Мало что может быть хуже для души отдельного христианина и христианского свидетельства в целом, чем стремление к культурному признанию. Сознательная погоня за авторитетом среди «крутых» и аплодисментами космополитической элиты — это почти всегда шаг в направлении теологического компромисса и духовной атрофии.
За последние 15 лет я неоднократно писал об этом, но эта проблема постоянно всплывает. Почему? Потому что наша падшая плоть упорно тянется к идолу респектабельности.
В какой бы культуре ни находился последователь Христа, у него возникает искушение быть инсайдером, а не аутсайдером, признанным, а не отвергнутым, уважаемым, а не осмеянным, высокопоставленным игроком, а не бессильной пешкой.
Где это проявляется
В современной западной культуре это искушение особенно сильно проявляется в тех отраслях, где ярлык " евангельский христианин" уже давно стал нарицательным и ассоциируется со всевозможными стигмами (словами «гетто», «дешевка», «сентиментализация», «субкультура», «фанатизм», «отсталость», «устарелость», «антиинтеллектуальность» и т. Д.). Я наблюдал и сам испытал это на себе в этих трех сферах.
Искусство
Мир искусства, культуры и развлечений, как известно, скептически относится к евангельским творцам, которые имеют репутацию некачественных и проповедующих людей и, как правило, являются аутсайдерами с низким статусом. Кроме того, этот мир очень секулярен и морально трансгрессивен, христианская мораль в нем, как правило, вызывает неприятие. В результате христианам, стремящимся добиться успеха в этой сфере, приходится нелегко, и у них возникает соблазн скрыть, преуменьшить или отречься от тех аспектов своей веры, которые могут стать препятствием на пути к респектабельности.
Образование
Я учился в Уитонском колледже, неофициальный девиз которого — «Христианский Гарвард». Это определение в основном является внутренней шуткой среди студентов и выпускников, отчасти потому, что оно говорит о неловкой реальности стремлений. Христианские колледжи, подобные Уитону, действительно стремятся избавиться от репутации скандально плохого евангелического вуза; они хотят, чтобы их воспринимали скорее как Гарвард, а не как захолустный «библейский колледж».
На это накладывается и практическое давление: аккредитация, требования Национального общества студенческого спорта (ncaa), жесткая конкуренция за сокращающийся поток абитуриентов, стремление профессоров получить гранты на исследования и одобрение коллег в своих дисциплинах. Это часто приводит к тому, что учебное заведение начинает стесняться или отмежевываться от отвергаемых культурой догматов христианской ортодоксии, что впоследствии создает предпосылки для дрейфа институциональной миссии.
СМИ
В современных СМИ (включая печатные, вещательные, сетевые и социальные медиа) удача благоволит не объективным, а предвзятым. Чем больше вы апеллируете к тезисам группы и всегда подтверждаете (но никогда не оспариваете) определенную точку зрения вашей аудитории, тем больше вы будете вознаграждены кликами, рейтингами, подписками и высокой посещаемостью страниц. Никто не набирает огромное количество подписчиков в социальных сетях, выражая тонкую и разнонаправленную критику. Ни один эксперт не становится звездой, последовательно бросая вызов ангажированным категориям.
Скорее, прибыль и платформа следуют за обслуживанием фанатов: говорить своей аудитории то, что она хочет услышать. Это форма поиска респектабельности, которой страдают многие из нас в современных социальных сетях. Дофаминовый удар от вирусного утверждения часто бывает неотразим. Однако завоевание аудитории в современной медиасреде часто происходит ценой порядочности.
’Не из тех евангелистов’
Одним из признаков того, что вы христианин с нездоровой жаждой респектабельности, является постоянное высмеивание других христиан для повышения своего авторитета.
Это христианский художник, который описывает свое эстетическое видение как «очень анти-Томас Кинкейд», или христианский режиссер, который в начале своего выступления подчеркивает, насколько он осведомлен о вопиющем качестве жанра «основанного на вере».
Это профессор христианского колледжа на светской научной конференции, который считает, что должен извиниться и отречься от «сумасшедших евангелистов Трампа», которые создают дурную славу его учебному заведению.
Это христианский подкастер, обозреватель или пользователь tiktok, который тратит меньше времени на то, чтобы говорить о красоте Иисуса, чем об уродстве многих Его последователей, — как будто каждый выстрел в худшие элементы нашей веры каким-то образом делает наше выражение христианства приемлемым и респектабельным.
Такой подход духовно разъедает церковь и порождает в ней разделение, зарождая в вашем сердце обиду на своих собратьев. Это также бесполезная стратегия.
Такой подход духовно разъедает церковь и порождает в ней разделение, зарождая в вашем сердце обиду на своих собратьев. Это также бесполезная стратегия.
Какой бы авторитет в глазах культурной элиты ни завоевывали ваши постоянные выпады против «других христиан», все это будет потеряно, как только они узнают, что вы действительно верите в то, что Библия говорит о сексуальности или исключительности Христа (помимо всего прочего). Это, пожалуй, самая главная причина, по которой попытки добиться «респектабельности» оказываются напрасными. Даже если вы говорите и делаете все правильно, если вы верите в несколько неправильных вещей, респектабельность будет недостижима, а доступ в элиту будет закрыт.
Как противостоять искушению респектабельности
Как христиане могут противостоять соблазну респектабельности? Вот четыре рекомендации.
1. Стремиться к совершенству, а не к респектабельности.
Христианам необходимо осознать важное различие между совершенством и респектабельностью. Совершенство находится под нашим контролем. Респектабельность — нет. В какой бы профессиональной сфере или культурном контексте мы ни находились, мы должны стремиться к совершенству — во славу Бога, а не ради одобрения людей.
Христиане должны быть лучшими художниками, потому что прекрасное искусство прославляет Бога. Мы должны быть первоклассными учеными и исследователями, потому что отличная наука и исследования прославляют Бога. Если такое мастерство приводит к признанию и повышению культурного статуса, это прекрасно. Но это должно быть побочным продуктом, а не стимулом.
Не заблуждайтесь: культурное одобрение всегда растет и падает. Если в один день вы в фаворе, то на следующий день вы уже не в фаворе. Христиане в любой отрасли должны смириться с этим и все равно стремиться к совершенству. Христиане, десятилетиями трудившиеся в анонимности, разочарованные тем, что их упорство не привело к тому уважению, которого, по их мнению, они заслуживают, должны стремиться к совершенству, тем не менее.
Респектабельность — это неподъемный пряник для тех, кто измучен изнурительным трудом и требованиями совершенства. Слава Божья, напротив, — это мотивация, которая может питать нас во время взлетов и падений на работе и в жизни.
2. Стремитесь к истине, а не к тезисам.
Раньше кампусы колледжей и университетов были самыми надежными бастионами правды в мире. Сейчас это уже не так, в том числе и потому, что стремление к истине среди ученых стало менее приоритетным, чем стремление к получению должности и научному признанию.
Во многих университетских городках знание речевых кодексов (что можно говорить, а что нельзя) заменило свободное мышление и открытые дебаты, что привело к формированию культуры, в которой дискуссии и исследования стали больше направлены на демонстрацию благонадежности своей группы, чем на поиск истины.
Христиане должны противостоять искушению говорить «правильные» вещи, а не истинные. Первое может привести к прибыльным возможностям и приглашениям в элиту, но второе — это ваше призвание.
Для христиан, особенно в политике, прагматизм поиска авторитета в группе (говорить то, что нужно, чтобы получить статус в кабинетах власти или среди избирателей) является распространенным, трагическим и токсичным. Если христиане в политике отказываются говорить библейские истины, которые неудобны или обходятся дорого, то они теряют гораздо больше, приобретая респектабельность и статус, если всегда придерживаются политической линии.
3. Быть неуважаемым по правильным причинам.
Все вышесказанное не является оправданием для грубости или агрессивности христиан. Это также не повод для того, чтобы христиане искажали аргументы оппонентов или использовали другие недобросовестные риторические приемы, столь распространенные в сетевых дискуссиях. Мы должны говорить уважительно, даже если не стремимся к респектабельности.
К сожалению, в современном мире многих христиан не уважают не потому, что мы верные последователи Иисуса, а потому, что мы придурки. Одно дело — спокойно смириться с тем, что культурная респектабельность для нас недостижима. Другое дело, когда мы из кожи вон лезем, чтобы спровоцировать неверующих и дать им еще больше поводов для неуважения к нам. Мы можем быть культурными изгнанниками, но мы все равно должны жить благородно среди язычников — не потому, что хотим быть приглашенными на языческие вечеринки, а потому, что так велит нам Слово Божье (1 Пет. 2:12).
4. Воспитывать в себе любовь к ближним.
Практически любое стремление к респектабельности требует демонстрации добродетели и отмежевания от других, достойных критики христиан (какие бы типы христиан ни омрачали нашу репутацию). Чтобы бороться с этой тенденцией, нам необходимо активно культивировать в своих сердцах любовь к собратьям во Христе — особенно к тем, на кого мы обижаемся, потому что они «создают нам дурную репутацию».
Это трудно. Я борюсь с этим. И, судя по постоянной ядовитой вражде между христианами в социальных сетях, большинство других верующих тоже с этим сталкиваются. Но христиане должны тренировать свои сердца, чтобы любить то, что любит Христос. А Он любит Своих людей. Если Иисус не стыдится своего народа, купленного кровью (Евр. 2:11-12), то должны ли мы стыдиться его? Если Иисус не стесняется владеть ими «посреди общества», то должны ли мы стесняться?
Когда Иисус говорит Своим ученикам, чтобы они не удивлялись ненависти мира (Ин. 15:18-19), интересно, что непосредственно перед этим Он повелевает им «любить друг друга» (ст. 12, 17). Иисус знает, что любовь и единство между христианами укрепляют стойкую веру перед лицом культурного неуважения.
Лучше, чем респектабельность
Вы можете возразить: Как же без респектабельности христиане смогут подняться в рейтинге важных сфер культуры? Разве нам не нужно, чтобы христиане добивались влияния на самых высоких уровнях власти, искусства и СМИ? И если это восхождение потребует некоторых краткосрочных компромиссов, то разве долгосрочные выгоды не стоят того?
Нет. Конечная цель каждого христианина в любом месте, в любое время и в любой профессиональной ситуации — прославлять Бога, возрастать в благодати и познании Иисуса Христа (2 Пет. 3:18) и «поступать достойно призвания, к которому вы призваны» (Еф. 4:1).
Когда мы поступаем таким образом, это может означать, что наше влияние в мирском смысле ограничено. Но то влияние, которое мы имеем, будет более сильным, приправленным трансцендентным ароматом Христа, а не мимолетными духами этого мира.
Мы понесем много потерь, если будем жить таким преданным образом, сохраняя свою целостность: потеряем власть, респектабельность, влияние, славу, богатство и т. Д. Но, как напоминает нам Павел, все потерянное — «ничто» по сравнению с неизмеримым приобретением от познания Христа и обретения в Нем (Фил. 3:8-9).
Мирская респектабельность — вещь хрупкая, непостоянная, мимолетная. Это мусор. Любовь нашего Спасителя непоколебима и вечна. Это бесконечно лучшая награда.