В мои планы не входило отказываться на время поста вообще от всего.
Когда в 2020-м году в Америке начался пост, мало кто мог себе представить нашу новую реальность спустя несколько недель. Что задумывалось, как добровольный отказ от избранных удовольствий – от сладостей, социальных сетей, телевидения или других излишков на выбор – во время последних недель поста слилось с новой обязательной реальностью, ранее не знакомой современникам. Реальностью, которая помогла нам осознать, сколь многое мы воспринимали как данность: поход на работу или в школу, совместные ужины с друзьями, посещение церковных служб – да даже просто свободу выхода из дома, куда вздумается, и все это более невозможно на долгие дни. Все, что мы считали базовыми предметами обихода – крупы, антисептики, туалетная бумага – внезапно стало роскошью.
Наша культура потребления как будто тоже заболела, поскольку потребление снижается не по доброй воле, а под диктовку новых обстоятельств.
Люди напуганы – они боятся неизвестности, нищеты, болезней, и просто сойти с ума. Они боятся своего будущего. Боятся заболеть и даже не увидеть будущего.
Но так не должно быть.
Я сейчас читаю книгу пророка Аввакума, и меня очень цепляют стихи 17-18 из третьей главы:
Хотя бы не расцвела смоковница
и не было плода на виноградных лозах,
и маслина изменила,
и нива не дала пищи,
хотя бы не стало овец в загоне
и рогатого скота в стойлах,
но и тогда я буду радоваться о Господе
и веселиться о Боге спасения моего.
Обратите внимание на «условия радости», которые описывает пророк – радость не от того, что все хорошо, и не потому, что он сам добровольно от всего отказался.
Нет.
То, о чем пишет автор этих строк – бесплодие деревьев и кустов, маслина без масла, неурожай, гибель скота – это гимн торжества веры человека, лишенного абсолютно всего, но не потерявшего упования на своего Творца.
Перечитайте его еще раз.
Все, на что мог надеяться пророк, отнимается от него – не он сам на время от всего отказывается, зная, что воздержание его кратковременное – одно за другим, оставляя его без надежды, но все равно автор не позволяет себе роптать. Или ставить под сомнение обещания Бога заботиться о Своих детях. Или стенать и выставлять на показ свое горе. Или заняться чем-то еще, отвлекающим от прославления Бога, в Котором сокрыто спасение.
И вот, продолжая наш пост, дни которого внезапно стали казаться еще дольше, я умоляю вас не думать о том, от чего вы отказались, или чего вас лишили, но взирать на Того, Кто еще ни разу не подвел Свой народ.
На Того, кто в полной мере понимая цену Своей жертвы, пошел на неё. Жить в уничижении среди людей, быть преданным, претерпеть агонию жестокой смерти, взять на себя всю мерзость греха и быть полностью оставленным Самим Богом. Он пошёл на это, чтобы искупить изуродованных и эгоистичных детей, которые так любимы своим Творцом, что право на возвращение к Нему им было дано Его страданием.
Сейчас нам как никогда ранее нужен мир, превосходящий всякое разумение. Мир, который дается только тогда, когда мы понимаем, что у нас никогда ничего и не было. И когда мы это поймем, давайте придем к Богу со всем доверием, которое только возможно, зная, что как сказано в Священном Писании, Он достоин всей хвалы вне зависимости от наших обстоятельств. И вне зависимости от них, Он все еще держит мир в Своей руке.