Пять советов по улучшению ситуации с общим пением в церкви
Пять советов по улучшению ситуации с общим пением в церкви

Пять советов по улучшению ситуации с общим пением в церкви

Лучше иметь маленький репертуар отличных песен (которые вы можете хорошо спеть), чем целый каталог песен, которые вы поете по какой-нибудь сентиментальной причине или в погоне за «свежими веяниями» современного прославления.

Мы с женой недавно вернулись из настоящего музыкального тура по городам Северной Америке. И, как всегда мы в туре делаем, мы устраивали в каждом городе званный обед и время для дискуссий с местными пасторами, лидерами прославления и церковными музыкантами.

На каждой такой встрече я предлагал пришедшим дать ответ на вопрос: «Какие вопросы вы задаете на утро в понедельник, когда устраиваете разбор воскресного богослужения?» Обычно рассуждения строились вокруг качества мероприятия, стиля, управления людьми, удовлетворенности пастора и своевременного завершения богослужения. Ни разу никто не задал вопрос: «А люди пели?»

Интересно, что в наше время бесчисленных конференций прославления, тематических статей и даже семинарских программ по воспитанию лидеров прославления, тема общего пения так редко появляется на горизонте. Но даже если бы мы обсуждали участие людей в общем пении, знали бы мы, какую цель ставим от воскресенья к воскресенью?

У меня нет достаточной квалификации для полноценного богословского научного труда на эту тему. Общее пение – это действо святое, и, тщательно обдумывая все возникающие в моей голове мысли, я вспоминаю слова своего старого пастора Алистара Бегга, который говорил, что во время поклонения в песне мы должны быть духовно живыми (ведь мертвые петь не могут), черпать духовную помощь (через содействие Святого Духа) и быть духовно активными (посвящая каждый свой день Господу).

Я готов предложить несколько практических советов для «усиления» церковного пения. В них учтены как наш обширный опыт музыкантов, так и многочисленные наблюдения, сделанные во время наших туров.

1. Начните с пасторов.

Посмотрите на общину, в которой не поют во время общего пения, и вы увидите, что старший пастор в церкви тоже в равной степени не участвует в общем пении. В конечном счете, в вопросе общего поклонения  все упирается в пастора.

Каждый пастор должен быть глубоко вовлечен в тот язык, который вкладывается в уста всего собрания, потому что это общее пение сильно влияет на образ их мыслей, чувства, молитвы и жизнь. Собрание общины следует воспринимать, как собрание приглашенных на пир у престола Царя, поэтому не надо кормить их всяким фастфудом. Клайв Льюис утверждал в своей книге «Размышления о Псалмах», что пение – это венец нашей веры: «Нам нравится прославлять то, что нам нравится, потому что прославление – это не только выражение нашего удовольствия, прославление – это вишенка на торте удовольствия, его логическое завершение». Поэтому неудивительно, что многие знаменитые пасторы – Мартин Лютер, Чарльз Сперджин, Д.С. Райл и Филипп Шааф – создали свои сборники гимнов в дополнение к своим проповедям и учению. Некоторые же лидеры, такие как Горацио Бонар, Ричард Бакстер и Джон Калвин, даже сами написали несколько гимнов.

Обязанность пастора не только в подготовке к общему пению, но и в личном участии и собственном примере для демонстрации важности общего пения для всех. Нам всем нужны пасторы, которые постоянно демонстрируют любовь к общему пению, к музыкантам, благодаря которым это общее пение проводится. А еще пасторы сами должны во всем этом искренне участвовать.

Пасторы, возьмите на себя обязанность участвовать в этом акте поклонения, что мы в церквях называем общим пением. Лидеры прославления, молитесь за своих пасторов, и развивайте с ними отношения. Самые влиятельные лидеры прославления, как правило, те, у кого есть близкие отношения с пасторами.

2. Пойте крутые песни.

Если общее пение – это священное действо, если мы – то, что мы моем, нам нельзя лениться при выборе песен. Надо выбирать лучшие песни – те, которые искусно превозносят Христа, с глубокими, значимыми текстами и мелодиями, которые невозможно не петь. Лучше иметь маленький репертуар отличных песен (которые вы можете хорошо спеть), чем целый каталог песен, которые вы поете по какой-нибудь сентиментальной причине или в погоне за «свежими веяниями» современного прославления.

Создание песен или выбор репертуара – это не упражнение на «лирическую пропаганду» или маркетинговые таланты.  Мало лишь уложить богословскую истину на какую-нибудь мелодию. Это ведь форма искусства, которая затрагивает наши эмоции и интеллект самым сверхъестественным образом. Ресторанный шеф выбирает такие ингредиенты для блюда, которые способны насытить, обладают определенным вкусом и ароматом. Так же и выбор песен должен производить в нас эффект на многих уровнях чувств и мыслей.

Хорошие песни способны выдержать проверку временем. Их нам передали наши отцы, а наша задача – передать эти песни нашим детям. Соберите вместе христиан из разных общин, им не составит труда всем вместе спеть «О, благодать». Нам нравится петь хорошие песни вместе, как нам нравится стоять и восхищаться великим полотном художника.

Новые песни тоже могут быть хорошими – они вдыхают свежий воздух в наше общее пение и помогают соединить древние истины с современными звуками. Они тоже нужны, хотя их труднее найти.

Совсем недавно я пригласил на христианское мероприятие двух своих неверующих друзей. На сцене стоял артист, чьи тексты были неплохи, но мелодии – просто ужасны. Я спросил своих друзей, что они думают о концерте. «Кажется, они не очень серьезно относятся к тому, что делают», – сказал мне один из моих друзей. Я-то знаю точно, что это совсем не так. Но искусство – это отражение жизни, а плохие песни показывают настоящих, серьезных верующих не с лучшей стороны.   

3. Развивайте в лидерах прославления способность выше ставить приоритет общины.

И тот, кто ведет прославление, и музыкальная команда, и те, кто следует за ними в собрании – нам всем нужно научиться брать на себя ответственность перед Богом петь вместе. В Писание повеление петь дается Божьему народу более 400 раз. В послании к Ефесянам 5:19 есть призыв к верующим «назидать самих себя псалмами и славословиями и песнопениями духовными». Каждую неделю мы духовно обновляемся, исправляемся и освящаемся с помощью общего пения Господу и друг другу, как тело Христово.

Грустно, но у многих церквей есть новые здания и прогрессивные пасторы, а вот невыразительное общее пение значительно их ослабляет. Это ужасное свидетельство для внешних, которые видят, как верующим совсем не интересно петь Своему Создателю и Искупителю.

В числе наших общих проблем – чересчур буйный барабанщик, сексапильные бек-вокалистки, «скандальная хористка» или перебор с шоу-направленностью. Все они могут быть исправлены, если мы будем учить и увещевать участников музыкального прославления использовать свои богатые и яркие дары на поддержку общины. Каждый певец, каждый музыкант, каждый участник хора должен осознавать, что призван побуждать собрание к общему пению.

4. Служите общине через музыкальное мастерство.

В Писании часто звучат слова о том, чтобы наша музыка была и хорошей, и мастерски исполненной. Например в 32-м Псалме мы видим призыв петь не только «с восклицанием», но и «стройно». Это очень хорошо сочетается с призывами верующим служить и работать с полной отдачей, «как для Господа, а не для человеков» (Кол. 3:23). Музыка не обязана быть определенного стиля или сложности, но мы должны серьезно воспринимать свое участие в этом священном служении. Для этого требуются люди подготовленные. Как в любом творческом деле (проповеди, материнстве или бизнесе), нужно постоянно искать свежий подход, быть интересными и актуальными для общины. Слушайте новую музыку, аранжировки и звуки. Изучайте наследие литургии для понимания процесса упорядочивания репертуара. Не замыкайтесь только в себе, знакомьтесь со служителями из других церквей и деноминаций, чтобы обмениваться ценным опытом.

Когда пишется музыка для фильмов, композитор и музыканты максимально используют свои способности, чтобы помочь рассказать историю. Подобным же образом должны стараться совершать свое служение и музыканты в церкви – все для служения общине. Нет никакой дихотомии между музыкальным совершенством и общим пением, если это совершенство существует для служения общине.

5. Намеренно используйте репертуар общего пения.

Когда есть прогресс в указанных выше пунктах, можно подумать и о том, что петь и когда. Не надо в ротации церковных песен, используемых в богослужении, пользоваться режимом, схожим с «произвольным произведением в случайном порядке» в ваших аудиоплеерах. Воспользуйтесь предостережением Эрика Александра о том, что общее пение должно начинаться с Бога и Его славы, а не с человека и его нужд. Спросите себя, почему вы поете эту песню, а не другую, и именно сейчас. Удостоверьтесь, что выбор ваш правилен. Черпайте знания из богатого литургического наследия церкви, чтобы понять смысл порядка песен во время богослужения.

Ну, и последнее…

Почему бы в понедельник не начать утро с вопроса: «Пела ли община во время богослужения?» И еще одного: «Как помочь им сделать это лучше в следующий раз?» Начав с этого, мы, возможно, увидим, как другие вопросы начнут рассасываться сами.

Опубликовано с разрешения

Уведомления о появлении новых статей могут приходить к вам лично через разные каналы:

Фейсбук, ВКонтакте, Твиттер, Гуггл, Телеграм. Не упустите возможность быть в курсе.

02/12/2015
Темы:
Музыка Прославление
5809
4
мин
Поделиться:
Наши читатели помогли опубликовать уже тысячи статей.
Вы тоже можете
Другие материалы на эту тему
Красота в простоте гимнов
Интервью с Одри Ассад о её новом альбоме «Наследие».
Дарган Томпсон
| 27 апр |
2878
Разве может что-то хорошее быть из Москвы?
Москвичей принято критиковать и недолюбливать. За все подряд.
Константин Гусихин
| 19 фев |
3947
Группа НАБАТ - единственный сольный концерт в Москве!
Москвичам и жителям окрестностей очень повезло.
Аркадий Субботний
| 4 мар |
5298
Неужели евангельское прославление обречено?
Эта тема будет актуальна всегда. Но некоторые вещи все-таки стоит искоренить раз и навсегда.
Джейми Браун
| 19 июн |
22508
Господь использует тебя
Новая песня о старом
Алексей Обровец
| 6 апр |
2554
Работает на Cornerstone