчитать на пальцах одной руки, сколько раз в этих объявлениях или сообщениях упоминался единственный стих в Библии, который, по сути, говорит: «Сделайте это, и вы увидите спасенных людей».

Послание этого стиха было настолько важным для апостола Павла, что в Новом Завете, когда он обращается к старейшинам, он передает его суть. Это также единственный стих в Библии (насколько я могу вспомнить), в котором одно и то же увещевание повторяется трижды. Думаете, это важно?

Что это за стих? Первое послание к Тимофею 4:16:

Внимательно следи за собой и за учением. Упорствуй в этом, ибо этим ты спасешь и себя, и слушателей своих.

В течение 28 лет я обращался к этому тексту каждый семестр в последний день занятий. В двух коротких предложениях уместились три императива и два обещания. Начнем с императивов, а затем перейдем к обетованиям.

1. Внимательно следи за собой.

Как служитель может «внимательно следить» за собой? Воспитывая в себе верность и не допуская ослабления своей преданности Христу. Как он это делает? Повинуясь повелению, данному ранее в этой главе: «Приучай себя к благочестию» (1-е Тимофею 4:7). А как он это делает? Последовательным и искренним исполнением библейских духовных дисциплин, особенно дисциплин, связанных со Словом Божьим и молитвой, ибо они являются Богом данными средствами благочестия.

Благочестие — библейское слово, по сути, синоним христоподобия, святости и освящения — культивируется личными и межличностными духовными дисциплинами, как в положительном (оживление), так и в отрицательном (умерщвление) смысле. Другими словами, эти библейские привычки являются средствами, с помощью которых Святой Дух помогает нам познавать Бога и возрастать в благодати, а также побеждать грех.

Помните, что это повеление было дано сначала служителю (Тимофею), а затем, как следствие, всем христианам. Поэтому не думайте, пастор, что если ваши люди станут более благочестивыми, практикуя духовные дисциплины, то вы станете более христоподобным, просто находясь в служении. Искушения и давление служения сделают вас еще более безбожным, если вы не будете готовить себя к благочестию. Мысленно уберите из своей жизни все, что связано со служением. Можно ли сказать, что с тем, что осталось, вы становитесь более похожими на Христа?

Я настоятельно рекомендую вам прочитать трактовку 1 Тимофею 4:16 Ричардом Бакстером, особенно его восемь причин, по которым вам необходимо внимательно следить за собой, в его классической пастырской книге «Реформированный пастор». Особенно обратите внимание на третью причину: вы подвержены большим искушениям, чем другие. Сатана не глуп. Он знает, что если ему удастся заставить вас упасть, то это окажет более пагубное влияние на церковь, чем если бы он погубил парня, который приходит раз в месяц и сидит в последнем ряду.

Если пастор — новый или старый — не будет посвящать себя использованию предусмотренных Писанием средств благочестия, он перестанет быть благочестивым человеком. А какой здоровой церкви нужен пастор, который не благочестив?

2. Внимательно следи за учением.

В этом пасторском императиве «учение» относится к доктрине — к «учению», содержащемуся в «целом совете Божием» (Деян. 20:27). Другими словами, «изучайте богословие, пастор!».

До конца своей жизни Павел был примером прилежной учебы. Несмотря на глубокое знание Писания и всего того, что он видел и пережил в качестве апостола, он в последней главе своего последнего вдохновенного послания Тимофею обещал: «Когда придешь, принеси… книги, и прежде всего пергаменты» (2 Тимофею 4:13). Если и был человек, которому не нужно было дальше изучать богословие, то разве не был это Павел? И если бы ему хоть раз не нужно было внимательно следить за своим учением, то разве не перед самой смертью? Но он знал, что пока его ум работает, в него нельзя вложить ничего лучшего, чем истина Слова Божьего.

На протяжении десятилетий я наблюдал, что немногие служители продолжают изучать богословие. Многие перестают читать книги, слушать подкасты, посещать конференции, призванные отточить их богословское мышление и углубить понимание доктрины. К чему это приводит? Слова Дэвида Уэллса, написанные им в 1994 году в книге «Нет места для истины», сегодня еще более актуальны: «Сейчас у нас меньше библейской верности, меньше интереса к истине, меньше серьезности, меньше глубины и меньше способности говорить Слово Божье нашему поколению так, чтобы оно предлагало альтернативу тому, что оно уже думает». В наше время, которое гораздо сложнее, чем 30 лет назад, церкви и ее лидерам нужно больше богословия, а не меньше.

Церкви не поднимаются в благочестии и библейской зрелости выше уровня благочестия и богословия своего пастора.

3. Упорствовать в этом.

Другими словами, «упорно следите за собой и за учением». Пастор, до конца своих дней упорно следите как за своим благочестием, так и за своим богословием. Вы никогда не достигнете того уровня зрелости или того времени в своей жизни, когда вам больше не будет нужна эта бдительность.

И снова, когда Павел пишет или обращается конкретно к служителям, он в основном повторяет то, что говорит здесь Тимофею. Пресвитерам Ефесской церкви он говорит: «Будьте внимательны к себе и ко всему стаду» (Деян. 20:28). Когда он говорит «и всему стаду», мы знаем, что Павел призывает их «внимательно следить за… учением», потому что в следующих стихах он предупреждает пресвитеров, что скоро придут лжеучители, «не щадящие стада» — люди, которые «увлекут учеников за собою» (стихи 29-30).

Обращаясь к Титу, другому адресату пасторского послания, Павел повторяет: «Покажи себя во всех отношениях образцом добрых дел [то есть благочестия], а в учении своем покажи честность, достоинство и здравую речь, не подлежащую осуждению, чтобы противник был посрамлен» (Тит. 2:7-8). Его главная забота о пасторах остается прежней: «сам и учение». Жизнь и учение. Сердце и голова. Огонь и свет. Дух и истина. Благочестие и богословие.

Большинство из нас склоняется к тому или другому, к благочестию или богословию. Какова ваша собственная склонность? Осознайте это и постарайтесь «следить» за тем, чтобы стремление к одному не привело к увяданию другого.

И не поддавайтесь искушению считать, что после достаточного опыта служения вы перерастете потребность в бдительности. Я нахожусь в служении уже почти полвека, и сейчас мне нужно быть бдительным, как никогда.

Обещания, которые Бог дает пасторам

Во-первых, «ты спасешься сам». Можно предположить, что Павел считал Тимофея спасенным, поэтому, скорее всего, апостол напоминает Тимофею, что истинно христианский пастор должен «внимательно следить за собой и за учением», если он надеется на уверенность в своем окончательном спасении. Но, стремясь к этой уверенности, пастор, помните, что ни последовательная набожная жизнь, ни ортодоксальное богословие не спасут вас. Фарисеи были весьма хороши и в том, и в другом. Не спасет вас даже пожизненное верное служение в пасторском сане. Даже пасторы спасаются только делом Христа.

И, как и любому другому христианину, пастору также необходимо прислушаться к повелению 2-го послания к Коринфянам 13:5: «Испытывайте самих себя, чтобы узнать, в вере ли вы». Но, как и любой другой христианин, любой пастор, который всю свою жизнь искренне стремится к Христу через библейские дисциплины и Божью истину в Писании, демонстрирует твердые признаки того, что он спасен.

Во-вторых, «ты спасешь своих слушателей». Наряду с тем, что спасение происходит под действием Духа, это обетование также очень разумно. Например, кто с большей вероятностью обратится к образу жизни и учению Ганди? Конечно, это будет тот, кто живет как Ганди и учит тому, чему учил Ганди. Точно так же вероятность того, что люди станут учениками Иисуса, выше, чем у человека, который живет как Иисус и учит тому, чему учил Иисус?

Заметьте, он не обещает, что вы увидите столько спасенных, сколько захотите, и даже не обещает, что вы всегда будете знать, когда люди спасены, но он говорит, что ваше служение приведет к истинному обращению. И я предпочел бы видеть десять человек по-настоящему обращенными, чем сто, которые говорят, что они обращены, но это не так. Не так ли?

Ваше главное призвание

«Методы», о которых говорится в 1Тим. 4:16, — это суть евангелизационных, миссионерских и церковно-просветительских стратегий Павла. Быть благочестивым человеком — жить и поступать как Иисус — очень важно для того, чтобы приводить людей к Иисусу. Знание и провозглашение учения о Христе и спасении, то есть Евангелия, — это средство, с помощью которого Бог спасает людей (Рим. 1:16). И Он обещает в этом стихе, что если вы будете упорно делать все это, то увидите, как люди придут ко Христу.

Пастор, вы призваны, прежде всего, быть человеком Божьим. Поэтому «внимательно следите за собой и за учением. Упорствуйте в этом».

Опубликовано с разрешения

Уведомления о появлении новых статей могут приходить к вам лично через разные каналы:

Фейсбук, ВКонтакте, Твиттер, Гуггл, Телеграм. Не упустите возможность быть в курсе.

23/10/2023
Темы:
Пастор Служение
235
4
мин
Поделиться:
Наши читатели помогли опубликовать уже тысячи статей.
Вы тоже можете
Другие материалы на эту тему
Обычная неделя пастора
Если вас интересует, чем занимается пастор в течение недели, вот вам ответ.
Джаред Уилсон
| 17 май |
4846
Сара Зилстра
| 16 май |
771
Пастор, а почему бы не посетить их на рабочем месте?
Даже если вы не пастор, прочитайте эту статью и пригласите своего пастора к себе в офис. Ему полезно будет.
Грег Форстер
| 29 окт |
6121
Никогда не говорите это пастору
Здесь, на христианах.ру мы часто критикуем пасторов. В этой статье мы извиняемся за все то, что сказали не подумав.
Кристи Уинклер
| 30 окт |
17375
Пока не станешь пастором
Семь целей для ищущих мужчин.
Маршалл Сигал
| 25 окт |
251
Работает на Cornerstone