[ПРИТЧИ 006] Мудрый тот, кто глупость свою признаёт
Серия бесед по Книге Притч

[ПРИТЧИ 006] Мудрый тот, кто глупость свою признаёт

КАК ПЕРЕСТАТЬ ТУПИТЬ?

Великий «богослов» XX века Винни Пух как-то отметил любопытную особенность мёда: «Мёд, если есть, то его сразу нет». Приблизительно то же самое можно было бы сказать и про мудрость: «Как только ты считаешь себя мудрым, то ты сразу же стал глупцом». Происходит это оттого, что, сталкиваясь с гордыней, мудрость всегда проигрывает. Задумайтесь на мгновение о том, что самый мудрый человек из всех, кто когда-либо жил – Соломон, автор большей части книг в Библии, относящихся к жанру «литературы мудрости», упал не от того, что ему не хватало мудрости, но от того, что в какой-то момент он начал думать, что ум и мудрость являются его защитой от всего в жизни, включая гордыню, а это совсем не так! Более того, можно было бы сказать, что это и есть ахиллесова пята мудрости – осознание того, что ты мудр и многоопытен.

Именно поэтому книга Притч не просто противопоставляет двух персонажей – мудрого и глупого, но раз за разом показывает, что мудрец – это тот, кто признаёт свою глупость и ограниченность, в то время как глупец – это как раз человек, который не замечает её. Один из лейтмотивов книги Притч – это постоянное противопоставление мудрости и глупости.  Притчи помогают нам не только увидеть портрет мудреца, но и демонстрируют образ глупца. При этом было бы ошибкой думать, что вся глупость одинакова и сводится лишь к недостатку знаний. Книга Притч показывает многомерную картину того, в чём именно проявляется человеческая глупость: от незнания до намеренного игнорирования фактов и очарованности своим умом до такой степени, что ты начинаешь считать себя умнее всех остальных вокруг тебя. Лишь разобравшись в том, в чём именно проявляется наша глупость, мы сможем стать мудрыми, перестав совершать глупые ошибки в жизни.

Мудрость восклицает на улицах, возвышает свой голос на площадях; на углах шумных улиц кричит она и при входе в городские ворота держит речь: «До каких же пор вы, простаки, будете любить свою простоту? Сколько же еще глумливые будут наслаждаться насмешками, а глупцы – ненавидеть знание? Если бы вы ответили на мой укор, я излила бы на вас мой дух и открыла бы вам свои мысли… Ведь своенравие убьет простаков, и беспечность погубит глупцов, но слушающий меня будет жить безопасно и спокойно, не страшась беды»... Наставляющий глумливого бесчестие наживет; обличающий нечестивого навлечет на себя позор. Не обличай глумливого, чтобы он тебя не возненавидел; обличай мудреца, и он возлюбит тебя. Научи мудреца, и он станет еще мудрее; праведника наставь, он познания приумножит… Простак верит всему, но разумный следит за своими шагами… Глупец презирает отцовский урок, а слушающий упреки благоразумен… Бывает путь, который кажется человеку прямым, но в конце его – пути смерти… Гордец надменный, «глумливый» – имя ему; он действует в чрезмерной гордыне.

(Книга Притч 1:20-23, 32-33; 9:7-9; 14:15; 15:5; 16:25; 21:24)

ПОВОД ЗАДУМАТЬСЯ

На протяжении практически всей Книги Притч раз за разом мы видим рефрен – это уверенность глупцов в их выборе. Но практически в самом сердце Книги Притч, в её середине мы замечаем смещение акцента, когда читаем:

Бывает путь, который кажется человеку прямым, но в конце его – пути смерти.

(Книга Притч 14:12)

Эта мысль повторяется практически слово в слово двумя главами позднее (см. Книгу Притч 16:25). Наша проблема в том, что даже когда мы признаёмся в нашей глупости, даже тогда, когда мы ищем совета мудрых людей вокруг нас и прислушиваемся к ним, даже тогда, когда мы вымеряем каждый шаг и не идём на компромисс со своей совестью, рано или поздно мы сталкиваемся с кризисом, спрашивая себя, где же мы ошиблись.

Проблема в том, что мир был покалечен грехом. Он не такой, каким его задумал Господь. Он не работает так, как должен работать. Болезни, войны, голод и смерть являются неотъемлемой частью этого мира. Как бы мы ни пытались выстроить свой дом на крепком основании верных решений, все они заканчиваются могильной плитой: сперва наших родных и близких, а затем и нашей. Всё превращается в зыбкий песок, и вся жизнь рассыпается у нас на глазах.

Именно этот образ использует Спаситель в конце Своей самой знаменитой проповеди. Но, будучи Мудростью во плоти, Он не призывает нас следовать Его советам. Он говорит, что секрет жизни не в том, чтобы молиться, поститься, читать Библию или жертвовать деньги, но в том, чтобы довериться Ему и делать эти вещи, как проявление нашего доверия Ему. Он хочет, чтобы мы построили свою жизнь на Нём. Он становится фундаментом нашей судьбы.

Того, кто слушает эти Мои слова и исполняет их, можно сравнить с мудрым человеком, построившим свой дом на камне. Пошел дождь, разлились реки, подули ветры и обрушились на этот дом, но он устоял, потому что был построен на камне. А всякого, кто слушает Мои слова, но не исполняет их, можно сравнить с глупцом, построившим свой дом на песке. 27 Пошел дождь, разлились реки, подули ветры и обрушились на этот дом, и он рухнул, и падение его было великим.

(Евангелие от Матфея 7:24-27)

Чтобы сломить покорёженный мир, Христос погибает на проклятом кресте. Теперь мы можем строить свою жизнь на незыблемом основании. Но ради этого Иисус должен был принять ту самую смерть, что ожидала всех нас в конце пути, казавшегося столь безупречным. Иисус воздвиг крест на холме, чтобы я мог построить жизнь на скале. 

Первый шаг в этом процессе – это обратиться к Господу в тихой молитве покаяния, доверившись Ему. Это самое разумное решение, что только может быть в нашей жизни. Оглядываясь назад на свою жизнь, можете ли вы вспомнить момент, когда бы вы доверились Богу в такой тихой молитве покаяния? Приняли ли вы таинство святого водного крещения после этого, чтобы рассказать всем о своём решении?

ПРИМЕНЕНИЕ

Мы все глупцы в чём-то. Каждый из нас допускал в совсем недавнем прошлом какие-то совершено несуразные ошибки, имевшие катастрофические последствия для нас и для наших семей. Начните с того, чтобы попытаться понять, к какому типу глупцов вы относитесь. Какого рода дураком являетесь именно вы.

Есть две простые фразы, которые помогут нам разобраться в том, какими людьми мы себя окружаем.

  1. Во-первых, «если вокруг вас сплошные дураки, то задумайтесь о том, кто среди них центральный, вокруг кого всё и крутится». Одно это замечание способно перевести наши сердца с осуждения и возвышения к покаянию и преображению.
  2. Во-вторых, «стремитесь к тому, чтобы никогда не быть самым умным человеком в комнате». Это одновременно будет смирять вас и помогать вам расти, учиться и преображаться на протяжении всей вашей жизни. Приучите себя повторять эти фразы периодически, чтобы проверять себя и своё окружение.

Рационализм, заставивший «видеть насквозь» все основания нравственности, обрек их на совершенно иррациональное поведение… нельзя повышать эту цену бесконечно. Нельзя все лучше и лучше «видеть насквозь» мироздание. Смысл такого занятия лишь в том, чтобы увидеть за ним нечто. Окно может быть прозрачным, но ведь деревья в саду плотны. Незачем «видеть насквозь» первоосновы бытия. Прозрачный мир — это мир невидимый; видящий насквозь все на свете — не видит ничего.

(Клайв Стейплз Льюис «Человек отменяется»)

Статья была полезна? Помогите нам публиковать побольше таких статей.

31/08/2022
58
Поделиться:
Наши читатели помогли опубликовать уже тысячи статей.
Вы тоже можете
[ПРИТЧИ 006] Мудрый тот, кто глупость свою признаёт
Работает на Cornerstone