Моих соседей вчера выселили из дома.
Я вернулся с работы, а перед домом валялись их пожитки – несколько грязных простыней, замызганная розовая подушка и какая-то одежда. Все это было свалено в кучу аккурат перед моей дверью.
Соседи эти ютились в маленькой квартирке с комнатами, чьи крохотные окошки выходили прямо на помойку. Хозяйка квартиры, старая гром-баба, которой принадлежит много какой недвижимости в этом районе, видимо, пресытилась пьяными спорами с хлопотными жильцами. Поэтому мать, отец и четверо детей в возрасте от 1 до 12 лет оказались выброшены на улицу. Произошло это в мое отсутствие, поэтому я даже почувствовать что-либо по этому поводу не успел. Их мрачное существование стало в один миг еще мрачнее.
Но вот дилемма: конечно, алкоголизм матери семейства и ее постоянные шумные разборки усугубили ситуацию, в которой они оказались. Женщине этой трудно симпатизировать, еще труднее ей было помогать. Она забросила детей ради выпивки и картежных игр с соседями. Она периодически рыкала на своих дочерей, когда те забывали сварить рис или постирать одежду. Сама же она не делала ровным счетом ничего.
Божий промысел изменения жизни человека больше касается Божьей любви, чем вопроса, достойны ли этого люди или нет. Никто не достоин. Поэтому-то и нужна нам Божья благодать.
Так почему я должен ей, моей бывшей соседке, помогать?
Вы замечали когда-нибудь, что есть что-то внутри нашего естества, заставляющее разделять людей на классы: «достойных бедных» и «недостойных бедных»? Звание «недостойных» запросто получают те бедные, кто, на наш взгляд, недостаточно усердно старается, алкоголики или наркоманы. А вот детей и тех, кто просто столкнулся с трудностями в жизни, мы причисляем к касте достойных нашего сострадания и помощи. Но вот сама постановка вопроса – деление людей на «достойных» и «недостойных» – неверна в корне. Штука в том, что неправильный вопрос, гарантированно дает неправильный ответ.
Интересно, что Иисус с этой проблемой сумел справиться. В его время инвалидность или бедность считались последствием греха. Да и сегодня в мире превалирует такое мировоззрение. Про карму слышали уже все? Это идея о том, что грехи прошлой жизни влияют на жизнь настоящую. Но вот Иисус это полностью отвергает. Когда Его ученики повстречали незрячего человека, они ждали, что Иисус расскажет, чьи грехи повлияли на его горестную судьбу. Но Иисус решил заострить внимание на более важной истине:
«Иисус отвечал: не согрешил ни он, ни родители его, но [это для] [того], чтобы на нем явились дела Божии» (Ин. 9:1-3).
Иисус ясно дает понять, что Божий промысел изменения жизни человека больше касается Божьей любви, чем вопроса, достойны ли этого люди или нет. Никто не достоин. Поэтому-то и нужна нам Божья благодать. В 25 главе Евангелия от Матфея Иисус не разделяет людей на категории грешных и святых. Он не осуждает их в зависимости от того, были ли у них какой-нибудь шанс исправиться или нет. Его призыв – протянуть руку помощи тем, кому она нужна, и возлюбить их: «Я был голоден. Я жаждал. Я был наг. Я был в тюрьме. Я был болен».
Я научился держать в уме три принципа, когда мне хочется отнести кого-нибудь в категорию «недостойных» в моей жизни или служении. Надеюсь, эти принципы будут полезны и вам:
Проявите благодать в той мере, в которой вы хотели бы, чтобы она была отмерена вам
Принцип «во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними» применим здесь на все сто процентов. Ведь мы все согрешили и не дотянулись до высоких стандартов Бога. Если бы мы начали разговор о том, кто из нас достоин Божьей благодати, прощения и любви, то очень скоро бы поняли, что ни я, ни вы не достойны ровным счетом ничего.
Я не призываю игнорировать грех и поощрять тех, кто поступает неправильно. Я верю в трансформацию людей. Но я понимаю, что мы все ходим по благодати Божьей. Я не знаю, от каких демонов бежит моя бывшая соседка. Я не знаю, какие травмы или насилие ей пришлось пережить от руки других людей. Я не так хорошо ее знаю, чтобы осуждать. Только Бог может это делать. Поэтому моя роль – любить ее и служить. И молиться об изменениях в ее жизни.
Постарайтесь понять, а не осуждать
Мы очень быстро придумываем ярлыки людям, называя их «тунеядцами» или «дармоедами». И с помощью этих ярлыков мы осуждаем их, называя их недостойными нашей любви или усилий. Мне кажется, такое отношение совсем не соотносится с нашим призванием отражать Божью любовь. Напротив, ищите понимания, почему так случилось, что человек встает на тропу саморазрушения или утоляет свои нужды самым нездоровым способом.
Если бы мы начали разговор о том, кто из нас достоин Божьей благодати, прощения и любви, то очень скоро бы поняли, что ни я, ни вы не достойны ровным счетом ничего.
Второе. Ищите понимания , как государственная система создает предпосылки для бедности, каким образом люди становятся маргиналами и выбрасываются на обочину общества (деморализуясь и начиная процесс саморазрушения). Для тех из нас, кто с детства рос в привилегированных условиях – научитесь осознавать свои привилегии, чтобы научиться понимать и происхождение бедности. Поймите, что обладающие ресурсами люди гораздо быстрее и легче выходят из ситуации, когда им нужна помощь. Кажется, для людей из привилегированных кругов этот вопрос находится в слепой зоне. Именно поэтому нам следует научиться думать по-новому, иначе мы становимся причиной еще большего ущерба.
Задавайте правильные вопросы
Вопрос совсем не в том, «достоин» этот человек или «не достоин». Вопрос следует ставить иначе: «Как я могу проявить любовь Бога к этом человеку?» или «Что можно сделать, чтобы наиболее лучшим образом проявить любовь и изменить жизнь этого человека?». Такие вопросы помогают нам реагировать с благодатью, которую Бог даровал нам.
Пару недель назад, посреди ночи я услышал плач за дверью моего дома. Я включил свет и открыл дверь. Моя пьяная соседка лежала на полу и дрожала от холода. Всхлипывания и стон – это то, что меня разбудило. В этот вечер она, как обычно, сильно перебрала. Глаз ее затек от распухшего свежего кровоподтека. Очередная ссора с мужем закончилась последним аргументом – ее выставили на улицу. Я присел рядом, стараясь не испачкаться – повсюду была грязь. Она начала рассказывать о всех своих проблемах. Я старался слушать. Она оказалась на самом дне. И она это понимает. Но выхода из этого она не видит. Мое с ней короткое времяпровождение – всего лишь проявление любви и благодати в попытке найти выход из тупика.
Я знаю, что Иисус сможет ее исцелить и освободить. Я знаю, что когда Бог смотрит на нее, он видит любимую дочку, которой нужна любовь, благодать, прощение и трансформация. Она из тех, кого многие из нас назовут «недостойной». Да я и сам готов был ее такой назвать. И именно поэтому она – лучший кандидат на получение благодати.