Молитва «Отче наш»: противоядие от экспрессивного индивидуализма
Молитва «Отче наш»: противоядие от экспрессивного индивидуализма

Молитва «Отче наш»: противоядие от экспрессивного индивидуализма

Две молитвы для двух разных путей жизни.

Экспрессивный индивидуализм — мнение, что «кто ты есть» — это тот, кем ты себя ощущаешь изнутри, — является доминирующим подходом к формированию личности в наши дни. Как пишет Дэвид Брукс, «когда вы решаете, как вести свою жизнь, [люди сегодня верят, что] самые важные ответы можно найти глубоко внутри себя».

Чарльз Тейлор утверждает, что «современная свобода и автономия сосредотачивает нас на самих себе, а идеал достоверности требует, чтобы мы обнаружили и сформулировали свою собственную идентичность». Такой подход к самопониманию является вызовом христианскому представлению о себе на всех уровнях.

Результаты экспрессивного индивидуализма (проявляющиеся в таких общественных тенденциях, как рост числа случаев тревоги и депрессии, рост нарциссизма, рефлексивное возмущение нашей культуры и снижение уровня счастья) оказались разрушительными. Как мы можем помочь христианам увидеть опасность этой философии? Где искать противоядие?

Молитва о подлинном «Я»

Хороший способ подвести итог экспрессивному индивидуализму и увидеть, как он работает на практике, — это представить, как его основные принципы могут быть выражены в молитве. В «Молитве об аутентичном Я» (см. Ниже) я олицетворяю внутреннюю сущность, к которой экспрессивный индивидуалист должен обратиться, чтобы найти себя. В наше время это священное «я» приобрело некий культовый или священный статус.

Другие постулаты экспрессивного индивидуализма, прослеживающиеся в молитве, — это приверженность личному счастью как высшей цели в жизни, неоспоримый статус личных желаний, отвержение всех форм внешнего авторитета, восхваление индивидуальной свободы и повествование о триумфальных личных достижениях и опыте.

Самосозданное «я» оглядывается на других в молитве, но только для того, чтобы победить своих предполагаемых врагов. Оно смотрит назад и вперед, но только на свою собственную историю жизни, от рождения до своего триумфального царства. Она смотрит вперед к цели исполнения, к седьмому небу — не в метафизическом смысле, а скорее как к состоянию сильного счастья или блаженства. Конечно же, молитва подлинного «я» не предполагает устремления ввысь.

Молитва может звучать примерно так:

Моя сущность внутри,
Помоги мне найти мое истинное «я»,
Да приидет царствие мое,
да будет воля моя,
от рождения до седьмого неба.
Дай мне сегодня мое ежедневное продвижение.
Не прощай врагов моих.
как я отменяю тех, кто грешит против меня.
Не ввергай меня в сомнения
но избавь меня от всех внешних властей.
Ибо Царство, и сила, и слава
мои отныне и вовеки.
Аминь.

Конечно, большинство христиан вряд ли будут молиться подобным образом — по крайней мере, не вслух! Но нити экспрессивного индивидуализма могут вкрасться в молитвы даже самых набожных людей. Нет ничего плохого в том, чтобы молиться о мире и безопасности или говорить Богу о своих чувствах — на самом деле, это большие преимущества молитвы, — но если эти приемы характеризуют большинство наших молитв, то, возможно, мы больше подчинены духу нашего времени, чем мы думаем.

Наше противоядие

К счастью, молитва «Отче наш» (Матф. 6:9-13) предлагает противоядие как от явной философии нашего времени, так и от тайных путей, которыми она могла проникнуть в наши сердца. Она предлагает критику и замену экспрессивному индивидуализму сверхъестественным и прозорливым образом:

Отче наш, Сущий на небесах,
да святится имя Твое.
Да приидет Царствие Твое,
да будет воля Твоя,
на земле, как на небе.
Хлеб наш насущный дай нам на сей день,
и прости нам долги наши,
как и мы прощаем должникам нашим.
И не введи нас в искушение,
но избавь нас от лукавого.
Ибо Твое есть Царство и сила
и слава, во веки веков.
Аминь.

Молитва «Отче наш» укрепляет нашу главную сущность христиан как детей Божьих. Это помогает нам смотреть не только внутрь, но и вокруг, на наши взаимоотношения, назад и вперед в библейской истории, в которой мы живем, и вверх к Богу, нашему Отцу.

Вступительное слово молитвы «Отче наш» не может быть более отличным от концепции экспрессивного индивидуализма. Местоимение множественного числа «наш» переносит акцент с вас как индивидуума на вас (множественное число) как часть группы. А обращение к «Отцу нашему Небесному» выходит за пределы нас самих и помогает нам войти в общую историю грандиозных масштабов. То, что Бог является нашим Отцом, напоминает нам о нашей конечной судьбе как полноценных детей Божьих.

Молиться о том, чтобы пришло Божье Царство, значит заявить о верности Его правлению и вписать нашу жизнь в повествование Его разворачивающегося плана. Молиться: «Да будет воля Твоя и на земле, как на небе» — значит жить сейчас в свете нашей судьбы как части Его Царства. Это неявный отказ от самоутверждения и желания построить свое собственное царство.

Просить Бога «дать нам сегодня хлеб наш насущный» — это признание того, что наша жизнь находится в руках Бога, и признание того, что Он знает, как дать хорошие дары Своим детям. Это призыв отвергнуть потребительство и материализм.

Прошение «прости нам грехи наши, как и мы прощаем согрешающим против нас» несет в себе одновременно утешение и вызов, напоминая нам о нашем статусе прощенных грешников и призывая нас отказаться от мести тем, кто нас обидел.

Наконец, просьба «не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого» выражает присущую нам слабость и уязвимость, а также степень нашей потребности смотреть вверх и быть найденными Богом.

Молитва «Отче наш» завершается тем, что мы обращаем свой взор вверх, исповедуя, что Царство, сила и слава принадлежат Богу, а не нам. Человек, произносящий эти слова, клянется, что не будет жить для своего царства, в своей власти или для своей славы.

Ключ к подлинному, стабильному и приносящему удовлетворение чувству собственного достоинства — это жить в достойной повествования личности, которая признает зло в своем сердце, хорошо справляется с радостями и печалями жизни и адекватно реагирует на несправедливость. Молитва «Отче наш» подтверждает, что наша личность находится в Иисусе Христе и Его грядущем Царстве. Она напоминает нам о том, кому мы принадлежим, чему мы привержены, в чем нуждаемся и куда направляемся.

Опубликовано с разрешения

Уведомления о появлении новых статей могут приходить к вам лично через разные каналы:

Фейсбук, ВКонтакте, Твиттер, Гуггл, Телеграм. Не упустите возможность быть в курсе.

06/09/2022
Темы:
Молитва Отче наш
110
3
мин
Поделиться:
Наши читатели помогли опубликовать уже тысячи статей.
Вы тоже можете
Другие материалы на эту тему
Бывает ли одержимость демонами на Западе? 
Проявления одержимости в современной культуре.
Джефф Келли, Джошуа Бауман, Мэтью Беннет
| 22 сен |
86
Джереми Линнеман
| 10 авг |
162
Эстер Смит
| 9 авг |
202
Предписывает ли Библия ежедневное «время с Богом»?
С чего это вдруг все решили, что с Богом надо проводить время?
Джонатан Гибсон
| 17 янв |
451
Молитесь, пока не почувствуете
Молитвенная жизнь не расцветает?
Эйми Джозеф
| 21 дек |
418
Работает на Cornerstone