Очень трудно сформулировать, что же хотят от церкви так называемые представители поколения миллениума, но приблизительно формулировка звучит так: это должна быть церковь, похожая на музыкальный сервис Пандора (к сожалению, он не доступен за пределами США), но ко всему прочему дающая духовные ориентиры и заботу.
Недавнее исследование, проведенное экспертами группы Barna, показало, что до поколения миллениума (люди в возрасте от 14 до 30) достучаться не просто трудно, а очень трудно.
Несколько слов о богослужении.
Для представителей современного поколения молодежи доехать до церкви совсем не означает, что они посетят богослужение. «Визуальная ясность» для них очень важна, и в процессе исследования стало очевидным, что когда молодые люди не могли что-то понять, будь то «как добраться до зала для богослужения» или «как принять участие в ритуалах традиционного богослужения», они вместо поиска ответов на вопросы просто уходили.
Молодые христиане первыми вам скажут, что им нужны советники по вопросам взрослой жизни.
К счастью, если церкви удалось убедить молодежь зайти внутрь здания и остаться на богослужении, совсем не обязательно состязаться в зрелищности с концертами последнего мирового тура группы U2. Молодые люди не ожидают, что их будут развлекать по всем последним канонам шоу-бизнеса. Тут многие церкви могут облегченно вздохнуть и не беспокоиться о том, как бы сделать богослужение похожим на представления, устраиваемые компаний Дисней. Однако, низкое техническое качество богослужения также будет отвлекать молодежь, поэтому современные богослужения у молодежи пользуются гораздо большей популярностью, чем традиционные.
Отключение от социальных сетей.
Как ни странно, пасторам не стоит слишком сильно беспокоиться о том, что прихожане постоянно привязаны к потоку информации из Твиттера или Инстаграмма. Большинство молодых людей смотрят на церковь как на убежище от этого постоянного подключения к сети.
Успех «цифровой детоксикации» часто зависит от «гармоничности» здания церкви. Чем естественней церквные элементы «вживлены» в здание, тем счастливее себя в нем ощущают молодые христиане. Конечно, не все церкви могут себе позволить целые церковные комплексы, как у церкви Сэддлбэк в Калифорнии, например, у которой даже на улице стоят экраны, показывающие богослужение, благо сухой и теплый климат позволяет. Но можно просто в церкви расставить много растений и обеспечить побольше естественного цвета – и молодежь будет вполне счастлива.
Хорошо, когда есть пожилые прихожане.
Молодые христиане первыми вам скажут, что им нужны советники по вопросам взрослой жизни. Попытки церквей быть максимально молодежными и современными во многих случаях, наоборот, отталкивают тех, кому 18-30 лет, потому что они-то как раз ищут церкви, в которых есть те, кто может помочь мудрым советом.
Хорошо это или плохо, но поколение миллениума по сути ищет персональный сервис, подобный Амазону или Пандоре, и чтобы еще было специальное меню, где отражены их конкретные нужды и желания. А это значит, что у церкви больше шансов на успех, если мудрость будет передаваться через добровольцев, а не специальные учебные занятия, преподаваемые сотрудниками церкви.
Вопросы «клиентской поддержки».
Еще до первого своего визита в церковь «человек миллениума» ожидает, что «поддержка клиента» будет на самом высоком уровне. За основу модели взаимодействия «клиента» и организации берется опыт, полученный от взаимодействия с такими «монстрами поддержки клиентов» как Амазон или Заппо. А это значит, что происходящее в сетях, в цифровом взаимодействии настолько же важно, насколько важно то, что происходит непосредственно во время первого посещенного богослужения.
Эд Балер из компании Aspen Group настаивает на важности грамотного использования социальных медиа с применением большого числа волонтеров, которые специально заняты только общением в социальных сетях, новыми знакомствами, «клиентской поддержкой» и даже «жизненным коучингом» тех, кто решился попробовать церковь в своей жизни.
Остановить нисходящий тренд развития церквей.
Балер утверждает, что эта новая информация о привычках «поколения миллениума» дает нам шанс остановить тренд на уменьшение влияния церкви на окружающий мир. Теперь у основателей новых церквей могут появиться новые идеи относительно построения сильных общин.
«Мы видим, как количество прихожан в церквях снижается с непозволительной скоростью», – говорит Балер. – «Но мы также видим, как некоторые церкви растут на удивление быстро. Им, похоже, удалось перейти от устаревшей модели церковного строительства к той, которая, несомненно, подходит сегодня гораздо лучше».