«Первое, что мы говорим другим женщинам, обычно касается их внешности».
Я не замечала этого, но моя подруга была права. В большинстве случаев, когда я встречаю другую женщину в церкви, наши приветствия сопровождаются каким-то комплиментом о внешности собеседницы. Нет ничего плохого в том, чтобы похвалить цвет помады или выбор туфель. Но мне интересно, что это говорит о наших ценностях, что мы ценим больше всего.
С тех пор как такие комментарии стали адресоваться моей маленькой дочери, я стала беспокоиться еще больше. Люди имеют благие намерения, и красота важна в нашем христианском мировоззрении, но не так, как об этом говорит наша культура. Я боюсь, что моя дочь еще не понимает разницу.
Маленькие девочки, которым невинно говорят: «Тебе очень идет этот наряд!», рано понимают, что внешность — это главное. Красота действительно важна, но не так, как об этом говорят социальные сети и интернет. Нам нужно библейское богословие красоты, которое будет руководить нашими сердцами и домами.
Люди — это воплощенные души, для которых красота имеет значение, красота увядает и красота углубляется. Иисус, воплощенный Сын, олицетворяет эту реальность и дает церкви надежду и помощь в воспитании наших дочерей в вере.
Красота имеет значение
Красота имеет значение, потому что все прекрасное в конечном итоге проистекает из творческой руки Бога. Он — источник всего доброго, истинного и прекрасного (Рим. 11:36), высшее проявление красоты. «Перед Ним величие и слава, в святилище Его — сила и красота» (Пс. 95:6). Совершенная святость Бога делает Его совершенно славным, и Он делится этой славой со Своим творением (Пс. 8:3–5; Ис. 6:3). Каждый восход солнца провозглашает Его красоту (Пс. 19:1–2), и каждый новорожденный ребенок прославляет Его (Мф. 21:16).
Христиане не являются гностиками, которые презирают тело, какими бы падшими мы ни были. Мы не стыдимся тела и не поклоняемся ему. Наши тела — это достойные дары от Бога и храмы Его Духа. Из праха земного Бог сотворил «очень хорошего» Адама по Своему образу (Быт. 1:27, 31). Мы были сотворены для воплощенного существования — вечной красоты в прекрасном присутствии Бога. Мы не познаем его полноту, пока Иисус не вернется и не дарует нам воскресшие тела (1 Кор. 15:42–49), но мы знаем некоторую степень их ценности здесь и сейчас (13:11–12).
Нашим девочкам нужно знать, что красота важна, потому что Бог прекрасен и создает прекрасные вещи. Готовность Иисуса принять плоть свидетельствует об этой реальности. Наши тела обладают внутренним достоинством и ценностью, потому что мы принадлежим Богу. Вместо того чтобы стыдить наших детей за их любопытство к человеческому телу («Мы не говорим об этом!»), мы прославляем красоту в свете нашего Создателя («Бог создал наши тела такими интересными, правда?»). Мы помогаем нашим девочкам понять, что нас привлекают красивые вещи, потому что наш Бог прекрасен и Он создал нас для Себя.
Красота увядает
Но мы также хотим помочь нашим девочкам различать временное и вечное. Мы хотим дать им знание о том, что в конечном итоге исчезнет, а что останется навсегда (Ис. 40:6–8).
Например, в помаде и туфлях нет ничего плохого, но мы не можем взять их с собой, когда наши тела вернутся в прах. В некотором смысле это «сокровища», которые погибнут вместе с нами (Быт. 3:19; Мф. 6:19–21). То же самое касается денег, имущества и всех наших земных достижений. Единственное, что останется, — это добрые дела, совершенные во имя Иисуса, отраженные в нетленной красоте душ Его народа (1 Кор. 3:13–15).
Таким образом, хотя красота имеет значение, она также увядает. Волосы седеют, тела разрушаются, а морщины свидетельствуют о прошедших годах. Это означает, что мы должны ставить такие дары, как внешность и достижения, на их место; наши земные шалаши — это временные жилища, которые однажды исчезнут и погибнут (2 Кор. 5:1–5). Это также означает, что мы можем благодарить Бога за каждый добрый и прекрасный дар, который Он нам дает, каким бы временным он ни был. Мы можем показать это нашим девочкам, ставя во главу угла вечные ценности, такие как Слово, молитва, щедрость и церковь, и доверяя Богу наши материальные нужды в любой день (Луки 12:22–23) и благодаря Его за все, что Он дает нам для радости (Иакова 1:17).
Иисус не обладал поразительной красотой, когда ходил по земле (Ис. 53:2). Он был готов облечься в непримечательное земное тело, зная, что однажды оно подвергнется тлению. И все же Он был способен в полной мере наслаждаться каждым даром Божьим, не совершая греха, и с радостью исполнять волю Своего Отца (Луки 2:52; Евреям 4:15; 10:7). Иисус жил во плоти ради радости, уготованной Ему, — воскресшего духовного тела в присутствии Своего Отца, — и по мере этого Его вера углублялась.
Красота углубляется
Точно так же вера каждого истинного верующего углубляется со временем. Наше доверие Богу прекрасно в Его глазах и угодно Ему (Евр. 11:6). По мере того как наши тела с каждым днем приближаются к смерти, христиане все больше наполняются жизнью — жизнью Иисуса — по мере того как мы учимся доверять Ему. Мы (надеемся) становимся лучше с возрастом, обновляемся день ото дня и уподобляемся нашему прекрасному Царю и Спасителю (2 Кор. 4:16).
В этом смысле наша красота не ограничивается внешностью, и мы хотим развивать в себе ту красоту, которая отражает сердце Христа, который показывает нам, как прекрасен Бог (Иоанна 1:14; Евреям 1:3).
Что может измениться, если мы будем подчеркивать вечное в наших самых простых разговорах, особенно в семье Христовой? Что, если вместо того, чтобы комментировать внешность другой женщины, мы просто скажем: «Как рада тебя видеть! Расскажи, как у тебя дела?» Наши самые маленькие девочки почувствуют себя тепло принятыми не потому, что они одеты в розовое, а потому, что они являются ценной частью драгоценного Тела Божьего.
Как родители и опекуны, мы можем хвалить Бога за углубляющуюся внутреннюю красоту наших девочек, используя библейский язык. Говорите о Божьей работе в ней, указывая на плоды Духа, когда вы их видите. Хвалите ее прекрасное послушание, которое «в глазах Божьих очень ценно» (1 Пет. 3:4). А когда она неизбежно совершит ошибку, напомните ей о прекрасном послушании Иисуса ради нее.
Эта благая весть лучше любого воскресного утреннего комплимента, потому что она вечна: «Всякая плоть – трава, и всякая красота ее – как цвет полевой. ... Трава засыхает, цвет увядает, но слово Бога нашего пребывает вовеки» (Ис. 40:6, 8).