Когда политика угрожает единству церкви
Когда политика угрожает единству церкви

Когда политика угрожает единству церкви

Обзор книги Джонатана Лимана и Энди Населли

За день до того, как Всемирная организация здравоохранения объявила covid-19 пандемией, вышла небольшая книга Джонатана Лимана и Энди Населли: Как я могу любить членов церкви с разными политическими взглядами? Тогда еще никто не знал, насколько она нам пригодится. Слабые трещины в отношениях между христианами превратились в глубокие пропасти, поскольку мы расходимся во мнениях по одному политическому вопросу за другим.

В названии этой небольшой книги скрыта одна деталь, которая является ключом к ее мудрости: это книга о любви к членам церкви. Это не книга о возвращении цивилизованности в политику или о том, как христиане должны заниматься политическим призванием. Тем более это не аргумент в пользу набора политических доктрин, которые христиане должны принять. В своей основе эта книга применяет богословие членства в церкви к конкретной угрозе церковному единству.

Ее можно рассматривать как приложение к книге Марка Девера и Джейми Данлопа «Привлекательная община» 2015 года. Основное внимание уделяется общению, а не политической философии, и это делает книгу обезоруживающе простой и в то же время очень полезной для церквей. В каком-то смысле такая постановка проблемы политических разногласий является политически наивной: авторы не затрагивают ни вопросы о том, почему современные политические разногласия особенно опасны, ни более широкий спектр психологических и социальных факторов, которые разделяют нас на политические племена и затрудняют изменение наших взглядов.

Нам нужны вдумчивые обсуждения этих вопросов, но то, что дали нам авторы, гораздо важнее. Политические разногласия между христианами — это проблема, которая опирается на основы богословской антропологии: творение, грехопадение, искупление, человеческая задача различения и обязанность верующих сохранять единство Духа. Этот богословский балласт часто невидим — основная часть айсберга находится ниже ватерлинии — но это означает, что каждый, кто привержен этим истинам, найдет логику убедительной, а решения не привязанными к одному историческому моменту. Член церкви почувствует груз и найдет мудрость. В этом гениальность и ограниченность книги.

Разнообразие — это не разобщенность

Основная часть книги построена вокруг шести рекомендаций. Первые две предлагают нам правильно сформулировать отношения между членами церкви и отмечают последствия для политических разногласий.

Нам необходимо скорректировать наши ожидания, что члены церкви будут одинаково думать о политических вопросах и что любые разногласия в этой сфере угрожают нашему единству. Напротив, Бог задумал свои церкви как «собрания последователей Его из всех племен и языков и народов». Как пишут авторы: «Ваша и наша церковь — это сообщества бывших врагов, которые учатся любить друг друга. Это сообщества политических соперников, работающих вместе».

Признание сущности церкви требует от нас увидеть, что наше разнообразие — будь то этническая принадлежность, пол, возраст или даже политическая принадлежность — может свидетельствовать о примиряющей силе Евангелия. В истории мира не было ничего похожего на церковь. Все остальные народы были объединены либо сильными людьми с мечами, либо семейными отношениями, включая древний Израиль.

Но теперь существует новая нация, которая держится вместе ни мечом, ни семьей, но только Словом и Духом. Вы приходите на собрание церкви в воскресенье, зная, что ваша задача — перековать мечи на орала. Когда христиане проявляют любовь через границы — в том числе и политические — церковное собрание становится мощным свидетельством мира, который Христос завоевал для нас. Любовь среди разнообразия — это «евангельское откровение» (заимствуя фразу Марка Девера). Поэтому мы готовы принять вызов любви к тем, кто нас политически оскорбляет, потому что вместе мы можем стать свидетелями не только нашей теории справедливости, но и Господа. Это прекрасное искусство церкви, театр божественной славы, в котором многообразная премудрость Божья возвещается космосу (Еф. 3:10).

Можно переборщить с темой «любви к разнообразию» и представить, что не существует вопросов, по которым христиане должны иметь общее суждение. Следовательно, авторы правильно утверждают, что верность Христу и вера, проистекающая из слышания Евангелия, приводит к определенному ядру христианской доктрины, которое должно быть сохранено как основа единства церкви. Это требует от нас проведения различия между общецерковными вопросами — «тем, во что, по нашему мнению, христианин должен верить или практиковать» — и теми, которые относятся к области христианской свободы.

Напряженные отношения

Вторая половина книги посвящена сложной задаче помочь нам определить, какие вопросы относятся к каждой категории. Основным инструментом для этого является различие между «прямолинейными суждениями [в которых существует] простая прямая линия между богословским или этическим принципом, найденным в Библии, и политическим убеждением» и «суждениями с волнистой линией», в которых библейский принцип требует ряда внебиблейских вспомогательных предпосылок или суждений о положении дел в мире, прежде чем он приведет к политическому убеждению.

Есть полезное обсуждение вопроса о том, как продолжать «калибровать свою совесть» в делах христианской свободы. Там дается вдохновляющее напоминание о необходимости сосредоточиться на самом важном: истинная справедливость придет, когда Иисус приведет Свое Царство к завершению, поэтому продолжайте наставлять учеников. Печально, но очевидно, что нам нужна хорошая пасторская мудрость в этой области.

Даже в Австралии, где я пишу, — а это одно из самых благословенно скучных государств в мире — разногласия внутри церквей по поводу законности требований вакцинации covid-19 и правил длительной социальной изоляции привели к катастрофе. Церкви и семьи раскололись. Особенно это касается небольших сельских общин, которые мы и так с трудом обеспечиваем служителями. Пасторы, которые едва справляются с трудностями, связанными с пастырством своих людей в условиях перемен и неопределенности пандемии, сломлены яростью прихожан, не согласных с их решением о том, как быстро (или нет) ослабить ношение масок или возобновить личные встречи. Я могу только представить себе участь тех, кто пасет церкви в горячке американской политики, и молюсь за них.

Мы должны знать, как любить членов церкви с разными политическими взглядами. Нам нужно теологическое наставление в этих напряженных отношениях. Однако нам также нужна богословская мудрость, которая побуждает нас к действиям за пределами отношений, которые мы поддерживаем друг с другом в церкви. Существует целый мир сложных вопросов справедливости, которые христиане должны решать, как только они покидают здание церкви.

Лучший подход, чем рассуждения

Как бы ни было верно и необходимо различие между прямыми и волнистыми линиями политических суждений, оно неизбежно уступает реальности того, что каждый конкретный курс действий в политической сфере включает в себя некоторую степень волнистых линий суждений. Поэтому одна из потенциальных опасностей подобной книги заключается в том, что пасторы могут посчитать, что, сказав что-то подобное, они сказали достаточно. Это не всегда так.

Тем не менее, начало с этих основ будет более плодотворным, чем любые рассуждения о фрагментации средств массовой информации или о других вещах, которыми увлекаются современные теоретики политической поляризации. Для христиан «труд во имя справедливости, любовь к праведным» вытекает из новой политической реальности, которую мы исповедуем, когда молимся «да приидет Царствие Твое» (Матф. 6:10), и подпитывается, когда мы провозглашаем и воплощаем эти евангельские истины друг другу.

Опубликовано с разрешения

Уведомления о появлении новых статей могут приходить к вам лично через разные каналы:

Фейсбук, ВКонтакте, Твиттер, Гуггл, Телеграм. Не упустите возможность быть в курсе.

17/08/2022
Темы:
Единство Политика
360
3
мин
Поделиться:
Наши читатели помогли опубликовать уже тысячи статей.
Вы тоже можете
Другие материалы на эту тему
Декларация «Неповиновения доброй совести»
На земле существовала только тысячелетняя церковь. Никогда не было тысячелетнего правительства. Есть только вечная вера. Нет вечной власти.
Джо Картер
| 18 май |
1384
Пастору всё равно?
Если об этом не было проповеди, значит ли это, что вашему пастору этот вопрос не важен?
Тревин Вакс
| 11 фев |
698
Патрик Шрейнер
| 10 ноя |
388
Маргарет Файнберг: тайная духовность еды
Есть что-то обезоруживающее в совместной трапезе
Джесси Керри
| 1 мар |
2053
Пандемия разобщенности
Как мы отталкиваем мир
Рэнди Алькорн
| 22 окт |
985
Работает на Cornerstone