Откуда взялось первое греховное желание сатаны?
Откуда взялось первое греховное желание сатаны?

Откуда взялось первое греховное желание сатаны?

Рубрика «вопросы Джону Пайперу»

На этой неделе мы получили такой вопрос от нашего читателя:

«Пастор Джон, я, как кальвинист, очень уважаю Джонатана Эдвардса за его определение свободной воли – делать то, что хочется, ведь наши желания даны нам Богом. Но исходя из мысли выше, а также стиха в послании Иакова глава 1 стих 13 я не понимаю, откуда у Люцифера взялось его первое желание согрешить.

Норман Гейслер утверждает, что кальвинизм, доведенный до абсолюта, описывает грехопадение Люцифера и Адама, как желание, данное Богом (см. его труд «Избранные, но свободные»). Я так понимаю, что Адам соблазнился от Евы, та – от змея/сатаны, но, если Богу подвластно всё, в том числе наши желания, не делает ли это Его первоисточником первородного греха?»

На этот вопрос не так-то легко найти ответ.

Первое падение

Многие годы, сколько я себя помню, я не могу найти четкого ответа на эту и подобные ей тайны Библии. Главный вопрос – как произошел первый грех. Под термином «первый грех» я не имею в виду грех Адама – я имею в виду первый грех сатаны, самый первый грех во Вселенной.

Библия не начинается с происхождения зла – при начале мира уже присутствует необъяснимое зло. Человек создан безгрешным, но и змей уже тоже существует. Змей обманывает и противопоставляет себя Богу этого мира. С этого начинается библейское повествование. 

Насколько я понимаю, Библия нигде не дает объяснения тому, как сатана стал воплощением зла. В Библии встречаются упоминания о превосходнейшем ангеле, сотворенном Богом. Иуда упоминает об ангелах, «не сохранивших своего достоинства, но оставивших свое жилище» и говорит, что Бог «соблюдает (их) в вечных узах, под мраком, на суд великого дня» (глава 1 стих 6).

Я думаю, что сатана был сотворен на добрые дела, но покинул свое жилище, как утверждает Иуда, и не считаю зло и Бога одинаково вечными и одинаково властными. В этом вопросе я отрицаю позицию двойственности: только Бог, его благость, мудрость и власть вечны. Зло – производное, вторичное, и не ставит Бога в позицию грехопроизводителя. И в этом вопросе большинство христиан со мной согласны.

Ответов мало, и они ничего не дают

Как сатана стал воплощением зла? Я не знаю. И даже те, кто верит в самоопределение Божьих творений (таких, как люди и ангелы), тоже не знают. Говоря, что сатана был наделен свободной волей – или способностью самоопределения – мы не можем сказать, что именно это стало причиной его греха. Это просто высказывание. Оно ничего не объясняет.

Это краткое содержание загадки. Как могло идеально праведное существо, наделенное абсолютно доброй волей и самым чистым сердцем, вообще захотеть чего-то, что подтолкнуло его ко греху? Ответ на этот вопрос не знает никто и даже те, кто открещивается свободной волей. Свободная воля – это не отгадка загадки, это её название.

Мы не знаем. Библия не дает на это ответа. Наш читатель Роб ссылается на Нормана Гейслера, который говорит, что кальвинизм, доведенный до абсолюта, описывает грехопадение Люцифера и Адама, как желание, данное Богом. Не берусь утверждать, что Гейслер – абсолютный кальвинист, но очень похоже, что это так.

Кальвинистом я считаю себя, но я готов отказаться от этого титула, поскольку ни в коем случае не считаю, что первое желание согрешить появилось у Люцифера из рук Бога. Это было бы гиперупрощением всего кальвинизма, поскольку никто не знает, откуда у сатаны появилось это желание.

Бог – Вседержитель

Я знаю одно: Бог – Вседержитель. Ничто не происходит не согласованным с Его планами, вне зависимости от того, Сам Он оркестровал какое-то событие или просто его допустил. И я не сомневаюсь, что падение сатаны и искупление нас от греха в похвалу Его славы также являются частью Его симфонии вечности.

Но на этом заканчивается наше понимание того, как работает этот план и как в нём появилось место для первого греха сатаны. У себя в голове мне пришлось выделить отдельную полку для мыслей, которые плохо укладываются – мыслей о том, как Бог допускает что-то, что Ему доставляет боль. 

Например, что Бог предвидел и планировал смерть Своего Сына (см. книгу Деяний глава 4 стихи 27-28). Распятие Иисуса Христа было поступком из категории греха, и в то же время это произошло в соответствии с Божьим планом. Этот план можно найти в книге Псалтирь и в книгах Нового Завета. Как именно Бог допускает грех, контролирует грешников, Сам оставаясь безгрешным –  этого я понять не могу. Тем не менее Библия учит нас тому, что Богу подконтрольно всё, и даже грех, который, тем менее, не имеет возможности или власти запятнать Бога собой. Мне кажется, это то, о чём нам следует помнить, когда ничего непонятно.

Библейские подсказки

И всё же некоторые подсказки Библия нам дает. Не обещаю, что это место в Библии всё объяснит, но, тем не менее, поделюсь своей находкой, которая, как мне кажется, намекает на то, что однажды станем ясным.

В книге Исайи (глава 63 стих 17) автор восклицает от имени своего народа: «За что, Господь, отталкиваешь нас? Зачем Твой путь для нас Ты сделал трудным? Вернись, Господь, мы – Твои слуги, помоги нам! Тебе принадлежат все наши земли».

Автор этого отрывка ставит Бога ответственным за наши блуждания, которые ведут ко греху. Во второй части этого стиха автор просит: «Вернись, Господь, мы – Твои слуги, помоги нам!», как бы намекая на то, что во всем виновато Божье отсутствие.

Чуть позже в глава 64 стихе 7 он говорит: «И нет призывающего имя Твое, который положил бы крепко держаться за Тебя; поэтому Ты сокрыл от нас лицо Твое и оставил нас погибать от беззаконий наших». И снова грех объясняется сокрытием Господнего лица. 

Свет и тень

Я не утверждаю, что мы нашли истинную первопричину греха, но мне видится следующее: когда-то зачем-то Бог сокрыл Свою славу от Люцифера, и в этот момент в сердце Люцифера в отсутствии Бога родились гордость и любовь к себе выше любви к Богу. 

Я не понимаю, как это происходит, но стихи выше указывают на подобную закономерность. Мне просто кажется, что эта теория достойна изучения: возможно, Бог запрещает и допускает грех Своим присутствием или сокрытием Себя.

Насколько я помню, следующие слова принадлежат Эдвардсу: «есть разница между светом полуденного солнца и светом солнца, затененного большим деревом – оба света идут от солнца, и тени без солнца тоже бы не было».

Разобрав версию выше, тем не менее, я вернусь к тому, откуда я начал. Происхождение греха для меня – загадка. Мне это не дано понять. Единственное, на чем я стою, это то, что Бог управляет всем, Ему подвластно все, и даже грех, и что несмотря на это, Он был и есть и всегда будет безгрешным.
 

Опубликовано с разрешения

Уведомления о появлении новых статей могут приходить к вам лично через разные каналы:

Фейсбук, ВКонтакте, Твиттер, Гуггл, Телеграм. Не упустите возможность быть в курсе.

Статья была полезна? Помогите нам публиковать побольше таких статей.

Через Яндекс

Через PayPal

Сумма:
RUB
Платежная система PayPal
Имя
Отчество
Фамилия
Эл. почта
Я соглашаюсь с условиями Прочитайте условия
05/09/2019
Темы:
Грех Сатана
291
3
мин
Поделиться:
Наши читатели помогли опубликовать уже 63 статьи.
Вы тоже можете
Другие материалы на эту тему
Четыре шага в борьбе с сексуальным грехом
Бог видит каждое слово, которое мы печатаем в строку поиска в браузере.
Сэм Оллберри
| 28 фев |
2906
Ингредиенты раскаяния
Чем сильнее чувство, что признаки раскаяния нужно выискивать, тем меньше вероятность, что раскаяние было настоящим.
Джош Скваерз
| 20 фев |
2544
Паразит Мартина Лютера
Правду невозможно донести посредством приукрашенных или хорошо отредактированных жизнеописаний.
Тревин Вакс
| 20 ноя |
2746
Как возлюбить Бога больше, чем развлечения?
Джон Пайпер отвечает на вопрос радиослушателя, которому сериал про политиков интересней молитвы и чтения Библии.
Джон Пайпер
| 9 ноя |
2982
Любимые наши «грешки»
Грех – это грех. Но если по чуть-чуть, то ничего страшного?
Рейчел-Клер Кокрел
| 22 авг |
2587
Работает на Cornerstone