Что ещё не достает мне?

Что ещё не достает мне?

Статья из журнала «Баптист» 1909, № 18

Этот вопрос был некогда предложен Господу богатым самодовольным, юношей и послужил поводом для одной из замечательнейших бесед Спасителя, и, так как ответь Господа касался не одного только со вопросника - юноши, а касается и всех «богатых в настоящем веке» и в виду того обстоятельства, что начавшаяся отсюда беседа имела на слушателей столь сильное действие, что юноша «отошел с печалью» а ученики «ужаснулись», «чрезвычайно изумлялись» и «были в страхе» (Матф.19:16-22; Марк.10:24-26-32), то я призываю благословение Господа, чтобы рассмотреть этот выдающейся случай, дабы получить духовную пользу из богатства содержащаяся в нем назидания.

Изумление учеников и их страх.

Человек может изумляться и приходить в страх, если он видит или слышит что либо необычайное, чего его ум не может сразу объяснить, и с чем он не может сразу согласиться. Так, некогда Иаков «убоялся», когда увидел известную лестницу и ходящих по ней ангелов Божьих и Господа стоящая на ней, так пришли в страх ученики от необычайная видения и небесная голоса среди велелепной славы на горе преображены и проч. Но что было причиной «чрезвычайная изумления» учеников в данное время? Ученики изумились и пришли в страх от того, что Господь сказал: «Удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в царство небесное», чем Он в конце сокрушил укоренившееся в них на этот счет y6еждение. Их вопрос: «так кто-же может спастись»? показывает, что они считали богатых ближайшими наследниками небесного царства и были убеждены, что богачи войдут в него первыми. Это обстоятельство показывает нам, что просвещение человека совершается не сразу во всей его полноте, а происходит постепенно, и что в то время, когда ум и сердце человека уже просвещены небесным светом, в них все же еще могут оставаться такие «темные части», в который истина Господа еще не проникла... А как часто мы, к сожалению, позволяем себе думать, что нам все ясно и все открыто! Чем глубже мы вникаем в себя и в учение, тем яснее мы понимаем наше ничтожество и нашу зависимость от Господа и тем радостнее нам представляется любовь Его и Его участие в нашем положение. Сколько любви и нежной заботы видно в словах Господа к Иисусу Навину: «Да не отходить сия книга закона от уст твоих; но поучайся в ней день и ночь, дабы в точности исполнить все, что в ней написано: тогда ты будешь успешен в путях твоих и будешь поступать благоразумно» (Навин.1:8).

Итак у учеников относительно спасения богатых было совершенно превратное понятие; а какого понятия на этот счет держишься ты, любезный читатель? Не кажется ли и тебе, что, если богатому трудно войти в небесное царство, то тем более бедному и кто-же может тогда спастись? Я знаю, что и ныне еще очень многие мыслят об этом по старому образцу и считают богачей ближе к входу в небесное царство чем бедняков, и, если они не говорят этого открыто, то лишь не решаясь вступать в спор с очевидною истиной и стать в открытое противоречие с Господом, в тайне же верить как раз так, как верили ученики до данной беседы Господа с юношей. Но, держась определения на этот счет Господа, мы должны согласиться, что жизнь бедняка более трудна, а жизнь богача более опасна, и богачи должны обратить на эти слова  Господа особенное внимание.

Трудность богатых.

«Послушайте, вы. богатые» (Иаков.5:1).

Мы знаем, что войти в царство небесное вообще не легко, но почему же это особенно трудно богатому? Кто правильно посещаете христианские собрания, тому, полагаю, не раз приходилось слышать разъяснения этого места Писания с церковной кафедры, а потому, надеюсь, у каждого из моих читателей есть уже на этот вопрос готовый ответ. Обыкновенно затруднение богатых видят в том, что они обременены множеством забот по управлению и охранению своих богатств и через это бывают сверх сил заняты делом. Кроме этого - большое богатство требует множество наемных рук, чтобы работать и множество наемных глаз, чтобы доглядать, из коих не мало бывает ленивых и много несчастных, которые также причиняют много огорчений и досады и проч. Так что разницу между богатым и бедным сравнивают с разницей между человеком женатым и не женатым: не женатый заботится о Господнем, как угодить Господу; а женатый заботится о мирском, как угодить жене (1Кор.7:32-33); так и бедный заботится, чтобы угодить Богу, а богатый - чтобы уберечь свое богатство. Не можете служить Богу, сказал Господь, и мамоне. Следовательно, где нет требований мамоны, там имеются только одни требования Господни; а где есть мамона, да притом еще большая, там уже человек является дважды данником и живет под двойными требованиями, - под требованиями Бога и требованиями мамоны, а служение двум господам для одного человека уже не под силу. Все это верно, и против этого возражать нельзя, но все ли это? Нет, это еще не все и есть еще нечто, и настолько важное, что чуть ли не самое главное, а именно: нравственная порча человека, которая происходит от богатства. Когда я читал в дни моей духовной юности это место Писания, то мне было непонятно самомнение юноши, которое резко выделяется среди мнения о себе всех святых Господних и которое он не стесняясь высказал Господу в словах: «все это сохранил я от юности моей». Все пророки и апостолы признают, что у них грехов и беззаконий больше, чем волос на голове; и они сами свидетельствуют о себе, что они грешны и что они люди «с нечистыми устами», что праведность их «как запачканная одежда» и проч., а здесь юноша громко заявляет, что «все это он сохранил», и он потому только был о себе такого высокого мнения, что был «очень богат».

Мне могут возразить, что если богатый евангельский юноша имел о своем нравственном состоянии преувеличенное понятие, то это был его личный порок, ничего общего с его имущественным состоянием не имеющий и что, следовательно, этот личный порок одного распространять на всех богатых нельзя, несправедливо; но что это не личный порок одного, а общее несчастье всех богатых, мы убеждаемся чрез знакомство с людьми богатыми, которые обыкновенно очень любят рассказывать, как они усердно трудились и как они мудро вели свои дела и как быстро увеличивали свое состояние. Когда же они перестают восхвалять себя, то переходят к бедноте и начинают их расценивать и перебирать по косточкам: один из них лентяй, другой глупец, третий расточитель и проч. и проч.. Это преувеличенное о себе понятие есть грех, исключительно принадлежащий богатому классу и происходящий именно от богатства. Предписание апостола Павла «истинному сыну в вере» увещевать богатых, чтобы они «не высоко думали о себе», я уверен, было вызвано не тем, что апостол мог только предвидеть это, а несомненно темь, что он это уже видел на самом деле. Поэтому мы можем быть вполне убеждены, что среди всех перечисленных нами затруднений богатых, склонность их «высоко думать о себе» есть их самый большой и опасный горб, который несравненно больше и опаснее всех верблюжьих горбов, ибо верблюду, как оказывается, с двумя горбами легче пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в царство небесное с его богатством.

Печаль юноши.

Слово Господне говорит о двух различных видах печали: печали ради Бога и печали мирской, из коих первая производить неизменное покаяние ко спасению, а последняя производить смерть (2Кор.7:10). Какою же печалью опечалился юноша? Последующие слова Господа показывают нам, что печаль юноши была не лучшего качества и представляла собою одно из серьезнейших затруднений для входа в небесное царство, - это была печаль «Мирская», опасная и гибельная. Но могут подумать, что беседа Господа в данном случае была такова, что по самому своему характеру могла вызвать только печаль этого рода - «продай имение твое и раздай нищим». Но кто это скажете, тот лишь обнаружить свое невнимание к содержанию текста и свое крайнее заблуждение. Беседа Господа с юношей была не о богатстве, а о совершенстве, что видно не из того только, что Господь сказал: «если хочешь быть совершенным» (ст. 21), а из самого начала беседы, из слов юноши: «что мне сделать» и: «чего еще недостает мне»? (Матф.19:16). Из этих слов ясно, что юноша не просил указаний, с чего ему начать, свой подвиг, а просил только указать, чем его окончить, чего ему недостает, ибо он его не только начал, но и, как ему казалось, большую часть оного уже исполнил. И если бы юноша, не высоко думая о себе, искал действительно совершенства и узнав, что он не только еще не совершен, но что ему для действительного совершенства необходимо сделать хотя, правда, только одно, но за то настолько серьезное дело, что оно являлось бы крупнейшим и ценнейшим из дел всей его жизни, то разве это сознание несовершенства не могло возбудить в нем печаль серьезную? и если бы он на самом деле опечалился в этом направлении, то разве эта печаль не была бы печалью «ради Бога» и разве она не произвела бы в его сердце «неизменного покаяния ко спасению»? Я уверен, что если бы он в данном случае при сознании своего несовершенства опечалился даже до слез, то эта печаль только включила бы его в разряд тех «плачущих», которых Господь назвал «блаженными» (Матф.5:1). Любезный брать! Что составляет цель твоей жизни: сохранить твое состояние или достигнуть совершенства? Если ты ищешь совершенства и стремишься к нему честно, то будь готов купить его всякою ценою и тогда всякий совет Господа будешь в состоянии принять с радостью; если же ты стремишься не к совершенству, а лишь к тому, чтобы «собрать сокровища на земле», то знай, что ты при лучшем сонете Господа непременно «отойдешь с печалью» и в один час погубишь все то, что ты успел «сохранить от юности твоей»!

Значение богатства и его употребление.

Очень многие из христиан, стремясь собирать богатства, даже не задают себе вопроса: для чего они его собирают и умножают? Это просто какая-то болезнь бесцельного и безотчетного собирания, и болезнь не только развращающая сердце, но и омрачающая рассудок, ибо если бы рассудок был в порядке, то была бы не только ясно определена цель собирания богатства, но и назначен его предел. Иаков, прослужив Лавану за его дочерей и скот двадцать лет, наконец, говорить Лавану: «Отпусти меня, и пойду я в свое место и в свою землю», ибо он имел в виду уже «работать для своего дома» (Быт.30:25-30). Он имел в виду цель - работать для своего дома и. говоря нашим языком, обеспечить свою семью; но, интересно, - сколько же нужно для этого «дома»? Посмотрите на людей необеспеченных, на людей обеспеченных не особенно значительно и, наконец, на людей, у которых лежит  много добра на «многие годы» и вы увидите, что все они одинаково заняты приобретением и умножением, и не только те, у которых есть «дом», то есть дети, которых они «обеспечивают», но и те. у которых нет ни сына, ни дочери, а всем грудам их нет конца, и они никогда не задают себе вопроса: «Для кого-же я тружусь и лишаю душу мою блага»? Эта забота - «собирать и копить» - дана, как сказал Екклесиаст, грешнику (гл. 2, ст. 26), а как больно смотреть, когда эта «забота» снедает сердца святых Божиих на земле!

Апостол Павел заповедует Тимофею «увещевать» богатых, чтобы они не думали о себе «высоко» и чтобы уповали не на богатство неверное, которое сегодня есть, а завтра может сделать себе крылья и улететь, а на Бога живого, дающего нам все обильно для наслаждения; тем самым учить нас смотреть на богатство не как на продукт нашего ума и не как на результаты нашего труда и стараний, а как на Божий дар, и, если одному Господь дает и дает «обильно» то, в чем Он другому отказывает, то это должно быть принимаемо от руки Господа, как видимое проявление любви Господней, и должно соответственно вызывать и любовь к Богу, что будет благодарной любовью за полученные уже блага. Такое сознание зависимости от Господа и проявление взаимной благодарной любви совершается так, что вся личность имеющего со всеми его способностями и усердием теряются в сознании своего ничтожества и в благодарном сознании любви и величия «Дающего» и тогда он в глазах своих является не хозяином и не бесконтрольным властелином состояния, а временным приставником и ответственным его распорядителем.

Если бы все богатые люди так смотрели на себя и на свое состояние, то у них, среди обычных заботь о приобретении и умножены, когда-нибудь была бы и забота об ответственности, которая ныне изгнана из дома богатых и сердца их никогда, кажется, не тревожить Притча об управителе неверном была сказана Господом, очевидно, для назидания, а не для того, чтобы ученики Его изощрялись в её объяснение. Из этой притчи ясно, что есть люди, которые в очах Господа являются «неверными управителями», которых Он этою притчей хотел вразумить и предупредить, что, быть может, недалеко то время, когда Он скажет: «Ты не можешь более управлять», и не только это, а также и: «Дай отчет в управлении твоем». Все это мудрость сынов века сего перетолковала так, что якобы человек будет нести ответственность перед Господом только за свое нравственное богатство, а в материальном он отсчитываться не будет, и ныне даже люди верующие, как некогда фарисеи, готовы смеяться над этой притчей и над Тем, Кто ее сказал, и только потому, что люди более сребролюбивы, нежели Боголюбивы (Лук.16:14).

Обращая внимание на суд и воздаяние Господне, мы видим, что Он некоторым дает в управление десять городов, а у других отнимает и то, что они имели, и видим, что в основе этого суда лежит «верность в малом»: кто был в малом верен, тот получает много; ибо он будет верен и во многом; а кто не был верен в малом и «неправедном», тот потеряет и то, что он имел, ибо кто же на самом деле после неверности его в малом и неправедном доверит ему «многое» и «истинное» (Лук.19:16-17; 16:10-12)?

Библия показывает нам различные виды пользования достоянием, и эти случаи есть те знаки, которые обозначают истинный путь и отмечают все уклонения от этого пути; жаль только, что люди очень мало обращают на них внимания! Израиль в лучшие моменты своей исторической жизни являл в этом отношении чудные примеры, которые в высшей степени пригодны и для нас, христиан. «От руки Твоей полученное мы отдали Тебе», говорить Израиль устами Давида Господу (1 Пар.29:14). Здесь не слышно гордого человека, дающего Господу взаймы и одолжающего Его, а есть только сознание ничтожества и зависимости от Господа, которое говорить: «От Тебя все» и возвращает «дающему» Господу полученное от Него. Вот истинное понимание значения богатства и вот его истинное употребление! Но Библия имеет свидетельства и обратного характера. Когда Гедеон оказал Израилю незабвенные услуги, то все израильтяне предлагали ему, чтобы владел ими он и сын его и сын сына его, но он, отказавшись от этой чести, попросил у них, как знак любви, по серьге из их добычи, на что все они согласились и с радостью разостлали одежду и начали бросать на нее каждый по серьге, и набросали всего на тысячу восемьсот золотых сиклей весом. Это было выражение любви израильского народа к своему герою; но каково же было употребление этого дара? Гедеон сделал из него ефод, который положил в своем городе Офре и к которому стали «блудно» ходить все израильтяне и который, как сказано в Писании, сделался «сетью» Гедеону и всему дому его. И такие случаи, когда из золота и серебра, которое Господь «давал» им и которое Он «умножал» у них, делали истуканов и других идолов, не редки (Суд.8: 22-27; Ос.2:8;8:4). Это было идолопоклонство древних, когда для поклонения «слиткам серебра» требовалась предварительная обделка их резцом; современное же нам «идолослужение» уже не требует резца и особой отделки, ибо люди поклоняются не изображению на золоте или из золота, а самому золоту (Пс.67:31; Ис.40:19; Ис.32:1-4; Колос.3:5-6).

Ответственность.

Выше мы сказали, что люди сплошь и рядом не задают себе даже вопроса о том для чего они умножают свое богатство; и к этому мы должны добавить, что едва ли есть из среды людей богатых такие, которые бы думали что они будут отвечать пред Господом и за свою жизнь и за свое богатство. Как, когда увещевают пьяницу за его пьянство, получают в ответь: «Я пью за свое», так слышится и здесь: «В чем я буду отвечать, когда все это мое»? Не так, друг мой, совсем не так. В Ветхом Завете был известный скот, на котором Израиль не имел права пахать, и были овцы, которых он не смел стричь; была земля, с которой он в известный год не собирал урожая, и были деревья, который он до известная времени должен был считать «не обрезанными» и не смел собирать с них плодов (Втор.15:19; Исх.23:10-11; Лев.19:23-25). Во всем этом каждый израильтянин был строго ответственен пред своим Законодателем; а разве ныне не говорится богатым, чтобы они «приобретали себе друзей имуществом неправедным» и чтобы были «щедры» и общительны и чтобы «благодетельствовали?» Когда человек живет в необращенном состояли, то куда идет его богатство? Оно идет на различные виды роскоши, на то, чтобы показать себя богатым, и все различные виды расходов этого богатства показывают, что дым от этого костра густо расстилается по земле во всех направлениях, и что никто от него не поднимается к небу. В сущности же должно быть совсем не так: когда Ной вышел из ковчега, то первое, что он сделал, был жертвенник Богу и что первый дым от его жилища был дымом от жертвенника к Богу. А твое, любезный брать, богатство поднимается ли хоть сколько-нибудь жертвою к Богу?..

Когда человек обращается от безумной жизни к Господу, то он прежде всего ставить себе задачей быть «жертвою» Господу и принести себя «в приношение приятное» для разумного служения (Рим.12:1). Неужели же он, думая о разумном употреблении своих духовных сил, может совсем не думать о разумном употребление своих богатств?.. Его силы шли прежде не туда, куда следует, и его богатство отвешивалось за то, что не хлеб и за то, что не насыщает, а потому, когда обращен и направлен во славу Вождю его ум и сердце, то должен быть обращен во славу Господа и капиталь. Если израильтянин не мог быть спокоен, когда он снимал плоды с одного только не обрезанного дерева, то могут ли быть спокойны в совести христиане, когда все их состояние «не обрезано?» Многие говорят, что мы «не под законом» и что, следовательно, все, что говорилось о первородных животных и о десятине, нас не касается; но мы должны знать, что мы тогда только не под законом, когда мы выше его, а как только мы спускаемся ниже его требований, то обязательно являемся под законом. Закон представлял собою нравственную мерку и мерку настолько невысокую, что мы, христиане, не только не можем опуститься ниже её, а даже не можем оставаться на одном с нею уровне, но непременно должны подняться выше, ибо сказано: «Если праведность ваша не превзойдешь праведности книжки конь и фарисеев, то вы не войдете в царство небесное» (Матф.5:20). А потому, как некогда было сказано Израилю: «Приготовься к сретению Бога твоего», так следует сказать ныне и всем богатым: приготовься, брат, держать отчет за твое богатство!

Оправдания.

Одним из качеств полководца должна быть особая его способность предвидеть все последствия неудачного исхода сражения и сохранить свою армию  от окончательного разгрома. Для этого полководец должен верно определить тот пункт, на который ему нужно произвести сильнейшее нападете, а также и обеспечить свой тыл и сохранить возможность отступления. Поэтому Господь, говоря о человеке, который задумал построить башню, или о царе, который объявляет войну другому царю, говорить, как о том, так и о другом - «не сядет ли он прежде и не вычислить ли, - может ли совершить начинаемое»... Так и все богатые братья должны теперь же «сесть» и «высчитать» - в состоянии ли они держать ответь на суде Господнем! Мы знаем, что каждый человек обязательно наполняет свои уста оправданиями в своей скупости или вообще в неправильном управлении своим состоянием и, как ему кажется, он с успехом защищает себя. Но защищать себя пред человеком и защищать пред Господом, большая разница, а потому многое, что здесь годится, там не годится совсем. Но чем же они оправдываются? Мы не будем говорить о многих мелочных видах оправдания, а возьмем самое прочное и самое распространенное, это: «у меня семья, дети, внуки»... Начинаются рассуждения о том, что это имение уже как будто не его, а его детей, и что он пред ними ответствен и проч. и проч. Всякому, кто наблюдает жизнь людей, несомненно приходилось видеть в жизни такие случаи, когда человек, впав в долги, переделывает свое имущество на жену, на брата, на сына и проч. и, когда от него требуют его кредиторы уплаты, то он обыкновенно отвечает, что у него ничего нет, а все, что у него было, принадлежит» уже не ему, а или жене, или сыну... Такие сделки всем известны и они в Мире довольно распространены, но они симпатиями святых и честных людей не пользуются и их называют фиктивными; такая фиктивная переделка стоимости имущества была сделана даже в первенствующей церкви Ананией и его женою Сапфирой, с тою только разницей, что они не совершали никаких нотариальных актов, а сделали это на словах. Братья! все ссылки на семейства и проч. есть в глазах Господи их отвратительные фиктивные сделки, совершаемые с единственною целью, чтобы не платить Господу своего долга. Это на суде Господнем не устоит и виновные услышат»: «Серебро твое да будет» с тобою в погибель».

Вещественные доказательства.

Когда бывает над преступниками суд, то в судилище представляются кроме документов и свидетелей еще и вещественный доказательства, как-то: оружие, орудия  взлома, ограбленный вещи и проч.; так несомненно будет и на будущем судилище: каждый будет» изобличен каким-нибудь вещественным доказательством. Выше мы предупредили богатых, чтобы готовились держать отчет за свои богатства, и, интересно знать, что-же будет у них в качестве вещественного доказательства? Вещественным доказательством против некоторых будет «плата», удержанная ими у работников, пожавших поля; у некоторых будет их «изоржавевшее» золото и серебро, которое они при роскошестве и наслаждены собрали «на последние дни» и их «изъеденные молью одежды; у некоторых - ненужный вещи, купленный или за большие деньги и проч. и проч. Но общим против всех богатых вещественным доказательством будет «умноженное богатство». Если всем тем, которые прежде крали и которым впоследствии сказано: «впредь не кради», то ясно, что они красть уже не могут», а если кто что-либо украдет», то это украденное явится на суде Господнем как вещественное доказательство его непокорности; а также и после того как сказано: «не собирайте себе сокровищ на земли», мы уже не вправе умножить того, что мы имели до нашего обращения, и что все умноженное представлено будет против нас в качестве вещественного доказательства неверности Господу...

Когда настанет Божий суд, то гонители увидят «души убиенных ими за слово Божие и за свидетельство Иисуса Христа и положат руку на уста свои; прелюбодеи и блудницы увидят там своих детей, которым они здесь стыдились дать свое имя и потупят взоры; там и богатые увидят все то, на что они расходовали свои богатства и все те нужды, который тщетно ждали их усердия и - устыдятся... «Алкал Я, скажет» Господь, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня»...

Полностью читать в PDF формате - Журнал "Баптист" 1909, № 18

Статья была полезна? Помогите нам публиковать побольше таких статей.

09/01/2016
355
Поделиться:
Наши читатели помогли опубликовать уже тысячи статей.
Вы тоже можете
Что ещё не достает мне?
Читайте также:
Евангелие процветания, версия 2.0
Заглядываясь на огни большого города, неплохо бы помнить о Божьем призвании быть светом.
1990
Потерять себя в мире, где все стремятся «себя найти»
Как совместить несовместимое: любовь к Богу и приятную земную жизнь?
2617
Ты – богач, и, видимо, не знаешь об этом
Статистика, которая заставит вас посмотреть иначе на богатство.
3530
От «принцессы китов» до «ведьмы с Уолл-стрит»
Некоторым эта статья покажется длинноватой. Но разве можно уместить целую жизнь в одну статью?
4195
Работает на Cornerstone