Читая Ветхий Завет, мы иногда забываем о важной нити мессианского ожидания. Мы замечаем, как Христос предвозвещен в пророческой деятельности Моисея, священнической деятельности Аарона и царской деятельности Давида, но иногда мы упускаем из виду женщин, которые предвозвестили Христа.
Когда вторая личность Троицы приняла человеческую плоть, Он пришел как мужчина. Но это не значит, что женские фигуры в Ветхом Завете не способны пролить свет на многогранную работу нашего Спасителя. Если мы согласны признать, что такой неодушевленный предмет, как скиния, предвещает служение Иисуса, то, конечно, мы можем увидеть, что женщины, созданные по образу и подобию Божьему, тоже это делают.
Рассмотрим три примера.
Поразительное спасение Иаиль
В книге Судей 4 отмечается выдающееся место двух женщин в победе, которую Бог одержал под руководством Варака. Во-первых, Девора дает Вараку мудрый совет и суровый упрек. В результате происходит сражение между израильтянином Вараком и Сисарой, военачальником хананеев. Бог дарует победу благодаря руке Иаиль, женщины, которая вбивает колышек для шатра в череп Сисары. Дейл Ральф Дэвис называет это " потрясающим спасением«.
Смертельный удар Иаиль в Судьях 4 перекликается с обещанием Бытия 3:15 о том, что голова змея будет сокрушена. Действия Иаиль предвещают Мессию, который сокрушит не только голову полководца, но и голову самого сатаны.
Непоколебимая любовь Руфи
Проповедуя о Руфи, пасторы часто указывают на то, что Вооз выкупил Руфь как предвестие дела Христа. Я тоже проповедовал об этом.
Но Руфь также предвозвещает Иисуса. В конце первой главы, когда расстроенная Наоми возвращается в Вифлеем, мы читаем одну из самых волнующих речей в повествовании Ветхого Завета. Руфь прижимается к Ноеминь (1:14) и говорит,
«Не принуждай меня оставить тебя и возвратиться от тебя; но куда ты пойдешь, туда и я пойду, и где ты жить будешь, там и я буду жить; народ твой будет моим народом, и твой Бог — моим Богом; 17 и где ты умрешь, там и я умру и погребена буду; пусть то и то сделает мне Господь, и еще больше сделает; смерть одна разлучит меня с тобою». (1:16-18)
Большинство комментаторов указывают на действия Руфи как на пример ученичества и преданности. Они призывают своих читателей следовать ее примеру. Но в действиях Руфи мы также видим любовь Бога к Своему народу. Еврейский термин «прилепился» в стихе 14 — это тот же самый, который используется в Бытие 2:24 для обозначения союза первых мужчины и женщины. Он предполагает тесную, неразрывную связь.
Бог никогда не оставлял Ноеминь. Несмотря на скитания ее семьи и связанные с этим страдания, Божья любовь оставалась неизменной. Привязанность Руфи к Ноеминь свидетельствует об этом. Автор книги о Руфи хочет, чтобы мы увидели отголосок заветной любви Бога к Своему народу.
Действия Руфи предвозвещают то, как Христос хранит Свой народ. Хотя мы боимся, что наша вера может потерпеть неудачу, Иисус обещает, что никто не похитит нас из Его руки (Иоанна 10:28). Хотя мы, подобно семье Ноеминь, блуждаем и ищем спасения в других местах, любовь Христа остается неизменной. Он крепко держит нас и обещает, что ничто не отлучит нас от Его любви (Рим. 8:38-39).
Смелое посредничество Есфири
В книге Есфирь нет прямого упоминания о Боге. Как может такая книга предвещать Мессию? Это происходит через царицу.
Есфирь, услышав о бедственном положении своего народа и получив доброе ободрение от Мордехая, действует смело. Она берет свою жизнь в свои руки, приближаясь к царю без приглашения. Затем Есфирь выступает в защиту своего народа, отстаивая его интересы. Действительно, своей защитой она обеспечивает их безопасность. Ее успех основан на ее статусе в глазах царя, который любил ее больше всех других женщин (Есф. 2:17).
Беглое чтение Евреям или 1 Иоанна сразу же обнаруживает общие черты между действиями Есфири и Христа. В Послании к Евреям Иисус входит в святое место, чтобы действовать как посредник от нашего имени (Евр. 9:11-15, 23-28). Он находится в небесном тронном зале в силу Своего статуса, говоря от нашего имени (Евр. 10:1-18). Не является ли посредничество Есфири предзнаменованием посредничества Иисуса?
В 1 Иоанна 2:1 Иисус стоит перед Отцом, выступая за нас, чтобы мы не пострадали от осуждения за грех. Есфирь также стояла перед царем, чтобы заступиться за свой народ, чтобы он не погиб от рук Амана. Не является ли защита Есфири предзнаменованием продолжающегося небесного служения Мессии?
Способы, которыми Ветхий Завет предвосхищает Мессию, настолько разнообразны и многогранны, что мы часто не замечаем их глубины. Как при взгляде на безоблачное ночное небо наши глаза видят все больше звезд, чем дольше мы смотрим, так и при взгляде на Ветхий Завет мы видим слой за слоем мессианское предвидение.
Замедлите шаг и ищите больше. Сделайте паузу, чтобы всмотреться. В Ветхом Завете Иисус ожидается и предсказывается различными способами. Пусть Дух поможет нам увидеть их все, не в последнюю очередь через женщин, предвещающих Христа.