Тот факт, что Бог творит все новое, не освобождает христиан от ответственности
Тот факт, что Бог творит все новое, не освобождает христиан от ответственности

Тот факт, что Бог творит все новое, не освобождает христиан от ответственности

Трудные вопросы об обращении с творением

Стоял чудный воскресный полдень. На небе было ни облачка, воздух прогрелся до двадцати градусов, легкий ветерок дул с гор, а мы с Мэттью, моим мужем, сидели на лавочке и любовались видом.

В нескольких метрах от нас расположилась на пикник семья – два родителя и три ребенка. Вперемешку с играми и взрывами смеха малыш лет восьми отвлекался, чтобы ответить папе на вопросы по Библии, и, видимо, отец был горд за своего смышленого сынка.

Мой муж что-то дружелюбно ему сказал, и у них завязалась беседа. Они перекинулись любезностями и быстренько перешли к темам Священного Писания и веры. Мэттью всегда рад обсудить богословие, и эта внезапная беседа с подобным ему верующим не могла его не зацепить.

Когда тот спросил его, как мы оказались в этой местности, Мэттью рассказал ему о нашем фонде защиты Божьего Творения «Благословенная земля». Мужчина неловко замолчал, а потом невинно спросил: «Если в Откровении сказано, что Земля и все дела на ней сгорят, зачем христианам что-то с ней делать?»

Найти общий знаменатель

Путешествуя по стране, мы часто слышим этот вопрос в тех или иных вариациях. Если Бог творит все новое, можно ли христианам не думать о старом? Если мы созданы для «горнего», зачем печалиться о земном? Разве не важнее, скажем, заняться прямым благовествованием?

Такие вопросы легко вносят разделение. Недавно мой муж выступал на радио, и ведущий начал интервью такими словами: «Когда я слышу слово «эколог», я представляю себе ученого с длинными волосами, в льняной одежде, навязывающего окружающим экологичный образ жизни. А Вы как себе его представляете, господин Слит?»

Мой муж много чего себе представляет, но ничего из этого не представляло интереса для радиоведущего.

Вместо того, чтобы подыграть и пуститься в пространные дискуссии, мой муж стал рассказывать о библейском призыве быть верными служителями того, что нам доверили. Вместо того, чтобы бросаться в крайности, мы с ним обычно стараемся найти общий знаменатель.

Мужчина, о котором я начала рассказывать в начале этой статьи, продолжил свою мысль и начал рассказывать о том, что у него дома есть сотни книг о конце времен. Я в этот момент подумала, что у нас дома и в офисе фонда тоже не меньше книг, но о защите творения. И мы, христиане, должны уметь находить друг в друге что-то общее – например, любовь, жертвенность, сострадание, надежду, радость, милость, искупление, примирение, обновление. 
Наслушавшись советов и недоуменных вопросов о смысле существования нашего фонда, я составила список наиболее часто встречающихся претензий и своих ответов на них. 

Если в Откровении сказано, что Земля и все дела на ней сгорят, зачем христианам что-то с ней делать?

Хотя вопрос кажется логичным, ответ на него не менее прост: Земля дана нам Богом, и Он завещал нам о ней заботиться. 

Начнем с вопроса владения. Священное Писание говорит ясно, что все принадлежит Богу: «Господня земля и что наполняет ее…» (Пс. 23:1). В книге Иова записаны слова Бога: «Все под небом – Мое» (4:11). Апостол Павел пишет, что все сотворено Им, через Него и ради Него (Послание колоссянам 1:15-16). Земля принадлежит не нам, но Богу, и этот принцип проговаривается во всех Писаниях от книги Бытия до книги Откровения.

Поскольку мы населяем Землю без права на владение ей, мы – всего лишь ее арендаторы. И это не дает нам право обращаться с ней так, как нам вздумается. Скорее, мы обязаны относиться к ней с должным уважением, разумея ее владельца.

Зачем заботиться о Творении? Затем, что оно – Божье.

Второе, о чем следует помнить: Земля не только Божья, но также поручена нам в управление. Одно из первых поручений, которое дает человеку Бог – заботиться о Земле (Бытие 2:15). Это – приказ, не вариант занятости человека. У этого приказа нет конечной даты, и сегодня он все еще актуален. 
История поручения Земли человеку не заканчивается в Эдемском Саду. Прежде чем израильтяне вошли в Землю Обетованную, им было сказано, что они должны очистить землю (Левит 25:23-24), как бы подчеркивая ценность унаследованной земли. Также и Иисус напоминает Своим последователям быть верными с тем, что им поручено (Лк. 16), и подчеркивает, что без воли Его отца ни один воробей не упадет на землю (Мф. 10:29). Наша роль в сотрудничестве с Богом-творцом быть заботливыми менеджерами Его творения.

Зачем заботиться о природе? Потому что Бог нам так сказал. 

Разве Бог не дал нам власть над Землей?

Да, Бог дал нам такую власть, но власть не означает владение. Власть подразумевает ответственность. Мы даем школьным учителям власть над нашими детьми, но подадим на них в суд, если дети после школы вернутся домой избитыми, униженными и некормлеными. Такое же отношение должно быть у нас к Земле – когда Бог дает нам планету в управление, Он не имеет в виду свободу злоупотребления властью, приводящую к уничтожению Земли. Как Божьи работники, мы можем пользоваться вверенным, но не злоупотреблять им.

Представьте, что Бог одолжил вам автомобиль. Вы в каком виде вернете его Ему – с сигаретными окурками по всему салону, вмятинами на кузове и пустым баком? А чем Земля хуже? Тем более, что нам ее еще передавать последующим поколениям.

Господь создал Землю таким образом, чтобы она давала жизнь всему живому, не только людям. Говоря о новой Земле, Бог упоминает всех живых существ: «И заключу в то время для них союз с полевыми зверями и с птицами небесными, и с пресмыкающимися по земле; и лук, и меч, и войну истреблю от земли той, и дам им жить в безопасности» (Ос. 2:18).

Да, мы созданы по образу и подобию Божию, и, как следствие, нам даны особые обязанности. И важно помнить, что власть не подразумевает злоупотребление ею. Потому что злоупотребление означает безрассудное потребление, а власть – мудрое управление. 

Если мы знаем, что земля сгорит, что плохого в приближении конца?

Никто не знает часа конца света – даже Иисус (Мф. 24:35-37). А пока это время не пришло, мы призваны Богом к труду. И огромная часть Божьего труда – забота о Его Земле, оставленной нам в управление.

Пророк Амос особенно красочен в словах, предупреждая нас:

«Горе желающим дня Господня! для чего вам этот день Господень? он тьма, а не свет, то же, как если бы кто убежал от льва, и попался бы ему навстречу медведь, или если бы пришел домой и оперся рукою о стену, и змея ужалила бы его» (5:18-19).

Мысль о том, что неплохо бы ускорить конец света мы с мужем услышали, когда один новый знакомы пригласил нас вместе пообедать. Хозяин дома был прекрасным отцом, души не чаял в дочери-подростке и сильно расстраивался, что та не верила в Иисуса Христа. При этом несколько раз он упомянул, что в молитвах просит Иисуса прийти уже завтра.

Мы с Мэттью были немного растеряны от такого смешения желаний. Разве родитель неверующего ребенка не должен хотеть, чтобы у ребенка было подольше времени, чтобы точно встретить Иисуса? Разве не стоит в молитвах просить, чтобы Бог по милости отсрочил свой приход, пока все наши родные не примирятся с Ним? Не стоит ли нам, как христианам, желать отсрочки конца света, чтобы вообще все в этом мире приняли Бога в свои сердца?

В 16 веке Мартин Лютер, отец протестантизма, однажды проповедовал о конце света. Его паства настолько прониклась проповедью, что, выйдя со службы, отправилась раздавать пищу нищим, одевать бедных и приглашать на обед бездомных. Когда они покончили с благотворительной миссией и вернулись к Мартину Лютеру похвалиться проделанной работой, они были несколько шокированы, увидев, что тот спокойно сажает дерево.

- Зачем ты сажаешь дерево, ведь вот-вот наступит конец света?! – спросили они.
- Потому что хочу, чтобы именно за этим действием меня застал Небесный Отец, когда вернется за нами. – ответил Мартин Лютер.

Как Мартин Лютер, мы должны созидать Божье Царство, а не разрушать его, и делать это пока живы мы, или пока не придет всему конец. Живите так, словно Судный День грядет уже завтра, но просите Господина всего, что бы Он дал время покаяться как можно большему количеству людей.

Вне зависимости от того, когда придет конец Земле, ни у кого нет права уничтожать или вредить чему-либо, созданному Богом. Библия даже предупреждает нас о том, что Бог уничтожит тех, кто уничтожал Его творение (Отк. 11 :18). Только Бог знает день и час, когда Он вернется. Только Бог знает, как именно Он воссоздаст Землю. Не в нашей юрисдикции ускорять конец Земли – от нас требуется обратное, то есть, жизнь (Мф. 24:14). Мы должны любить и беречь то, что Бог сотворил, доколе Он не поручит нам что-то новое на уже новой Земле – на Его вечном беспорочном новом творении.

Как христиане, не должны мы разве тратить время на духовное вместо земного?

Такой вопрос быстро приводит к обманчивому разногласию. Физическое и духовное не являются взаимоисключающими материями. Скорее, они созависимые. 
Например, Бог дал нам физическое тело. Тело – это храм, к которому нужно относиться с уважением. «Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои? Ибо вы куплены [дорогою] ценою. Посему прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии.» (1 Кор. 6:19-20). 

С практичной точки зрения, забота о наших телах прямо пропорциональна заботе о Земле. Бог дал нам чистые воду и воздух, почву для возделывания. Если мы хотим быть достойными распорядителями своих тел, мы должны не менее достойно заботиться о земле, от которой питаемся.

Разве все не обновится в любом случае после «вознесения»?

Конечно. В Откровении (глава 21) и в Деяниях (глава 3) сказано, что Бог обновит весь мир. Это же утверждение повторяется в Послании к колоссянам (1:20), когда описывается, что Бог примирит с Собой все. Павел пишет также и Римлянам (8:20-21): «потому что тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего ее, в надежде, что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих».

Все, включая горы, моря, цветы, пчел, меня, вас – будет обновлено. И это прекрасная новость.

В книге Откровение (глава 21) Бог говорит: «Се, творю все новое (новым)». И это очень важный момент – Бог не говорит, что создаст что-то новое в значение «другое, чего еще не было, новый вид». Также в этом месте Писания сказано о том, как мы должны относиться к данному нам миру до того, как Бог его обновит. Поскольку Бог предназначил этому миру быть обновленным, наша роль – в заботе о нем до того, как Бог начнет совершать его обновление. Мы – не просто пассивные наблюдатели того, как Бог работает. Как раз наоборот, мы – соработники у Бога. Этот замысел отражен во всем Священном Писании – Бог руководит нами для осуществления Своего плана.

И не только все будет обновлено, но Библия постоянно напоминает нам о том, что этот мир тоже уже постоянно подпитываем Богом: «Сей, будучи сияние славы и образ ипостаси Его и держа все словом силы Своей, совершив Собою очищение грехов наших, воссел одесную (престола) величия на высоте» (Евр. 1:3), «Он есть прежде всего, и все Им стоит» (Кол. 1:17). Если все уже сейчас «стоит» Богом, то нет сомнения в том, что Земля достойна заботы. Бог содержит Землю, планирует ее обновить и желает, чтобы и мы участвовали в это процессе. 

Не важнее ли ловля душ спасения китов?

Нет больше радости, чем от возвращения блудной души к Богу. Великое поручение призывает нас делиться Благой Вестью со всеми народами и является центральной миссией каждого верующего. При этом, евангелизм – не единственное поручение, данное христианам. Основная задача и смысл существования христиан и окружающего мира – прославление его Творца.

Священное Писание ясно говорит, что Божье творение приносит Ему славу: «Да веселятся небеса и да торжествует земля; да шумит море и что наполняет его; да радуется поле и все, что на нем, и да ликуют все дерева дубравные пред лицем Господа; ибо идет, ибо идет судить землю. Он будет судить вселенную по правде, и народы по истине Своей» (Псалом 95:11-13). В этом псалме мы видим, что хвала Богу возносится не только от людей, но и от каждой частички творения. Более того, мир жив только благодаря Божьей славе. В других стихах Священного Писания мы видим, что слава возносится Богу от солнца, луны, звезд, камней, воды, рыб, молнии, града, снега, облаков, штормов, гор, холмов, скота, животных, полей и еще много чего. Как и люди, все остальные существа были сотворены ради славы Бога. И хотя по образу Бога был сотворен только человек, это не лишает всего остального возможности прославлять Бога. «Небеса возвещают славу Господню» - сказано в Псалме 18. 

Заботясь о Божьем творении, мы лучше узнаем Бога. Апостол Павел говорит так: «Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы, так что они безответны» (Рим. 1:20). Иными словами, Божье творение – еще один способ рассказа людям о Боге.

В книге Иова главный герой говорит: «спроси у скота, и научит тебя, у птицы небесной, и возвестит тебе, или побеседуй с землею, и наставит тебя, и скажут тебе рыбы морские. Кто во всем этом не узнает, что рука Господа сотворила сие? В Его руке душа всего живущего и дух всякой человеческой плоти» (12:7-10). Как бы принижая человеческое высокомерие, эти стихи говорят, что окружающий мир может оказаться в некотором роде духовнее нас. И если этот мир так важен Богу, то тем более мы должны заботиться о таком прекрасном источнике духовных знаний.

К сожалению, нас хорошо научили о том, против чего мы, как христиане, выступаем, и совсем не научили тому, за что бороться. Мнение, что христиан не интересует загрязнение воздуха, вымирание видов, здоровье человека приводит к тому, что люди просто отворачиваются от христианства. Например, я часто слышу недоумение от того, что христиане, якобы, любят Бога, но совсем не уважают Его творение. Таким образом, наше нежелание стать первопроходцами в заботе о Божьей Земле для многих стало камнем преткновения на пути к Богу. Но очевидной эта проблема становится тогда, когда нашим источником мудрости становятся политические баталии, а не Священное Писание.

Практика же показывает, что забота об окружающем мире дает возможность делиться любовью Христа. Нас с мужем приглашали говорить о Боге на самых неожиданных для нас мероприятиях, включая программы Национального Общественного Радио, университетские семинары и конференции по экологии. По возможности мы дарим людям Библии, позволяя ищущим Бога понять, что призыв заботиться о Земле исходит от самого Бога.

По опыту мы видим, что говорить с людьми только о чем-то одном вредит благовестию. Потому что мы можем и просто обязаны одновременно говорить другим о Христе и заботиться об окружаемом мире. Обе задачи мотивированы одним и тем же: любовь к Богу и соседям по планете, включая последующие поколения.

Должны ли мы беспокоиться о спасении человеческих душ? Естественно. Но если мы не позаботимся о нашем земном доме, скоро будет просто некого спасать. 

А теперь вопрос к вам.

Ответив на все вопросы выше, мы часто стараемся задать собственные вопросы, такие как:

Если существует всемогущий Бог, и главная цель – Рай после смерти, зачем Бог нас вообще сотворил? Почему не оставил сразу на Небе?

Обычно отвечают, что земная жизнь тоже важна. Важно то, чем мы здесь занимаемся. Что Бог сотворил Землю, заботится о ней, и назвал Свое творение «хорошим». И что, наверно, заботясь о Земле, мы участвуем в работе Бога.

Земная жизнь – не только подготовка к Вечности. Это еще и возможность жить по Небесным правилам уже здесь. Бог любит искуплять, лечить, освобождать, и хочет от нас участия. Бог сотворил нас для совместного творчества Его искупления.

Центральным событием нашей веры является воскресение Христа. Иисус живой здесь и сейчас, и мы уже ожидаем первых плодов нового творения.

Сидя на вершине горы

Солнце становилось все жарче и дети – все беспокойнее, поэтому мой муж и его новый знакомый перешли к прощанию. Пока дети собирали остатки после пикника, их отец спросил Мэттью, где он проповедует в следующий раз, что указывало на то, что мужчины не только мирно побеседовали, но и расставались друзьями. И хотя беседа начиналась с аргументов, продолжилась она в общем для обоих русле – русле общей веры и роли Священного Писания в повседневной жизни, благодаря которому мы учимся слушать, учиться, и любить.

- До новой встречи, брат! – сказал Мэттью.
- Да, до скорой новой встречи. – ответил его друг и протянул руку для пожатия.

Мы с Мэттью двинулись к нашему домику. Дремля полуденным сном, я вертела в голове фразу: «на Земле, как на Небе…». Однажды Бог огнем очистит Землю, и все народы исцелятся в тени Древа Жизни, омытые чистой водой. И это будет очень-очень хорошо…

Опубликовано с разрешения

Уведомления о появлении новых статей могут приходить к вам лично через разные каналы:

Фейсбук, ВКонтакте, Твиттер, Гуггл, Телеграм. Не упустите возможность быть в курсе.

09/11/2019
Темы:
Творение Экология
2123
>5
мин
Поделиться:
Наши читатели помогли опубликовать уже тысячи статей.
Вы тоже можете
Другие материалы на эту тему
Библейское обоснование для сокращения мусора
Человеку во временное пользование дали целую планету.
Амелия Фрэнклин
| 21 окт |
988
Работает на Cornerstone