Развенчание мифов о горе
Развенчание мифов о горе

Развенчание мифов о горе

4 ложных утверждения, которые нужно перестать использовать.

В 1934 году писательница Клэр Харнер, скорбящая о смерти своего брата Олина после внезапной болезни, опубликовала стихотворение, в котором были такие строки:

«Не стой у моей могилы и не плачь.
Меня там нет, я не сплю.
Я — тысяча ветров, что дуют,
Я — алмазный блеск в снегу
Не стойте у моей могилы и не плачьте — меня там нет, я не умер».

Прежде чем критиковать Клэр за ее нелогичное богословие, подумайте, не слышали ли вы сами «более библейскую» версию ее утешительных слов. «Не плачь. Она в лучшем месте». Или, в противоположном случае, «Бог собирается принести что-то прекрасное из его смерти. Продолжительная скорбь показывает отсутствие доверия к Богу». Когда речь заходит о смерти, мы все хотим рассказать другую историю, а не ту, которую мы действительно видим сквозь слезы, в пыли и пепле перед собой.

Когда мы по шею в испытаниях, мы хватаемся за эти банальности, надеясь, что они дадут нам спасательный круг. Независимо от того, даем ли мы слабую надежду другу или себе, мифы, которые мы рассказываем себе о горе, не приносят нам пользы. Рассмотрим эти четыре мифа, которые вам, возможно, придется развенчать, чтобы дать горю пространство, необходимое для существования и укрепления истинной надежды.

Миф № 1: Она в лучшем месте.

Клэр Харнер назвала свое стихотворение «Бессмертие». Она очень скучала по своему брату, и ей хотелось верить, что он каким-то образом всегда будет с ней. Если вы, как и она, пережили смерть любимого человека, вам хочется знать, что и за могилой есть жизнь, что узы любви, которые удерживали вас при жизни, не растворились полностью. Вы жаждете обещания бессмертия.

Хотя вы, возможно, не готовы сказать, что ваш любимый человек в ветре или в снеге, у вас может возникнуть искушение сдержать слезы, потому что она «в лучшем месте». Вы можете попытаться объяснить свою (или друга) очень сильную печаль слабым утешением: «Не грусти. Она свободна от боли. Она сейчас на небесах». Пытаясь заглушить боль горя, вы решаете, что небеса станут единственным центром вашей надежды.

Правда, естественно, заключается в том, что наши близкие существуют за пределами могилы. Отсутствие тела означает пребывание с Господом (2 Кор. 5:8), реальность, которая, по признанию Павла, «гораздо лучше» (Фил. 1:23). И все же мы и вся община усопших святых все еще только жаждем увидеть лучшее место, где все, кто называет Бога Отцом, наслаждаются Им лицом к лицу в нетленных, преображенных телах. Мы не тоскуем по небесам, какими мы их знаем сейчас. В этом мире сердечных страданий и трагедий мы тоскуем по возвращению Христа и совершению всего нового. Наши сердца надеются и болят одновременно.

Как христиане, мы живем в напряжении между «сейчас» и «еще нет», между открывшимся Царством Божьим и нашей реальной и болезненной жизнью с потерями. Поскольку мы несем в себе эти сильные желания, мы можем избавиться от необходимости умалять наши потери или убеждать себя в том, что небеса делают смерть менее болезненной. Вместо этого мы можем держать эти истины в напряженности: наши близкие находятся в безопасности под Божьей заботой, а смерть причиняет боль, потому что это «лучшее место» еще не увидели все, кто доверяет Христу.

Миф № 2: Длительная скорбь свидетельствует о слабой вере.

Когда наступает страдание, оно показывает нашу слабость и человечность во всей красе. Мы понимаем, возможно, впервые, насколько глубоко проклятие вторглось в наш мир. Хотя испытания часто заставляют нас бежать в объятия Бога, многие христиане беспокоятся, что длительная скорбь свидетельствует о слабости веры. Мы полагаем, что человек, который все еще борется со своей утратой спустя годы после ее совершения, скрывает в себе тихую проблему греха, что его сомнения превратились в отчаяние или что его вопросы ослабили его доверие.

Напротив, на протяжении всей Библии мы видим, как дети Божьи используют постоянные вопросы, сомнения и даже отчаяние, чтобы направить свои сердца к Нему. Псалмы направляют гнев и разочарование в хвалу. Тоска и сетования прослеживают свой путь через века верной жизни. Вместо того чтобы быть симптомом слабой веры, скорбь показывает нам, что истинная вера всегда готова задавать трудные вопросы. Истинная вера предъявляет Божьи обещания, требуя от Него ответственности за их исполнение. Длительная скорбь — это выражение печали по поводу сокрушенности этого мира, постоянное свидетельство нашей веры в Бога, даже когда мы идем с Ним в темноте.

Миф № 3: Вам нужно найти цель в своей боли.

В одном из самых прекрасных обетований Писания апостол Павел напоминает римской церкви, что «нынешние страдания наши не стоят и сравнения с тою славою, которая откроется в нас» (Рим. 8:18). Если вы скорбящий человек, вы могли бы сидеть с этим стихом годами и каждый день находить в этих словах новое утешение! Горести, которые мы несем, не характеризуют нас; есть нечто большее, на что мы можем надеяться. Божья слава однажды откроется в нашей боли.

К сожалению, мы часто считаем, что Бог всегда открывает нам то, что Он устроил для нашего блага. Мы проскакиваем мимо последующих стихов в Послании к Римлянам 8 о Духе, ходатайствующем за нас невыразимыми словами, и ожидаем, что сможем разглядеть Божий замысел в нашей боли. Как дети с дешифровальным кольцом и секретным посланием, мы начинаем искать в нашей боли цель. Мы пытаемся наложить уроки на горе друга, чтобы «сделать эти страдания полезными».

Однако вы можете долго и упорно искать в Послании к Римлянам 8, но не найдете Божьего обещания, что Он откроет вам конкретное благо, которое Он творит в вашем горе по эту сторону славы. Правда в том, что во многих случаях мы не знаем, почему Бог позволяет нам страдать. Нам не нужно быть примером страдания или веры в испытаниях, как Иов. Нам не нужно искать положительные стороны. Вместо этого, освободившись от мифа о понимании, мы можем верить, что Бог действует — Он просто просит нас быть верными в нашей боли, доверяя, что, как говорит Павел, те, кого Бог возлюбил, избрал и познал, будут прославлены в своих страданиях.

Миф № 4: Бог никогда не даст вам больше, чем вы можете вынести.

Когда мы утешаем скорбящего человека, мы часто говорим: «Бог никогда не даст тебе больше, чем ты сможешь вынести». Мы хотим ободрить друг друга утешением из 1 Коринфянам 10 — искушения и испытания обычны для человечества, и то, через что мы проходим, не сломит нас. Но то, как мы применяем эти утешения, может быть проблематичным. Слова о том, что Бог не даст нам больше, чем мы можем вынести, поощряют миф о том, что наша врожденная стойкость поможет нам справиться с бременем скорби. Эти банальности подразумевают, что завершение — это разумная цель, что «могло быть и хуже» и что Бог оставил нам нашу скорбь, чтобы мы справились с ней наилучшим образом.

Вместо этих мифов, которые звучат для страдальцев, мы можем предложить себе и своим близким истинное утешение в виде присутствия Иисуса в нашей боли. Тяжелое бремя, которое мы несем, облегчает Иисус, связанный рядом с нами. Наши самые глубокие печали Он познал, погрузившись в смерть от нашего имени. Даритель благих даров не презирает нашу немощь, но приглашает нас признать свою слабость и покоиться в Его силе.

Вопреки популярному стихотворению Клэр Харнер, стоять у могилы любимого человека и плакать — это нормально. Он или она мертвы. Она действительно спит. Однако этот сон не будет вечным; в этом основа нашей надежды. Уснув в объятиях Христа, наши близкие, как и мы, ожидают лучшего места в обновленном Божьем творении. В ожидании этого истинного и совершенного дома мы можем скорбеть столько, сколько нам нужно. Мы можем опираться на таинственную Божью благость, даже если не видим непосредственной цели в нашей боли, и мы можем верить, что Божья забота о нас покрывает наши слабости и помогает нам идти к той славе, которую Он нам обещал.

Опубликовано с разрешения

Уведомления о появлении новых статей могут приходить к вам лично через разные каналы:

Фейсбук, ВКонтакте, Твиттер, Гуггл, Телеграм. Не упустите возможность быть в курсе.

01/11/2022
Темы:
Смерть Страдания
432
4
мин
Поделиться:
Наши читатели помогли опубликовать уже тысячи статей.
Вы тоже можете
Другие материалы на эту тему
Я потеряла ребенка
И вдруг книга Иова стала мне понятной.
Кими Харрис
| 16 окт |
3590
Не у всего происходящего есть явный смысл
Пытаешься найти смысл своих обстоятельств? А вдруг нет никакого смысла?
Джон Павловиц
| 23 июн |
2675
Я встретил своего кумира, Тима Келлера
На смерть знаменитого пастора.
Колин Хансен
| 5 июн |
603
Для 30% протестантов актуальна тема самоубийств
Согласно исследованиям один из трех прихожан сталкивался с самоубийствами знакомых или родных. Как минимум треть самоубийц-христиан регулярно посещали церковь перед уходом из жизни, а их пасторы даже не подозревали об их намерениях.
Боб Сметана
| 18 окт |
4504
Что сделает вас стойким?
Учимся у живого чуда
Джон Блум
| 21 мар |
441
Работает на Cornerstone