В начале Адам и Ева были наги не стыдились. Как только они согрешили, чувство вины породило стыд. Они не просто сожалели о содеянном – они ненавидели себя.
Стыд – сильное чувство, которое требует покрова. Впервые мы сталкиваемся с ним в третьей главе книги Бытия. Адам и Ева не послушались Бога, и им стыдно, что их грех обнажен. Сначала они просто прячутся, потом оправдываются. Чем глубже стыд, тем сильнее нужно его скрыть. Адам винит и свою жену, и своего Творца, потому что зачастую гнев способен вытеснять стыд.
Мы все порой искушаемы желанием пойти в обход. Некоторые выносят гнев на окружающих. Другие – на себя. Подобно жрецам, мы находим жертву и совершаем над ней насилие. Омываем, готовим, ритуализируем, рассекаем и изливаем на нее свой гнев. Мы прославляем ее и уничтожаем, освящаем и сваливаем на нее свой грех. Мы обращаемся к самовредительству за освобождением. Мы отторгаем свою плоть и приносим ее в жертву. Мы делаем из нее фетиш и уничтожаем ее, наказываем ее и заботимся о ней – одновременно.
Самовредительство – это антидот человека к стыду. Как однажды сформулировал мой друг: «Каждый раз, когда я режу себя, я пытаюсь себя спасти». Другими словами, это глубоко духовная проблема.
Как относиться к самовредительству
Акт самовредительства бывает похож на попытку самоубийства, но на деле это – попытка выживания. И ужасное в этой попытке – не шрамы, а факт того, что попытка спасения происходит вне присутствия Христа. Это – инстинкт самосохранения, который заложен в каждом из нас с разницей его воплощения.
Мы, как христиане, должны лучше других понимать динамику самовредительства. Потому что понимаем, что вне благодати мы не только увязаем в собственных грехах, но и делаем это осознанно (см. Иоанна 3:19). Самовредительство – это адская смесь рабства и болеутоления, и освободить от нее может только Евангелие.
Благодаря Евангелию:
- Мы не слепые праведники. Мы все – беспомощные грешники.
- Нет нужды паниковать. Самовредительство – не что-то новое, что не под силу исцелить Богу (см. 2 Кор. 3:5).
- Мы не бежим. Мы призваны с любовью помогать раненным братьям и сестрам. Мы, как церковь, должны сотрудничать с профессионалами этой сферы, при этом не забывая обращать людей ко Христу.
- Мы не именуем себя спасителями. Самовредительство – комплексная болезнь сердца, и ее не исцелить словами «возьми себя в руки». Еще раз, самовредительство – это мощная связка выбора и плена, и разрушить ее может только благодать и истина. Когда мы пытаемся помочь, важно понимать, что исцеление займет долгое время, с откатами назад и другими побочными эффектами. И ответственность за выздоровление не на нас, а на Иисусе Христе.
- Выздоровление происходит, когда человек смотрит не вглубь себя, а на Христа. Болезнь глубже, чем то, что может вылечить сила воли.
- Мы не отчаиваемся. Сила Евангелия исцеляет сердца, не только привычки. Сломленным людям нужен Спаситель, который также испытал боль, но за них, и Чьими ранами они исцелятся.
Избавление от стыда и вреда себе мы находим вне себя – в поврежденном за нас теле нашего Спасителя.