— Я на выходные приеду домой. Давай вместе сходим в кино?
— Отлично. Я как раз мечтаю посмотреть «Бог не умер».
Тут я незамедлительно стал придумывать причину, из-за чего не смогу в тот вечер сходить в кино со своим другом. Просто я уже отзывы про фильм читал. И твиты знакомых тоже. «Бог не умер» – христианский фильм.
Я уже довольно давно считаюсь христианином, чтобы знать, что обычно христианские фильмы не очень интересные. Слишком уж они предсказуемые. Слишком простые.
К сожалению (хотя, надо бы сказать – к счастью), мой друг еще не такой прожжённый скептик. Напротив, он – молодой еще в вере, принял Христа всего несколько недель назад.
Слишком просто
Я приехал в свой родной городок, так и не придумав «отмазку» от похода в кино. Поэтому мне пришлось пойти и выдержать все эти занудные 90 минут.
Я слышал критические отзывы о фильме, некоторые из них вполне справедливы, но мое нежелание смотреть фильм было вызвано не критической оценкой его качества. Просто я исходил из предположения: «Это еще один предсказуемый, посредственный христианский фильм».
Для тех, кто фильм не видел, пожалуй, перескажу основной сюжет. Герой фильма – Джош, студент, чей учитель философии, высмеивает и отвергает саму возможность существования Бога. А Джош воспринимает это как испытание своей веры, в котором он обязан доказать однокашникам и профессору, что Бог существует. И студент приносит многое в жертву – свои отметки, отношения с людьми, время, чтобы защитить свою веру.
Так себе фильм, скажем честно. В ней вера – это катализатор конфликтов в обществе, процесс высшего образования представлен крайне размыто, а некоторые персонажи прорисованы чересчур карикатурно, даже обидно.
Однако, фильм заставил меня задуматься: «А все ли стороны моей жизни подчинены Христу? Какие компромиссы я допускаю в своей жизни и вере? Как я веду себя, когда возникает конфликт?»
Утонченность и ожидания
Недавно Руфь Грэм написала статью, в которой намекалось, что взрослым должно быть стыдно читать подростковую беллетристику. За статьей последовали бурные обсуждения. Разговор дошел и до искусства, почему оно нам нужно и что мы от него должны получать.
Эти разговоры напомнили мне о моей реакции на фильм «Бог не мертв». Что будет, если мы свои понятия об утонченности применим к нашему опыту с Богом и нашим ожиданиям к духовному опыту других людей?
Наши предочтения, желания утонченности могут стать камнем преткновения не только для нашей собственной веры, но и веры других людей. Наше общество учится «не судить» почти во всех сферах общественной жизни, но вот осудить за недостаток утонченности, а скорее за простоту – все еще в порядке вещей.
Хотя, если быть честными, осуждение за излишнюю простоту в вопросах веры наносит не меньший урон, чем осуждение в других сферах жизни. Если наши культурные предпочтения дают людям повод чувствовать себя выше остальных в вопросах отношений с Богом, можно смело заявлять, что наши культурные препдочтения стали опасными. Мы можем убедить людей в том, что Бог недостижим и далек, когда Бог, напротив, близок и стремится к общению с людьми.
Гордыня без знаний
Мы можем сами себя обмануть. Переход от Клайва Льюиса к трудам Абрахама Кёйпера не следует засчитывать, как проявление духовного роста. Мы не становимся более духовными, если слушаем одну христианскую группу и не слушаем другую. Спасение наше не «улучшается» и не становится более «гарантированным», если мы начали лучше разбираться в богословии и искусстве.
Я не призываю к анти-интеллектуализму. Мы призваны любить Бога всем разумением, и следовать за Ним, используя все интеллектуальные ресурсы, которые нам даны. Христиане, несомненно, должны создавать самые интересные, умные, лучшие произведения искусства.
Я лишь предостерегаю, что со знаниями может придти и гордыня. А вместе с ней и обманчивые мысли, что вместе со знаниями приходит и более глубокое понимание Бога.
Идол культурного вкуса
Как же избавиться от опасности превратиться в христианского культурного сноба?
Во-первых, нужно не возводить свой утонченный вкус в ранг идола. Культурные предпочтения гораздо важнее предпочтений в еде. Вера сильнейшим образом оказывает влияние на личность человека. И наши преференции в музыке, литературе, кино сильно зависят от обстоятельств и личного опыта.
Во-вторых, в вопросах искусства и культуры можно смело применять принцип жертвенности ради отношений. Когда мы отказываемся упаковывать Иисуса в маленькую коробочку нашего вкуса и пристрастий, у нас появляется возможность испытать общность с Ним с других точек зрения. Ведь и в фильме «Бог не мертв» я смог найти пользу для своих отношений со Христом. Есть ситуации, когда надо забыть про свой утонченный вкус, чтобы послужить окружающим вас людям и помочь им в их отношениях со Христом.
Вера ребенка
Я почти проворонил возможность поговорить со своими молодым во Христе другом о том, что значит следовать за Христом. И только из-за того, что фильм показался для меня не слишком «утонченным».
Я уже и забыл, какими были эти первые несколько месяцев, когда я уверовал во Христа. С одной стороны я чувствовал, что моя жизнь обновилась. С другой – я не очень понимал, что это все значит в практическом, каждодневном смысле. Что это такое – быть христианином?
С этим вопросом я принялся за чтение множества книг, просмотр множества фильмов и прослушивание множества групп. Мне хотелось глубже понять, что значит – следовать за Христом. Но раз за разом я возвращался к словам нашего Спасителя, Который призывает нас следовать за Ним, как это делают дети.
Моему другу нужны были слова ободрения в тот вечер, когда мы пошли в кино. Мне эти слова тоже нужны были. Бог не умер. Он жив! Он любит нас! А мы можем следовать за Ним день за днем.
И это прекрасно!
Это перевод вот этого