Христиане и политика: взрывоопасная смесь
Христиане и политика

Христиане и политика: взрывоопасная смесь

Есть огромная разница между «Этот человек будет ужасным президентом, потому что…» и «Если он станет президентом, я не знаю, что мне делать, куда пойду, и как жить буду…»

В своем блоге я пишу о политике всего лишь пару раз в год, с большим страхом и трепетом, и только если политика каким-то образом пересекается с Библией или христианской верой в вопросах, по которым у меня есть очень четкая позиция.

И перед тем, как опубликовать статью, я всегда задаюсь вопросом: «А стоит ли? Забыл, как это было последний раз?» И все равно публикую. (Кстати, вспомнил, что надо заранее записаться к психотерапевту.)

Вне всякого сомнения, ничто, повторю еще раз – ничто, не сравнится по враждебности, недоброжелательности и грубости с разногласиями на политической ниве. И евангельские христиане тут не исключение. И если я хоть что-нибудь понимаю в этой жизни, я бы сказал, что особенно это видно по евангельским христианам.

Не эволюция, не непогрешимость Писания, не Троица, не божественность Христа, не воскресение, не искупление. Политика!

Может показаться, что когда Господь вернется второй раз, то первым Его судом, над живыми и мертвыми, станет суд над нашими взглядами на фиксированный подоходный налог и глобальное потепление.

Три года назад, накануне выборов в США 2012 года, я написал статью о том, как евангельские христиане стабильно впадают в некую форму сумасшествия перед каждыми выборами. И сегодня, в страхе и трепете, я подумал, что попробую повторно опубликовать эту статью, слегка ее отредактировав.

Можно, конечно, «поменять имена» или «размыть» некоторые примеры. Но я не буду. Список действующих лиц слегка поменялся. Но не более того.

********

Прежде, чем мы продолжим, хочу сразу уточнить, что я ГОВОРЮ и что НЕ ГОВОРЮ.

Я не собираюсь заниматься циничным ворчанием на тему «я выше всего этого».

Я не говорю, что все кандидаты одинаковые.

Я не говорю, что не надо вообще голосовать.

Я не говорю, что нам нужно прекратить споры на политические темы или придерживаться каких-то определенных политических убеждений. Да на здоровье!

Я говорю, что если вы так возбуждаетесь на политические темы, что не можете сдержать гнев, «начинаете бояться за нашу страну», подумываете о переезде в Гренландию или решаете прибегнуть к «криогенному замораживанию себя», если этот человек выиграет выборы, вам, возможно, нужно остановиться и поразмышлять о том, что происходит у вас в сердце.

Конечно, нас должны заботить вопросы здравоохранения, экономики, терроризма, равенства полов и многие другие.

Но прислушайтесь к риторике других людей и своей тоже.

Если вы чувствуете угрозу своему образу жизни, в случае победы на выборах «не того» человека, что все будет потеряно и  надежды на будущее будут утрачены – если у вас такая риторика, вы стали адептом концепции, которую в богословских кругах называют «чуждой эсхатологией».

Любой политический режим ставит перед собой утопическую цель. Коммунизм, социализм, фашизм, монархия и даже демократия.

Абсолютно любой!

Они дают обещания, что смогут дать именно то, что вам нужно. Все говорят, что без них вы погибнете. Все заявляют, что являются кульминацией человеческой драмы, что несут истинный свет, что это тот самый город на холме, который принесет вам и всему человечеству настоящий мир и безопасность. Многие даже намекают на Божественное происхождение своей власти.

Это и есть «эсхатология», а не апокалиптический катаклизм, как его зачастую показывают в очередном игровом блокбастере.

Эсхатологию можно определить как: «Успокойся и остановись. Все теперь так, как должно быть или скоро станет. Теперь, в конце концов, у тебя появилась причина надеяться. Доверься нам. Не бойся».

Эсхатология – это вера в то, что ты находишься в том самом месте, где драма человечества достигла своего апогея.

И именно это они и утверждают, так или иначе.

Когда мы боимся, злимся или впадаем в депрессию из-за политики, это значит, что мы часть своей души вложили в «эсхатологию», в обещание, что «все будет хорошо, если ты только последуешь за нами».

Но христианам нельзя вставать на этот путь. Потому что само христианство – эсхатология.

И соперников оно не потерпит.

Христианам не стоит становиться адептами «чуждой эсхатологии», утверждающей, что эта политическая система или политик имеет такое фундаментальное значение, что если выборы пройдут не так или будут приняты не те законы, то всякая надежда будет потеряна.

Есть все-таки огромная разница между «Этот человек будет ужасным президентом, потому что…» и «Если он станет президентом, я не знаю, что мне делать, куда пойду, и как жить буду…»

Христианам не пристало жить по второму сценарию, потому что, как бы все ни складывалось в политической сфере, мы верим, что нельзя так сильно полагаться на какую-либо политическую систему в решении проблем этого мира и установлении абсолютной справедливости.

Именно это говорили в эпоху раннего христианства о Римской империи, обещавшей своим гражданам мир, благодать, справедливость и защиту от врагов, называя это все одним словом – «спасение».

А Евангелие предложило «альтернативную эсхатологию».

Не побег от мира или сценарий грядущего конца света, а сегодняшнюю реальность, где обещания мира, благодати и справедливости реализуются через страдания и восхождение на престол Царя Христа, а не через власть государства.

Отсюда и риторика анти-имперской книги Откровения: парадокс закланного Агнца Божия (Иисуса), который превознесен над всеми земными царствами.

Отсюда и слова Павла о том, что «наше жительство (гражданство) – на небесах»,  не «где-то там далеко», а конкретно здесь Царство Божье пришло на землю в распятом и воскресшем Мессии, это Царство не связано с какими-нибудь политическими системами, но готово с ними работать или критиковать в зависимости от того, что происходит в  данных момент.

И этот образ мышления берет свое начало еще у ветхозаветных пророков. Они проповедовали, преследовали и действовали на нервы лидерам Израиля, чтобы те не боялись окружавших их народов, не доверяли им и не полагались на то, что через эти народы придет благоденствие и мир для Израиля.

И особая критика в адрес лидеров Израиля звучала тогда, когда те устанавливали «чуждую эсхатологию», которая обещала лучшее для Израиля через военную силу или выгодные политические альянсы, а не через следование путями Господними. Тогда пророки напоминали, что «надежда в другом».

Многие христиане по обе стороны баррикад трудятся в мире политики ради установления справедливости, трудятся убежденно и неистово (даже если совершенно не согласны с методами достижения этой справедливости). И это правильно и хорошо. Я это поддерживаю. Но моя статья совсем не об этом.

Если вы следите за политическими новостями, предвыборными обещаниями, дебатами, если читаете блоги и статьи о выборах, ваша кровь закипает, вас охватывает ненависть, вырываясь наружу сказанными или напечатанными словами, возможно, это признак вашего увлечения «чуждой эсхатологией». Вполне вероятно, что вы так и считаете, но ваш мир и спокойствие возложены не на Евангелие, а на государство.

И таким образом ваша преданность отдана не тому.

Даже если это не так, проверить себя имеет смысл.

06/11/2015
Темы:
Политика
6218
3
мин
Поделиться:
Наши читатели помогли опубликовать уже тысячи статей.
Вы тоже можете
Другие материалы на эту тему
Патрик Шрейнер
| 10 ноя |
471
Когда политика угрожает единству церкви
Обзор книги Джонатана Лимана и Энди Населли
Даниэл Андерсон
| 17 авг |
466
Пастору всё равно?
Если об этом не было проповеди, значит ли это, что вашему пастору этот вопрос не важен?
Тревин Вакс
| 11 фев |
776
Выбирает ли наших лидеров Бог?
Божья власть, Его провидение и демократия.
Дрю Гриффин
| 13 май |
5376
Как уважать власть, с которой мы не согласны?
Несколько моментов для размышления.
Скотт Саулз
| 5 ноя |
5201
Работает на Cornerstone