Когда мы читаем законы Ветхого Завета, может показаться, что женщинам досталась несправедливая доля. Трудно увидеть милостивого Бога за законами, которые касаются изнасилования, кровосмешения и прелюбодеяния, как закон, который мы находим в Числах 5. Но, присмотревшись внимательнее, мы увидим, что даже в этих законах Бог в изобилии проявляет милость к женщинам.
В Бытие 3:15 Бог предупредил, что сатана будет воевать с женщиной, потому что, хотя грех вошел в мир через нее, но и Спаситель тоже. Следовательно, на страницах Библии мы регулярно видим притеснения по половому признаку. И когда мы приходим к такому отрывку, как Числа 5, может даже показаться, что Божий закон способствует этому угнетению. Но когда мы начинаем понимать исторический контекст этого отрывка, мы видим, что этот, казалось бы, суровый закон на самом деле был защитой для женщин, и это подчеркивает красоту Евангелия.
Определение несправедливости
В Числах 5:11-31 рассказывается о ревнивом муже и жене, которую он подозревал в прелюбодеянии. Свидетелей прелюбодеяния не было, и жена не была поймана на месте преступления (ст. 13). Вместо этого, единственным толчком к ритуалу, предписанному в этом отрывке, стало «чувство» или «дух» ревности, одолевший мужа (ст. 14). Ревнивый муж должен был привести свою жену к священнику, который должен был испытать ее смесью «святой воды» и пыли с пола скинии (ст. 17).
Два аспекта этого отрывка вызывают наше беспокойство и недоумение. Во-первых, только женщина была выделена для наказания за нарушение брачного завета двумя сторонами. Даже если жена на самом деле участвовала в прелюбодеянии, нарушив завет и с мужем, и с Богом, несение последствий только женщиной без упоминания ее партнера-мужчины является несправедливым.
Во-вторых, этот закон вмещает несправедливое обвинение ревнивого мужа против своей жены. Муж не осуждается за то, что нарушил любовь, выдвинув несправедливое обвинение. Вместо этого Бог назначает суд — суд, который кажется странным.
Но именно Господь, ЯХВЕ, великий Я ЕСМЬ, дал Моисею эти указания (ст. 11). Этот Господь «дает дивные советы», и Его наставления полны «великой мудрости» (Ис. 28:29). Может ли в Числах 5 быть мудрость для людей, живущих в то время и в том месте, сталкивающихся с теми искушениями? Этот Господь также «милостив и милосерд, медлен на гнев и преисполнен непоколебимой любви и верности» (Исх. 34:6). Может быть, этими наставлениями Бог проявляет свое сострадание к женщине, попавшей под прицел ревнивого мужа? Действительно, Бог благ, и законы Его хороши (Пс. 118:68). Поскольку мы доверяем Божьему характеру, Его уставы стоит исполнять, даже если мы не понимаем их благости.
Понимание испытания
Ритуал, предписанный в книге Числа 5, известен как испытание ордалиями. Большинство американских читателей знакомы с ним по Салемским процессам над ведьмами в ранней американской истории, но существует долгая история таких судов в различных культурах. Большинство древних судебных процессов имели общую тему: вера в то, что боги защитят невиновного человека от причинения ему вреда.
В ситуации, подобной той, что описана в Числах 5, в Кодексе Хаммурапи (месопотамском законе времен Моисея, который, вероятно, проник в окружающие культуры) говорилось: «Если на жену человека укажут пальцем из-за другого человека, но она не была поймана за ложью с другим человеком, то она должна прыгнуть в реку ради своего мужа». В контексте древнего мира времен Моисея считалось, что муж имеет полную власть над своей женой, и если бы ее обвинили в прелюбодеянии, он имел бы полное право развестись с ней без причины или даже предать ее смерти, как предписывал Хаммурапи.
Только чудо могло бы спасти невиновного на суде, проводимом в Салеме или Месопотамии. Но в Божьем законе было бы чудом, если бы в результате суда была доказана вина невинной женщины. Она была естественным образом защищена процессом, а не подвергалась угрозе с его стороны. В воде или пыли не было ничего такого, что могло бы причинить ей вред, если бы она была прелюбодейкой. Только Бог мог навлечь на нее проклятие.
В Божьем доме, если муж бездоказательно обвинял жену, Бог велел Моисею передать ситуацию священнику для посредничества. Обвинитель, обладающий всей культурной властью, не мог сам решать последствия. Он должен был подчиниться другому, который стоял на защите жены и определял ее вину или невиновность в ходе процесса перед Богом, а не на основании простых подозрений или обвинений.
Вот первый шепот благой вести об Иисусе.
Поиск лучшего ракурса
Хотя странные процедуры суда легко могут стать центром внимания этого отрывка, нам лучше сосредоточиться на посредничестве священника, который указывает на длинную историю Писания, в конечном итоге исполненную Христом. Если смотреть с этой точки зрения, то мы видим, что Бог, справедливый Судья, вмешался через посредничество священника, чтобы защитить женщину от несправедливых обвинений и тех видов суда, которые в окружающих культурах привели бы ее к верной смерти.
Итак, Числа 5 предоставили женам защиту священника от обвинений и злоупотреблений, хотя и частично — это не изменило сердце мужа, грешащего против своей жены через несправедливое обвинение. Сама эта несправедливость показывает нам нашу потребность в чем-то большем, чем мог дать закон. Эта самая несправедливость шепчет нам о том, что в Иисусе есть нечто лучшее, в чем, как учит нас закон, мы нуждаемся. Вместо того, чтобы производить праведность в сердцах детей Божьих, закон был наставником, который указывал Израилю на его конечную нужду во Христе. Павел учит: «Закон был для нас стражем до пришествия Христа, чтобы мы оправдались верою» (Гал. 3:24).
Взирая на Христа
В Евангелиях мы видим, как Числа 5 исполнились во Христе, когда Он вмешался, чтобы остановить даже справедливое осуждение женщины, пойманной в прелюбодеянии в Евангелии от Иоанна 8, и когда Он заставил замолчать постыдные обвинения против грешницы в Евангелии от Луки 7. В конечном итоге, Иисус на кресте заставил замолчать как справедливые, так и несправедливые обвинения сатаны против всех нас.
Христос представил наше дело перед Богом Отцом, Судьей над всей землей, защитив нас от несправедливых обвинений и заплатив наказание за справедливые. Иисус стал «проклятием… между народами» вместо нас (Чис. 5:21), ибо «проклят всяк, висящий на древе» (Гал. 3:13). Итак, Числа 5 — это важный путеводитель, указывающий нам на единого Посредника между Богом и человечеством, который навеки снимает все обвинения с тех, кто верит.
В отрыве от своего контекста в длинной истории Иисуса в Писании, Числа 5 вызывают беспокойство и замешательство. Но понятый как путеводитель, показывающий нам нашу нужду в Иисусе, этот закон превращается в нечто поистине прекрасное. Как Иисус наставляет нас в Евангелии: «Не думайте, что Я пришел отменить закон или пророков; Я пришел не отменить их, но исполнить» (Матф. 5:17).