Господи, где Твоя верность? 
Господи, где Твоя верность? 

Господи, где Твоя верность? 

Как верные поют в кризис

В древней раввинистической литературе Псалмы назывались «техиллим», что на иврите означает «хвала». Одна из самых примечательных особенностей этого священного сборника хвалебных песен заключается в том, что по крайней мере треть из них — это плач. Это песни, в которых страстно выражается какое-то эмоциональное потрясение, например, горе, печаль, смятение, муки, раскаяние, страх, депрессия, одиночество или сомнения.

Это примечательно, потому что наличие такого количества хвалебных плачей подразумевает, что Бог знал, что Его народ часто будет призван поклоняться Ему в мучительных обстоятельствах. Святой Дух вдохновил поэтов на создание «славословий», которые дали бы нам возможность выразить в поклонении наши разнообразные переживания боли.

Если псалмы плача — это вдохновленные Духом хвалебные песни для наших периодов боли, то нам следует внимательно присмотреться к ним, потому что они преподают нам важные уроки о том, какие виды поклонения принимает Бог. Некоторые из способов, которыми эти вдохновенные поэты поклонялись Богу в своих муках, могут вызвать у нас чувство неловкости. Псалом 88 — хороший пример.

Лидер в скорби

Псалом 88 приписывается Ефану Езрахитянину. Согласно 1 Паралипоменон 6:31-48, Ефан был одним из трех родовых вождей колена Левия — двумя другими были Еман (Псалом 87) и Асаф (Псалмы 49, 72-82),  — «которых Давид поставил начальствовать над служением песнопений в доме Господнем». Он был высокопоставленным лидером, к которому тысячи людей обращались за социальными и духовными наставлениями и советами. Его слова были весомыми.

А в этом псалме Ефан привел народ в плач. О чем? По поводу предполагаемой неверности Бога завету с Давидом — здесь главное слово «предполагаемой».

Во 2-й Царств 7-й главе пророк Нафан передал Давиду потрясающее обещание Господа о том, как долго его потомки будут сидеть на престоле Израиля: «Дом твой и царство твое будут утверждены предо Мною навеки. Твой престол будет утвержден навеки» (2 Цар.  7:16). Это стало важнейшей частью самосознания Израиля: Бог поселил их в Земле обетованной и дал им обещанное правление, которое будет длиться вечно.

Однако произошло нечто ужасное (возможно, восстание Авессалома из 2 Царств 15-18), из-за чего стало казаться, что Бог " отрекся" от Своего завета и «поверг на землю венец его [Давида]» (Псалом 88:40). И в этот кризисный момент Ефан написал псалом, в котором благоговейно выразил смятение и скорбь, которые испытывали все, кто верил в Божью верность.

Знаменитая верность

В первых восемнадцати стихах Ефан восхищается тем, как непоколебимая любовь и верность Бога связаны с самим Его характером.
Непоколебимая любовь и верность Бога — это часть славы и могущества, за которые Его любят, хвалят и боятся в сонме святых и великом ангельском воинстве (Псалом 88:5-8). 

Именно благодаря непоколебимой любви и верности Он осуществляет свое суверенное правление над всем творением: небесами и землей и всем, что их наполняет, «бушующим морем» и его самым страшным созданием, Раавом, и великими горами, такими как Фавор и Ермон (Псалом 88:10-13). 

Непоколебимая любовь и верность Бога являются частью «основания [Его] престола», наиболее ярко проявившегося (в то время) в царстве Давида, которое Он установил в Израиле. Именно поэтому Его народ восклицает от радости и «ликует во имя Его во вся дни» (Псалом 88:14-17). 

Ефан напоминает Богу:

 ...ибо Ты украшение силы их,
и благоволением Твоим
возвышается рог наш. 

От Господа — щит наш,
и от Святаго Израилева —
царь наш. (Псалом 88:18-19)

Ставки были высоки. Если Божий народ не мог надеяться на Его непоколебимую любовь и верность, как он мог продолжать так ликовать?

«Ты обещал»

Затем в стихах 20-38 Ефан подробно и красиво напоминает Богу об обетовании, данном Им Давиду, на котором покоилась надежда Его народа:

  • Бог дал это обещание « в видении святому Твоему» (предположительно пророку Нафану, Псалом 88:20). 
  • Бог избрал Давида из народа, помазал его в цари, утвердил его и обещал, что враги не одолеют его (Псалом 88:21-25). 
  • Бог обещал стать для него Отцом и сделать его «превыше царей земли» (Псалом 88:26-28). 
  • Бог обещал «продолжить вовек семя его [Давида]», а если они отклонятся от Божьих путей, Он будет наказывать их, но «милости же Моей не отниму от него, и не изменю истины Моей». Бог «не солжет Давиду» (Псалом 88:29-38). 

Я не знаю, насколько Ефан проницателен в отношении мессианских аспектов завета Давида, но этот раздел полон пророческих указаний на Иисуса, каждое из которых достойно нашего пристального изучения. Но в этот кризисный момент казалось, что Божье обещание резко оборвалось.

Нарушенное обещание?

Действительно ли Божье обещание не исполнилось? В стихах 39-46 Ефан именно это и описал — Богу. И он сделал это без обиняков.

  • Он сказал Богу: «Но ныне Ты отринул и презрел, прогневался на помазанника Твоего» и «пренебрег завет с рабом Твоим, поверг на землю венец его» (Псалом 88:39-40). 
  • Он рассказал Богу, как Он возвысил врагов Давида, заставив их победить Израиль в битве, и как стены Давида были разрушены, а его царство разграблено, что сделало его объектом презрения (Псалом 88:40-44). 
  • Он рассказал Богу, как тот «сократил дни юности его [Давида] и покрыл его стыдом» (Псалом 88:46).

Именно этот раздел может заставить нас чувствовать себя наиболее неловко. Действительно ли мы можем так говорить с Богом?

Ответ: да — и нет. Да, если мы, подобно Ефану, относимся к Божьей верности со всей серьезностью и действительно любим Его славу. Ответ «нет» — если мы, как израильтяне после перехода через Красное море, просто «ропщем на Господа» (Исход 16:7).

Ефан не потрясает кулаком перед Богом в мятеже. Скорее, он излагает свои доводы в пользу того, что Бог должен действовать ради Своего имени. Ефан ходатайствует, а не обвиняет. Он не потерял веру в Бога; он проявляет смелую веру в Бога, призывая Его сделать то, что Он обещал. Он по-прежнему верит в непоколебимую любовь и верность Бога.

«Вспомни, Господи»

Именно поэтому Ефан заканчивает свой псалом не поэтическим  «забываю Тебя, Боже!», а страстной мольбой: «Вспомни, Господи! ». Стихи 46-52 он посвящает изложению желаний своего сердца. Стоит прочитать их полностью. И когда вы это сделаете, прислушайтесь (как это делает Бог) к сердечному желанию, скрывающемуся за мучительными словами.

Доколе, Господи, будешь скрываться непрестанно, будет пылать ярость Твоя, как огонь?
Вспомни, какой мой век: на какую суету сотворил Ты всех сынов человеческих?
Кто из людей жил — и не видел смерти, избавил душу свою от руки преисподней? 
Где прежние милости Твои, Господи? Ты клялся Давиду истиною Твоею. 
Вспомни, Господи, поругание рабов Твоих, которое я ношу в недре моем от всех сильных народов; 52как поносят враги Твои, Господи, как бесславят следы помазанника Твоего. 
Благословен Господь вовек! Аминь, аминь. (Псалом 89:47-53)

Слышите ли вы его сердце? Ефан жаждет для себя и своего народа испытать радость от славы непоколебимой Божьей любви и верности. Он знает, как коротка жизнь, и не хочет, чтобы он сам или его народ умер, не успев испытать ее снова. Этот человек ревнует о славе Божьей. Он не хочет, чтобы доброе имя Бога или верных, уповающих на Него, было осмеяно. Вот что движет плачем Ефана.

Плачь смело и верно

Когда мы читаем Псалом 88 через призму нового завета, мы, несомненно, яснее, чем Ефан, видим, насколько широким был масштаб Божьей верности Давиду. Ведь в Иисусе это обещание Давиду обрело свое невероятное «да» (2 Коринфянам 1:20).

Однако, как и Ефан Езрахит, мы тоже переживаем кризисные моменты, когда нам кажется, что Бог не верен какому-нибудь обещанию. И именно в такие моменты мы обнаруживаем, насколько ценны псалмы-плачи, подобные этому. Они не только дают нам вдохновенный язык для молитвы в нашей боли, но и учат нас тому, как может звучать приемлемое поклонение в наших страданиях.

В Псалме 88 Бог призывает нас быть смелыми в наших молитвенных сетованиях. Если желание нашего сердца — Бог; если мы жаждем для себя и своего народа испытать радость от непоколебимой любви и верности Бога; если наши слова — не ропот неверия, а выражение опечаленной веры, тогда хорошо быть откровенным с Богом. Он слышит и принимает как поклонение настоящую веру, выраженную в крике боли.

И мы можем верить, что в то же время «Дух помогает нам в немощах наших. Ибо мы не знаем, о чем молиться, как должно, но Сам Дух ходатайствует за нас стенаниями, слишком глубокими для слов» (Римлянам 8:26). 

Опубликовано с разрешения
23/09/2021
Темы:
Боль Печаль Псалом
809
4
мин
Поделиться:
Наши читатели помогли опубликовать уже тысячи статей.
Вы тоже можете
Другие материалы на эту тему
Жаловаться, а не роптать
Библия учит нас жаловаться и превращать наше недовольство в поклонение Богу
Джон Блум
| 14 июл |
8011
Наука доказала ценность эмоциональной честности
Разговоры о боли и горе на самом деле помогают выздоровлению.
Меган Рамси
| 17 окт |
1985
Тим Шори
| 15 дек |
678
Счастье от чужой боли
Шаденфройде – звучит как ругательство. Впрочем, так это слово и должно звучать.
Константин Гусихин
| 30 июн |
5698
Что Бог дает в ответ на утраты
Только тогда «понимаешь, что любишь ее, лишь когда отпускаешь»
Джон Блум
| 26 авг |
6016
Работает на Cornerstone