Сегодня мир вокруг меняется очень стремительно. Технологии сменяют одна другую. Гаджеты устаревают, не успев появиться. События развиваются так быстро, что порой мы не успеваем замечать, насколько все изменилось. Часто вера в Бога, в сегодняшнем информационном мире, воспринимается как нечто устаревшее. Эдакий пережиток прошлого, что-то из ряда мифов и легенд. На деле конечно ни вера, ни Писания не перестали быть актуальными. Те же люди, те же проблемы. Но вопрос часто в нас самих. В тех, кто представляет эту веру сегодня. В тех, кому полагается быть ее хранителями и апологетами. «Быть всегда готовым дать отчет», – вот как писал об этом сам апостол Петр. Но как нам быть готовыми сегодня? Как сохранять традиционную веру, идя в ногу со временем? Первое, с чего стоит начать – самому для себя разобраться, как и во что я верю, зачем и почему. Хочу поделиться некоторыми материалами, рассмотреть несколько сфер, вопросов и советов которые помогут оставаться актуальным и готовым к сегодняшним вызовам. Что нужно знать, как уметь объяснить и отстоять то, во что веришь. Итак:
1. Креационистский взгляд на происхождение Вселенной и человека
Начнем с самых основ. Откуда все появилось. И в этом плане мы сталкиваемся с расхожим клише: «Вера в Бога подразумевает противоречие современной науке». По крайней мере так думают сегодня многие жители постсоветского пространства, где господствующей точкой зрения на происхождение Вселенной остается теория эволюции. И именно в этой теме можно встретить первые «камешки в огород» от людей кому вера кажется в принципе нелепой. Но есть ли противоречие? И так ли безупречна теория эволюции?
На деле, Библия и христианское учение никак не противоречат науке, а наоборот друг друга подтверждают. Может ли Слово Творца расходится с делом? Может ли записанное Слово Бога противоречить законам природы, которые Бог сам же и сотворил? В современной науке есть и другой взгляд на происхождение вещей. И вполне обоснованный. Это креационизм или «разумный замысел». Сегодня такой взгляд становится все более популярным в научных кругах. Да, не всегда в итоге ученые признают Бога как Творца. Часто говорится о жизни принесенной с других планет, вселенском разуме и т.д. Версий много. Но факт – теория эволюции уже давно не господствующее мнение. Не нужно быть доктором наук, чтобы открыть Гугл и найти массу научных трудов и подтверждений креационизма в целом.
Что касается библейского креационизма, мой голос однозначно за Кента Ховинда. На YouTube легко найти его серию из 10-15 видео, где признанный ученый разъясняет почему и как точка зрения Библии на происхождение Вселенной может быть единственно верной. На мой взгляд, такой видеокурс – вполне достойный минимум, чтобы сформировать представление о том, как вера взаимодействует с сегодняшней наукой и не закрывать глаза на «противоречия». Более подробно о себе и своем ярком опыте научных диспутов рассказывает сам Ховинд уже в первом видео. Сама история его жизни и общения в научных кругах добавляет интереса и желания смотреть дальше.
Еще один интересный материал, не так давно появившийся в сети – это видео «Evolution vs God». Авторы ходят с камерой по студенческим городкам и кабинетам известных ВУЗов и предлагают людям простые вопросы касающиеся прикладной науки. Видео вызывает много споров и отзывы есть разные. Но главной полезной мыслью является то, что теория эволюции имеет не меньше нерешенных вопросов и пробелов, чем креационизм как таковой. И что она тоже может подвергаться обоснованным нареканиям. Конечно, все эти материалы не являются исчерпывающими. Но взвешенно и обоснованно ответить и поддержать беседу помогут. Никто не мешает идти дальше и изучать глубже. Вопрос всегда в нашем желании и приоритетах.
2. Понимание базовых основ богословия в целом и выбранной школы
Да, без этого никуда. Если вера идет чуть дальше, чем посещение церкви «за компанию» и на праздники – едва ли получится обойти эти темы стороной. Именно непонимание своей позиции и неумение объяснять зачастую бросают тень на христиан и веру в целом. Люди в такие моменты сразу вспоминают темные века и инквизицию, а не, например, Кирилла с Мефодием или протестантскую Реформацию. Что радует, в эпоху интернета информация максимально доступна. Не обязательно заканчивать специализированные ВУЗы, получать степень доктора, чтобы знать и уметь объяснить «почему веришь» и «почему веришь именно так». Да, образование не будет лишним и во многом может помочь, но не все имеют возможность и желание копать так глубоко. К счастью, сегодня, имея доступ в сеть и зная что искать, можно получить почти все ответы при минимуме затрат.
Мой личный «список-минимум» - две книги. О христианстве в целом, его обосновании, отличии от других религий и общих христианских концепциях, лучше и доступнее всех, пишет Клайв Стейплз Льюис в своей книге «Просто христианство». Отличный научный труд, увлекательный рассказ, интересные примеры и сравнения. А еще Льюис является автором известной серии детских книг «Хроники Нарнии».
Всем известно, что сегодня христианство имеет множество ветвей и направлений. Если в общем, то основных ветви три: западная школа(католицизм), восточная (православие) и протестантизм. Не будем возвращаться к извечному спору кто же прав. Лично мой выбор в пользу протестантизма реформации. И, пожалуй, лучшая книга на тему: «Три великие церкви» авторства Керби Райэлза. Без лишней предвзятости и критицизма автор рассматривает с позиции Библии доктрины и основы учения всех трех направлений, затрагивает исторические темы и еще раз призывает протестантов помнить и знать, почему они протестанты. Книга читается легко, с интересом и освещает очень актуальные на сегодня темы и вопросы.
3. Иметь обоснованный взгляд на предизбрание
Тема не простая, но тоже важная. Такие темы требуют уже определенного опыта в христианстве, но поверьте: вопросы будут. И в первую очередь – у нас самих. Действительно, придя к пониманию, что Бог все знает заранее, нельзя не задаться вопросом, как это связано со спасением конкретных людей и мира в целом. На практике вопросом задаются не все. Многие не знают, чему официально учит их школа или направление. Другие предпочитают верить во что-то свое, и так далее. Отсюда много казусов как в дискуссиях между собой, так и в попытках что-то объяснить другим.
Не знаю как в других направлениях, но что касается протестантизма, эта тема освещается всеми основными его течениями. То есть и Лютер, и Кальвин, и Арминий – все трое говорят о предизбрании в отношении спасения. Есть существенная разница во взглядах, особенно что касается обусловленности. Но в целом всеми тремя тема хорошо освещается, и никто из отцов реформаторов не учил, что она не важна или предизбрания нет как такового. Понять основы и немного разобраться в отличиях поможет книга Роберта Е.Пиккирилли «Кальвинизм, Арминианство и богословие спасения». Автор, насколько это возможно, просто описывает основные существующие взгляды по этому вопросу, доктрины и их обоснование с точки зрения Писаний. Это, пожалуй, тот минимум, который стоит иметь каждому осознанному верующему человеку сегодня.
4. Находится в постоянном изучении Писаний
Здесь, наверное, много слов и не нужно. Это то, к чему нас призывает сам Бог и Писание в целом. И если пункты сортировать по важности – этот однозначно будет первым. Какая разница, как хорошо я понимаю креационизм или умею отстоять свою веру, если не знаю её основ. Если я не знаю, о чем говорит та или иная книга Библии, не понимаю и не могу объяснить то или иное место, событие, тему – как можно говорить о какой-либо готовности?
Хорошо и важно читать и изучать самому. И я встречал людей, у кого это действительно получается. Но Писание также много говорит именно о «слышании» Слова, «общении святых», учении и т.п. Постарайтесь найти недалеко от своего места жительства библейскую школу, собрание или домашнюю группу, где системно от Бытия разбирают Писания и посещайте. Это принесет огромную пользу как в духовном, так и в земных практических вопросах. Не стесняйтесь задавать вопросы и получать обоснованные ответы. Почему Бог принял жертву только у Авеля? Почему Фамарь после своих поступков причислена к праведникам? Почему и как дьявол смог попасть в Эдемский сад? И так далее. Ни Писания, ни Церковь не призывают нас слепо верить в непонятные вещи. Напротив, верить по рассуждению, общаться, вникать, рассуждать, разбирать вопросы, иметь «ведение» в первую очередь, для самого себя, а потом и для общения. О том, как изучать Писания, как выбрать ту или иную группу или школу можно писать отдельную статью. Но главное, на что стоит обратить внимание – это системность, порядок в изучении, наличие твердого понимания основ христианского учения и христоцентричный подход в толковании (Ин. 5:39)
5. Быть профессионалом своего дела и работать с полной отдачей
Последнее, о чем хочется сказать, наверное, в плане общественного мнения о вере и верующих будет первым. Никому не интересны ваши глубокие познания в богословии, если ваша жизнь вместо того, чтобы быть примером, оставляет желать лучшего. «Встречают по одежке» и самое первое, на что всегда обращают внимание, не убеждения и внутренний мир, а простые практические вещи. Писание призывает нас делать все как для Господа. И это, пожалуй, один из самых актуальных призывов сегодня. Однажды Мартин Лютер сказал сапожнику, спросившему, что ему делать после покаяния: «Шей лучшие на свете сапоги, делай обувь на славу и продавай ее по честной цене». И действительно, что может быть более привлекательным, чем любовь к своему делу и успех в нем. Тогда не придется искать «свободные уши», заседать на форумах атеистов в попытках переспорить кого-то. Тогда действительно остается быть готовым отвечать на вопросы.
В заключение хочу вспомнить слова одного молодежного пастора. Многие сегодня жалуются, как тяжело быть «гонимыми за Христа» в своих коллективах и круге общения. Но часто мы гонимы не за Христа, а за свою глупость, за свое «аматорство» и неумение доступно пояснить собственную точку зрения. У меня много знакомых и друзей с совершенно разными взглядами. Очень запомнился разговор с одним товарищем и коллегой, убежденным атеистом. Наши рабочие места были рядом, и мы быстро познакомились. Стали общаться, совместные перерывы на кофе, прогулки. Довольно быстро человек заметил, что я в чем-то отличаюсь. Я не стал скрывать свою веру и наши беседы на пару дней стали изобиловать каверзными вопросами о том, «как же любящий Бог мог Аврааму сказать зарезать сына», «почему нужно было истреблять в Ханаане целые племена», «почему умирают дети» и так далее. По мере сил и познаний я просто и доступно старался ответить на все эти вопросы. В конце концов мой товарищ сказал: «Ты какой-то необычный верующий. Над тобой не получается подшучивать». Эту фразу я не скоро забуду и, пожалуй, это лучший комплимент от человека с противоположной точкой зрения. Думаю, если так случится, что человек решит поменять свои взгляды в отношении веры, именно такой верующий будет тем, к кому придут с доверительной беседой, вопросами и желанием послушать.
Вопрос осознанности, осмысленности и готовности к таким беседам – это вопрос нашей личной ответственности. Да, все это требует времени, все требует усилий. Но разве можно представить, что на вопросы, которые будут важны и актуальны целую вечность, совсем не находится времени и интереса в этой жизни? Хочу всем нам, христианам, в новом 2017-м году пожелать быть осмысленными, актуальными для своего времени и готовыми всякому «требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением».