Терпение будет болезненным
Терпение будет болезненным

Терпение будет болезненным

Как любить тех, кого трудно полюбить

Терпение - это добродетель, которой мы восхищаемся и даже стремимся к ней издалека. Однако чем ближе оно к нам - чем больше оно вторгается в наше расписание, наши планы, наш комфорт - тем более дискомфортным оно становится.

Терпение существует только в мире срывов, задержек и разочарований. Оно растет только на поле боя. Мы не можем практиковать терпение, пока этого не потребуют обстоятельства - а обстоятельства, требующие терпения, - это такие обстоятельства, которые мы не выбрали бы для себя. Мы бы выбрали удобство, скорость, эффективность, исполнение. Бог часто выбирает обстоятельства, которые требуют терпения. И Он никогда не выбирает неправильно.

Нетерпение вырастает из нашего нежелания доверять и подчиняться Божьему времени для нашей жизни. Нетерпение - это война за контроль. Терпение же произрастает из другой почвы - из смиренного принятия того, чего мы не знаем и не можем контролировать, из глубокого и неизменного доверия, что Бог выполнит все Свои обещания, из сердца, которое глубоко счастливо иметь Его.

Другими словами, самое глубокое терпение исходит из смиренной и надеющейся радости в Боге, превыше всего остального. Это означает, что настоящее терпение не только неудобно, трудно и утомительно, но, говоря человеческим языком, невозможно. Терпение, которое чтит Бога, настолько трудно, что мы не можем практиковать его без Божьей помощи. Оно растет только там, где живет Дух (Галатам 5:22-23).

Много оттенков терпения

Что же мы можем сказать о настоящем терпении в реальной жизни? Куда мы можем заглянуть в Писании, чтобы увидеть некоторые цвета и текстуру терпения в действии? Один стих, в частности, смиряет меня и наполнен уроками для повседневного терпения:

Призываем вас, братья, назидать праздных, ободрять слабодушных, помогать немощным, быть терпеливыми ко всем. (1 Фессалоникийцам 5:14)

К каждой группе - праздным, слабонервным, немощным - мы подходим по-разному, но мы призваны к терпению со всеми ними. А это значит, что мы, скорее всего, будем испытывать искушение быть нетерпеливыми по отношению к ним всем (и многим другим, помимо них). Так как же может выглядеть терпение в каждом случае?

Помогать слабым

Слабые испытывают наше терпение, потому что им нужно от нас больше, чем остальным. Многие из нас испытывают желание, по крайней мере в данный момент, вмешаться, когда видят слабого человека в нужде, будь то молодой, или старый, или больной, или эмоционально или духовно уязвимый человек. Но слабость, как мы все знаем из личного опыта, редко остается в пределах одного мгновения, а это значит, что слабым нужна не только сиюминутная помощь; им нужна помощь надолго - а помощь надолго требует терпения.

Павел не поручает церкви наставлять слабых, но помогать им, и слово «помогать» здесь может также означать твердость или преданность. В этой помощи есть упорство, цепляние за слабых, даже после месяцев или лет неудобств и жертв. Откуда берется такое терпение? От знания того, что «когда мы были еще немощны, в нужное время Христос умер за нечестивых» (Римлянам 5:6)  — другими словами, Он умер за нас. И что «Бог избрал немощное в мире, чтобы посрамить сильное» (1-е Коринфянам 1:27)  — другими словами, Он избрал нас. 

Те, кто знает, как мучительно и беспомощно слабы они сами по себе, без Бога, более готовы терпеть слабости других. Они не обижаются на помощь в сотый раз, потому что с радостью доверяют и подчиняются Божьим планам, включая слабости, которые Он расположил вокруг них.

Ободряйте слабодушных

Слабодушные испытывают наше терпение, потому что они легче других впадают в уныние. Среди фессалоникийцев некоторые начали увядать, скорбя о потере близких (1-е Фессалоникийцам 4:13-5:11). Уныние иссушало их духовные силы и решимость - и поэтому они нуждались в помощи от других (которые, вероятно, тоже скорбели).

У слабодушных не хватает сил и выносливости, которые есть у других в отношениях и служении. Они несут бремя, которое не могут нести сами. Они часто отчаиваются от своего бремени, пытаясь понять, как жизнь может стать более посильной. И все мы уже несем свое собственное бремя, поэтому регулярное обращение благодати к эмоциональным и духовным нуждам другого человека со временем может показаться особенно обременительным. Служение ободрения часто требует необычной выносливости.

Те, кто продолжает идти со слабодушными, даже когда путь медленный и извилистый, демонстрируют силу сверхъестественного терпения. Они открыли, сначала для себя, а затем через себя для других, что

[Бог дает силу слабому, и тому, кто не имеет силы, увеличивает силу. Даже юноши будут падать духом и изнемогать, и молодые люди падать духом; но ожидающие Господа обновят силы свои; они поднимутся на крыльях, как орлы; будут бегать и не уставать; будут ходить и не ослабевать. (Исаия 40:29-31)

Каждый, кто испытал дар силы и обновления, жаждет, чтобы и другие слабодушные люди испытали то же самое. А насколько слаще, когда Бог укрепляет и обновляет кого-то через нас?

Каждый христианин испытывает уныние, а это значит, что каждый христианин нуждается в постоянном притоке мужества, чтобы переносить страдания, отвергать искушения, жертвовать в любви, принимать меры наказания, упорствовать в служении, доверять Богу и повиноваться Ему. А в церквях эти потоки иссякают или даже пересыхают, когда нам не хватает терпения, необходимого для того, чтобы настойчиво ободрять друг друга.

Обличить праздных

Нетрудно заметить, как праздные люди испытывают наше терпение. В случае с фессалоникийцами, похоже, некоторые думали, что Иисус скоро вернется, и поэтому стали уклоняться от работы и оставлять ее другим (2 Фессалоникийцам 2:1-2; 3:6).

Бездельники испытывают наше терпение, потому что они отказываются брать на себя ответственность и проявлять инициативу. Они могли бы сделать больше, помочь больше, нести больше, внести более значительный вклад, но они довольствуются тем, что делают достаточно (или меньше), что означает, что кто-то другой должен делать больше. И когда этим кем-то становимся мы, то вполне понятно наше нетерпение.

Но Павел не отпускает нетерпеливых с крючка, даже если речь идет о праздных. Он говорит: наставляйте их - предупреждайте, увещевайте, пробуждайте - даже если вам придется на время отказаться от пищи (2 Фессалоникийцам 3:10-11) или удалить их из общения (2 Фессалоникийцам 3:6). Тем не менее, он говорит делать это с терпением. Будьте терпеливы со всеми. Что это может означать? Обычно мы не связываем жесткие слова или болезненные последствия с терпением.

Почему терпение

Во-первых, мы можем спросить, почему мы терпеливы, даже когда наставляем праздных? Мы терпеливы к грешникам, отчасти потому, что сами остаемся таковыми. Безделье других - или жадность других, или похоть других, или гнев других, или тщеславие других - никогда не бывает настолько дурным, чтобы мы не могли увидеть что-то от их греха в себе. Нам не нужно много воображения, чтобы понять, что, если бы не незаслуженное чудо, мы были бы ими - и, возможно, гораздо хуже.

Нетерпение к грешникам выдает слабое представление о Божьей милости к нам. Тот же апостол, который говорит, что мы должны обличать праздных, также говорит,

Достоверно и достойно полного принятия изречение, что Христос Иисус пришел в мир спасти грешников, из которых я самый главный. Но я на то и получил милость, чтобы во мне, как главном, Иисус Христос показал Свое совершенное терпение в пример тем, которые должны были уверовать в Него для вечной жизни". (1 Тимофею 1:15-16)

Даже наши обличения должны быть приправлены смиренным осознанием нашей собственной греховности - того, насколько порочными мы были бы без Божьей благодати.

Как проявлять терпение

Зная, почему мы терпеливы даже по отношению к тем, кого нам нужно обличить, как же нам обличать с терпением? Во-первых, наверное, нужно сказать, что хорошее обличение само по себе является свидетельством терпения. Легко отказаться от грешников. Легко наброситься на того, кто согрешил против нас. Те, кто хорошо обличает - кто стремится восстановить кого-то через честную и мягкую конфронтацию и исправление - показывают, что они не сдались, и что у них все еще есть надежда, что Бог даст осуждение, прощение, примирение и преображение.

Терпение в обличении, однако, также означает готовность ждать перемен. Освящение может быть болезненным, иногда мучительно медленным. Мы не должны ожидать, что ленивый сразу же станет прилежным, или, если на то пошло, что гордый сразу же смирится, гневливый сразу же станет добрым, похотливый сразу же станет чистым. Мы не оставляем без внимания грехи тех, кого мы любим, и не оправдываем их. Мы идем к ним, предупреждаем их, умоляем, даже резко обличаем, если это необходимо - и продолжаем делать это, но мы делаем это, зная, опять же не понаслышке, что изменения часто приходят медленно. Мы сажаем семена, зная, что им может понадобиться время, чтобы закрепиться, созреть и в конце концов расцвести.

Терпеливый Бог для нетерпеливых людей

Мы можем приветствовать возможность обличать ленивых и нерадивых, но можем ли мы делать это с терпением? Если не можем, то, скорее всего, потому, что недостаточно размышляли о Божьем терпении по отношению к таким грешникам, как мы - таким грешникам, как я.

Когда Моисей умолял увидеть Божью славу, что Бог открыл о Себе? «Господь прошел перед ним и провозгласил: „Господь, Господь, Бог милостивый и благодатный, медленный на гнев и преисполненный непоколебимой любви и верности“» (Исход 34:6). У Него есть все основания и право гневаться на нас, но Он медлителен на гнев. Он терпелив с нами, как сказано во 2 Петра 3:9, «не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все достигли покаяния». Бог никогда не просит о терпении тех, кто еще не получил безграничного богатства Его терпения. 

Это не значит, что терпение не трудно. Трудно. Будь то в пробке по дороге на работу, или в период значительных перемен или неопределенности, или у больничной койки того, кого мы любим, терпение может потребовать неудобной жертвы и капитуляции. В конце концов, Отец терпелив, Он не пожалел Своего собственного Сына, но отдал Его за нас. Как было на кресте, так будет и с нами. Болезненность нашего терпения служит своей скрытой, но прекрасной цели: привлечь внимание к красоте и силе Божьей любви.

Опубликовано с разрешения

Уведомления о появлении новых статей могут приходить к вам лично через разные каналы:

Фейсбук, ВКонтакте, Твиттер, Гуггл, Телеграм. Не упустите возможность быть в курсе.

04/02/2022
Темы:
Любовь Терпение
347
4
мин
Поделиться:
Наши читатели помогли опубликовать уже тысячи статей.
Вы тоже можете
Другие материалы на эту тему
Видеть кого-то, любить кого-то
Люби человека, которого видишь, и увидишь человека, которого любишь
Тревин Вакс
| 19 фев |
391
Он встретил ее у колодца
Важнейшие сцены знакомства в Библии
Мэтью Вестерхольм
| 15 фев |
463
Самое трудное слово для послушания
Для тех из нас, кто стремится к ученичеству, нет ничего более радикального, чем христоподобная любовь.
Джон Блум
| 16 ноя |
747
Ловушка любви без истины и истины без любви
Людям нужен идеальный водитель Убер.
Скотт Мель
| 23 апр |
1816
Ропот
Противоположностью вере является ропот
Майя Джонсон
| 11 ноя |
9009
Работает на Cornerstone