Большую часть из моих 33 лет служения в церкви у нас была довольно неформальная и простая литургия. Спели песню, поприветствовали, прочитали объявления, собрали пожертвования, проповедь и после этого разошлись по малым группам. Помню, что на счет призыва к поклонению я был довольно предвзят, потому что прочитал отличную книгу Гарольда Беста «Музыка через призму веры» и услышал его мысли на этот счет:
И хотя у простой литургии есть определенные преимущества, существуют довольно весомые причины для включения в нее элементов, которые церкви использовали на протяжении многих столетий. Один из таких элементов – призыв к поклонению.
Призыв к поклонению может быть только одним – когда человек покаялся, когда признал, что до этого его поклонение было ложным, в плену извращений и почитания лжебогов, для которых он был умирающей жертвой. И этот призыв к поклонению звучит единожды, а не каждое воскресенье, не смотря на то, что многие литургии и церковные собрания начинаются именно с такого призыва. Такие призывы следовало бы называть не призывами к поклонению, а призывами к продолжению поклонения. Ведь в церковь мы ходим не поклоняться, потому что вся наша жизнь должна быть поклонением, в церкви мы воссоединяемся с братьями и сестрами, чтобы продолжить то, что мы должны были делать приватно, лично или открыто в течение всей недели.
Да, я соглашусь – может быть только один призыв к поклонению, но уже два года в новой церкви, которую мы открыли в Лусивилле, все наши богослужения начинаются с призыва к поклонению. Почему? Расскажу вам, что побудило нашу пасторскую команду начать это делать.
Начало любого действа задает тон
Есть много способов сказать людям, что собрание начинается. В некоторых церквях ставят экран в видео обратного отсчета до начала богослужения. В других церквях музыкальная команда начинает играть вступление к первой песне (именно это делали мы несколько десятков лет). Некоторые церкви просят музыкальную команду сыграть какую-нибудь «разогревающую песню» до начала богослужения, некоторые при этом просят петь с ними, а некоторые – нет. Где-то ведущий тепло приветствует собравшихся, а где-то богослужение начинается с объявлений. Но с самого начала какого-нибудь мероприятия задается тон всего действа, создается атмосфера и формируются ожидания от того, что будет происходить дальше.
Церковь – это экклесия, то есть собрание призванных. Когда мы собираемся вместе как Божий народ, мы отвечаем на призыв отложить все остальное ради совместного поклонения Богу, в определенном месте и определенное время. Мы можем поклоняться Богу опосредованно, хорошо играя, например, в футбол, честно и в добром духе. Но в воскресное утро наше поклонение более направленное, более сфокусированное, мы собираемся вместе, чтобы петь, молиться, слушать проповедь из Божьего Слова и участвовать в причастии.
Есть много способов сказать людям, что собрание начинается.
Призыв к поклонению свидетельствует нам о том, что собрание началось. Но этот призыв должен быть не просто объявлением начала. В призыве к поклонению ставится акцент на первичность Божьего Слова, которое и собрало нас всех вместе, и первичность того, ради чего мы все собрались.
Призыв к поклонению может исходить только от Бога. И вряд ли что-то может это лучше выразить, чем чтение Писания. Конечно, можно читать Библию и на мобильном телефоне, и на планшете. Но почему-то чтение из настоящей, бумажной книги создает более глубокий и «долгоиграющий» эффект. Что-то есть в том, как мы держим настоящую книгу в руках.
Призыв к поклонению напоминает нам, что собрались мы здесь совсем не по собственной инициативе. Это не мы придумали богослужения. Бог Сам нас призвал из этого мира вкусить Евангелие в Его присутствии и в Его Духе. Это должно побуждать нас к открытому общению с Богом, потому что Он не намекнул нам, что можно приходить к Нему, а Сам нас пригласил, умерев за нас на кресте.
И последнее, мы приходим поклоняться, и у нас есть цель. Всю неделю мы боролись с искушениями поклоняться деньгам, взаимоотношениям, жажде власти, чувствам и даже самим себе. И вот призыв к поклонению пробуждает нас к очередному пониманию простой истины: мы в этом мире пришельцы и изгнанники (1 Петра 2:11), и есть один Бог, Которому следует поклоняться всем разумом, сердцем и душою, Который собирает нас вместе, чтобы мы увещевали друг друга. В этом цель нашего собрания.
Как пишет Брайан Чапелл в своей книге «Поклонение Христу»:
В библейском призыве к поклонению Бог приглашает нас присоединиться в вечному поклонению вместе с ангелами. Бог приглашает нас не на вечеринку друзей, не на лекцию с религиозной темой, не на концерт духовной музыки. Он приглашает нас побыть в присутствии Царя Вселенной, перед Которым всякая тварь поклонится и Кому небеса поют вечную песнь.
Поиск правильного отрывка из Писания
Мы обычно приводим короткие отрывки, которые легко понять. Например, Псалом 112:1-2 или Псалом 95:1-3. Псалмы – хороший источник для призывов к поклонению. Но и другие книги Библии можно приводить – Ис. 55:1, Фил. 2:9-11, Ис. 35:3-6 или Пл. Иер. 3:22-23. Правильнее было бы использовать стихи, которые не только призывают нас поклоняться, но и объясняют почему мы это делаем. Во время призыва к поклонению можно и свой комментарий добавить, но это не должно превращаться в еще одну проповедь. Следует так же учитывать, что псалмы, призывающие к осуждению нечестивых, не всегда помогают общему собранию настроиться на нужную волну. Тему призыва к поклонению можно связать с темой прошлой проповеди или темой проповеди, которая прозвучит на этом богослужении, а можно вообще этот призыв не привязывать ни к чему, кроме Божьего Слова. Мы в церкви всегда стараемся, чтобы призыв к поклонению был тематически привязан к первой песне общего пения.
Разнообразие – это хорошо
Призыв к поклонению может прочитать старший пастор, другой какой-нибудь пастор или лидер музыкальной группы. На прошлой неделе вся наша церковь начала с совместного чтения Псалма 32:1-5. Но кто бы ни призывал собрание к поклонению, призыв этот должен звучать уверенно, осознанно и прочувствованно. Можно подчеркнуть важность призыва к поклонению, если опубликовать его в церковном бюллетене или спроецировать на большой экран. Иногда мы использовали какую-нибудь песню в качестве призыва к поклонению. Пролистайте сборник песен вашей церкви, наверняка у вас тоже такие призывные песни есть.
А что, если все опаздывают?
Практически в любой церкви к началу богослужения собирается лишь половина прихожан. В нашей церкви мы стараемся сделать все, чтобы люди понимали, насколько нехорошо для церкви и для них самих, если они опаздывают на призыв к поклонению. Регулярные напоминания от пасторов, музыкантов или ведущего богослужения помогают немного. Еще мы просим музыкантов играть что-нибудь незадолго до призыва к поклонению. Прежде, чем придет понимание важности приходить на богослужения вовремя, потребуется время. Но оно того стоит. Каждый раз, когда Божий народ собирается у престола благодати, происходит что-то важное в разрезе всей вечности. Давайте не тратить эти моменты впустую.