Семейная вечеря: возвращение общения через Причастие
Семейная вечеря: возвращение общения через Причастие
Перевод

Семейная вечеря: возвращение общения через Причастие

В протестантском мире признают церковные таинства. Но иногда признания мало. Одно из объединяющих таинств, заповеданных Христос, кажется, начинает терять заложенный в него смысл.

В последние годы социологи и представители академических кругов по всему спектру политических взглядов  в качестве самого простого способа поддерживать отношения в семье просто советуют регулярно есть вместе. Понятно, что суть совета не в приеме пищи. Принимать пищу должны все биологические огранизмы. Суть совета – в совместном приеме пищи. В нашем наполненном гаджетами, быстротечном и суетливом мире, семейные обеды или ужины могут показаться милыми и слегка старомодными, но что-то в этом есть очень важное. Родители перемещаются между репетициями, занятиями и тренировками, усаживая детей в детские кресла, заказывая еду из «клоунского чрева», в бумажных пакетах и пластиковых контейнерах. Дети часто обедают за столом в гордом одиночестве, в своих комнатах, одновременно рассылая смс-ки друзьям и играя в видеоигры. А вот семейный обед создает нити общения. Мы, христиане, должны это знать. Из причастия.

Слишком часто в церквях, когда говорят о «создании общины», подразумевают очередную программу или проект, новый набор малых групп, которые подсмотрели у другой, более успешной церкви. А вот в Библии, кстати говоря, о малых группах упоминается очень мало, если вообще. А община в библейском понимании строится вокруг совместного принятия пищи. Апостол Павел предостерегает коринфян, от начала до конца, от разделений и разногласий, которые не только мешали миссии, но и создавали оттенок дурного свидетельства о Евангелии (1 Кор. 1:10-13). И эти разделения проявлялись за столом во время совместной вечери (1 Кор. 11:18). Люди во время Вечери Господней стали стремиться просто набить свои желудки едой, а не заботиться друг о друге (11:20-21).  И Причастие, когда такое происходит, становится чем-то иным, о чем и предупреждает апостол. И чтобы восстановить общение со Христом и друг другом, церкви следовало собираться у стола, как заповедал Царь Иисус.

И в этом кроется, мне кажется, основная причина сегодняшней отчужденности и одиночества среди современных христиан. В какой-то момент евангельские верующие стали определять Вечерю Господню терминами, которые им никогда не были свойствены – элементы причастия метафизическим образом становятся телом и кровью Христа и так далее. Мы стали ставить акцент на «делайте в воспоминание», и этот акцент важен,  забывая об объединяющей составляющей Вечери Господней. Но излишний акцент на «воспоминательной» части Причастия очень легко превращает таинство в личное действие. Верующий сидит в гордом одиночестве, в тишине своих мыслей, в своем закрытом мире, размышляя о Евангелии, ломимом теле и пролитой крови.

Но что-то в созданной Богом конструкции человека не позволяет нам избавиться от жажды «объединяющей Вечери». Евангельские церкви, которые «празднуют» (те, кто в таких церквях бывал, поймут, зачем я поставил тут кавычки) в своих собраниях Причастие раз в три-четыре месяца так или иначе вынуждены находить суррогаты Причастия. Там могут организовать «Семейный ужин» перед богослужением в среду или «Воскресный обед» после воскресного богослужения. Это может быть чаепитие с печеньями, как минимум, перед воскресной школой. Или посиделки в кафе и ресторанах после богослужения. Это общение очень важно для прихожан, к такому гостеприимству нас призывает Библия, но это все не способно заменить Вечеру, которую нам заповедал принимать Иисус. Во время Вечери мы исповедуем, что все мы – грешники. И мы исповедуем, что Евангелие восстанавливает наши взаимоотношения с Богом и друг другом. Среди нас пребывает Христос, он служит нам за столом, дает нам ту пищу, которая соединяет нас ветхозаветной комнатой в Святом Святых в прошлом и новоиерусалимским свадебным пиршеством в будущем.

Часть проблемы и в том, как мы раздаем элементы Причастия. В большинстве современных евангельских церквях раздают крохотные кусочки почти печенья, безвкусного и спрессованного, а в пластиковых стаканчиках, именуемых чашей – виноградный сок. Увидеть в этом символ общего хлеба и общей чаши можно с большой натяжкой. В этом ритуале как-то очень тяжело увидеть совместный ужин, а не индивидуальные размышления о горнем. Значение Вечери стало бы гораздо понятнее, если бы мы попросили церкви, подобно новозаветным церквям, разламывать настоящий хлеб и пить из общей чаши.

Я понимаю, что такое Причастие, вызовет у некоторых брезгливую дрожь. Соприкасаться с чьими-то слюнями и микробами – фу, какая гадость. Но именно с таким западным индивидуализмом я не согласен. Церковь не место, где собрались единомышленники, одинаковые во всем. Церковь – это собрание братьев и сестер. Это органичная система, тело, которое соединено «нервной системой» – Духом Христа.

Когда мы принимаем причастие каждую неделю – мы призываем церковь к общине определенного вида – общине, которую невозможно разделить конфликтами или разногласиями. Мы принимаем совместную пищу за столом Христа, и должны об этом помнить. Там мы призваны ощутить присутствие Царя, не в элементах ритуала, не в личном духовном размышлении, но в теле, которое Он собрал из нас. Теле, состоящим из грешников. Только тогда мы поймем суть библейского общения.

Возможно, если бы наши церкви намеренно стали возвращаться к объединяющей сути Вечери Господней, мы стали бы меньше стали искать помощи профессиональных экспертов для разрешения конфликтов или преодоления разногласий. В конце концов Иисусу и апостолу Павлу для единства и для совместного освящения в Теле Христа было достаточно общего для всех Евангелия и общего стола. Может, и у нас получится?

Чтобы построить правильную общину, нам следует вернуть объединяющее нас Причастие.

Уведомления о появлении новых статей могут приходить к вам лично через разные каналы:

Фейсбук, ВКонтакте, Твиттер, Гуггл, Телеграм. Не упустите возможность быть в курсе.

08/03/2014
Темы:
Единство Причастие Церковь
2582
3
мин
Поделиться:
Наши читатели помогли опубликовать уже тысячи статей.
Вы тоже можете
Другие материалы на эту тему
Что же Библия на самом деле говорит об алкоголе?
«Вари другим, как хотел бы, чтобы ...» (Парафраз известной всем цитаты)
Престон Спринкл
| 17 сен |
122576
18 молитв за вашу церковь
Всем сравнительно легко молиться за себя, за свои семьи и друзей. Но как научиться молиться за наши поместные церкви?
Джонатан Лиман
| 17 апр |
27138
Психические расстройства и церковь
Несколько простых напоминаний о предубеждениях, превращающих церкви в ад для людей с проблемами.
Андреа Йонгблоуд
| 10 дек |
15039
Маргарет Файнберг: тайная духовность еды
Есть что-то обезоруживающее в совместной трапезе
Джесси Керри
| 1 мар |
2053
Пять стихов из Библии, которые любят приводить не к месту
Тот, стих, что ты постоянно цитируешь… Он не совсем о том, о чем тебе кажется.
Бен Ирвин
| 18 ноя |
38059
Работает на Cornerstone