О пользе чтения
О пользе чтения

О пользе чтения

Недостаточно лишь читать статейки. Даже на самом лучшем сайте.

Я – профессор английской словесности, поэтому, когда речь заходит о чтении, я перестаю быть объективной. Я считаю, что чтение полезно всем. А для христиан – особенно, поскольку применительно и со светской, и с теологической точек зрения. Но я говорю не только о Библии, ее толкованиях или другой христианской литературе (хотя эти книги и являются глубоко полезными сами по себе). Я говорю о том, что начитанность христианина позволяет ему жить по своей христианской вере и одновременно быть проводником к ней для ещё неверующих.

Идея не новая. Мысль о том, что вера происходит от чтения – то есть, что во главе веры стоит Священное Писание – задает тон Эпохе Просвещения, хотя сама эта мысль сформулирована еще задолго до этой эпохи – во времена самих Священных Писаний.

Книга Бытие рассказывает о том, как Бог сказал и совершилось; о том, что первым задание для Адама было дать животным имена – не сосчитать, не классифицировать; и о том, что первое «официальное» обращение Бога к Израилю было высечено словами на камне. 

То, что само слово «слово» является одним из имен Бога (см. евангелие от Иоанна глава 1 стих 1), говорит о том, что язык, общение является частью природы Бога. Человеческий язык, в таком случае, является как бы отражением Бога в существах, сотворенных по образу и подобию Божьему. Слово «слово» или «λόγος» (логос) в греческом варианте используется в греческой философии и иудео-христианской культуре, как обозначение структуры, логики, порядка и творчества. Длительные занятия чтением приводят к пониманию глубокого значения обоих терминов: слова и Слова. 

Христианам свойственно звание «книжники», отсылающее к Библии, Книге книг, дающей начало нашей вере. И для христиан должно быть естественным проводить много часов за изучением этой Книги, и, как результат, распространять её послания всем народам, что становится возможным благодаря переводчикам и миссионерам.

Но также очень важно для христиан читать и светскую литературу. 

Навык к чтению, развитый на изучении светской литературы, помогает в понимании и Библии. Например, самые нелепые трактования Библии (христианские и нехристианские), которые я встречала, были следствием обычной неграмотности – когда исторические факты принимались за философские труды, поэтические книги трактовались, как научные, а описание становилось предписанием. Исходя из своего опыта я вижу, что те, кто различает вымысел, трагедию, поэзию, философию и религиозные тексты, лучше разбирается в Библии. 

Кроме того, знание шедевров мировой литературы может быть некоторым исполнением заповеди евреям при исходе из Египта брать у Египтян все лучшее – золото и серебро – и использовать это в служении Господу. Святой Августин говорил, что поскольку вся истина принадлежит Богу, христианам следует использовать всё египетское золото, то есть светскую философию (а в нашем случае литературу), в служении Богу. И, поскольку Иисус сказал, что Истина сделает нас свободными (см. евангелие от Иоанна глава 8 стих 32), те крупицы истины, которые мы находим в литературе, также способствуют нашей свободе. Мне на ум приходят откровения, к которым приходил Гомер. Библейские персонажи, взращенные на его трудах – такие, как пророк Даниил и апостол Павел – пользовались полученными знаниями для того, чтобы говорить на одном языке с окружающими их язычниками, что давало им возможность рассказывать своим слушателям о Боге и Его славе. 

Более того, погружаясь в мир современной литературы мы подражаем не только Даниилу и Павлу, но и Самому Иисусу Христу, Который, как записано в послании к Филиппийцам (глава 2 стихи 5-8) смирил Себя, став человеком, чтобы взять на себя грехи нашей природы. Кода мы читаем книги, которые раскрывают нам глаза на жизнь, человеческий опыт, быт, отличные от наших, мы, как Христос (хотя и в очень уменьшенной версии) смиряемся и выходим из своей зоны комфорта, чтобы понять те аспекты человеческой жизни, где нам еще не приходилось бывать. Именно благодаря существованию книг, я, современная белокожая Американка, читая повесть Гарсии Маркеса «Сто Лет Одиночества», смогла немного узнать мир и людей, ранее мне совсем не знакомых. В некотором роде чтение помогает нам выполнять заповедь любить ближнего, как самого себя. Потому что, чем лучше мы знаем своего ближнего, тем проще нам его любить по-настоящему. 

Чтение хорошей качественной литературы помогает и нам самим в нашем духовном пути – например, когда мы читаем и изучаем книги в соответствии с заповедью в первом послании Фессалоникийцам (глава 5 стихи 21-22): «все испытывайте, хорошего держитесь, избегайте всякого рода зла». Обратите внимание на порядок указаний в этих стихах. Прежде чем отвергнуть злое, мы должны остаться при некоем добром, что возможно только после того, как мы проведем для этого исследование. Не все исследования следует проводить путем прямого участия в изучаемой ситуации. Удобным решением для этой непростой задачи являются опять же книги, в которых мы можем найти практически все людские замыслы и взгляды – изучая их, но не участвуя в описываемых действиях напрямую, мы учимся отличать добро от зла и питаться уже не молоком, но мясом  (см послание Евреям глава 5 стихи 12-14). Когда я, готовясь к свадьбе в молодом возрасте, прочитала роман Гюстава Флобера «Мадам Бовари», я впервые распознала в себе крайний романтизм, который в романе привел Эмму Бовари к разврату и прелюбодеяниям, а позже к отчаянию и смерти. Эти уроки, преподанные мне не воскресной школой, Церковью или Священным Писанием, а светским романом, поменяли много в моей жизни и спасли мой брак уже тогда, когда я еще не знала, от чего его можно было бы спасать.

Христиане очень часто упрощают значение слова «хорошо» до «правильно». Но ведь Бог задумал «хорошо» и как «правильно», и как «прекрасно». Когда Бог закончил творить и увидел, что это было «хорошо», это было хорошо во всех смыслах – и правильно, и прекрасно. Грехопадение же привело не только к порче хорошего и прекрасного, но и к отделению этих понятий одного от другого. И теперь оба этих смысла могут снова стать одним полноценным только с Божьей помощью. Мы участвуем в этом процессе, культивируя в себе вкус к правильному и прекрасному в литературе. Хорошая литература (как и все хорошие виды искусства) вновь переплетает в одно мораль и красоту.

Конечно, у правого и прекрасного есть своя цена, и мы редко когда пожинаем эти плоды, развлекая себя чем-то легким и бездумным. Апостол в послании Филиппийцам (глава 4 стих 8) призывает нас «помышлять о том, что́ только истинно, что́ честно, что́ справедливо, что́ чисто, что́ любезно, что́ достославно, что́ только добродетель и похвала». Некоторые из нас считают, что все это можно найти в книгах серии «для души» вроде «Поллианны». Но эти книги не показывают правдивую картину падшего мира и человека такого мира. Иногда для этого требуется прочтение таких книг, как «Лолита» Владимира Набокова. При этом важно помнить, что описание героя автором не является одобрением действий героя. И вот будучи знакомыми с такими приемами в светской литературе, мы с бо́льшим пониманием относимся к подобным историям в Библии и уже знаем, что присутствие того или иного персонажа в Библии не означает, что Бог допускает такое поведение. 

Книги, хорошо написанные, с интересным содержанием, требующие от читателя внимательности для получения разгадки в конце – достойны прочтения. Христианам не следует пренебрегать красотой вокруг себя. 

Опубликовано с разрешения

Уведомления о появлении новых статей могут приходить к вам лично через разные каналы:

Фейсбук, ВКонтакте, Твиттер, Гуггл, Телеграм. Не упустите возможность быть в курсе.

07/09/2019
Темы:
Культура Литература
1482
3
мин
Поделиться:
Наши читатели помогли опубликовать уже тысячи статей.
Вы тоже можете
Другие материалы на эту тему
Исповедь христианского культурного сноба
Из культурной утонченности тоже можно сотворить идола.
Макйл Уэар
| 8 июл |
2975
Папа, который станет королем
О книге Дэвида Кертцера «Папа, который станет королем: изгнание Пия IX и формирование современной Европы»
Крис Кастальдо
| 16 авг |
1904
Любовь в век тотального онемения, или доктор Чехов, писатель
Когда Антону Чехову было 31, он отправился на остров Сахалин в колонию каторжников. В результате мир получил новый вид литературы.
Сиддхартха Мукерджи
| 15 авг |
4452
Тревин Вакс
| 7 фев |
326
Что русскому хорошо, немцу – смерть.
Почитай отца и мать. В разных культурах воплощение этих слов выглядит совершенно по-разному.
Тим Шалли
| 24 янв |
3465
Работает на Cornerstone