Чтобы быть свободным, необходим самоконтроль
Чтобы быть свободным, необходим самоконтроль

Чтобы быть свободным, необходим самоконтроль

Вместо адреналинового всплеска нам нужна скучная, размеренная жизнь.

Зимой 2006 года Лидия Ангью, 41-летняя мать двоих детей, сражалась с белым медведем и осталась жива. Ангью и ее два маленьких сына проходили мимо местного общественного центра, когда группа детей, играющих в хоккей, начала неистово кричать. Обернувшись, Энджиу увидела 700-килограммового белого медведя, который смотрел на ее 7-летнего ребенка. Инстинктивно она встала между зверем и своим ребенком, крикнула мальчикам, чтобы они бежали за помощью, и стала пинать и бить медведя, пока не подоспел мужчина с ружьем.

Мы время от времени слышим подобные истории о мужчинах и женщинах, совершающих экстраординарные действия силой воли, часто используя энергию адреналина — то, что кажется потусторонней силой. Кажется, что потенциальные возможности человеческой силы воли намного больше, чем большинство из нас себе представляет.

Но если это так, то почему же нам так трудно сбросить несколько лишних килограммов? Почему так трудно перестать листать социальные сети бесчисленное количество раз в день или перестать кричать на своих детей? Если сила воли и наши надпочечники достаточно сильны, чтобы отбиваться от белых медведей или поднимать тяжелые машины в чрезвычайных ситуациях, то почему их не хватает, чтобы удержать меня от очередной поздней ночной закуски?

Наша реакция «бейся или беги» рассчитана на экстремальные обстоятельства. Но наши часы бодрствования заполнены обыденностью. Где нам найти силы для бесконечных искушений, которыми изобилует повседневный ритм жизни? Для этого нам нужно нечто большее, чем адреналин. Нам нужна устойчивая сила самоконтроля. Мы должны знать о такой потребности, знать причину этой потребности (наши обманчивые сердца) и вести жизнь, свободную от чрезвычайных обстоятельств, которая необходима для развития этой добродетели.

Признайте свою потребность в самоограничении

В списке плодов Духа (Гал. 5:22) Павел говорит о самоконтроле как о потребности, которую мы испытываем из-за нашей падшей природы. Именно наши греховные желания (Гал. 5:16) и действия плоти (Гал. 5:19) Павел ставит под прицел самоконтроля, питаемого Духом. Это «половая распущенность, нечистота, сладострастие, идолослужение, чародейство, вражда, распри, ревность, припадки гнева, соперничество, разногласия, разделения, зависть, пьянство, оргии и тому подобное» (Гал. 5:19-21). Эти пороки рисуют картину того, как выглядит бесконтрольная жизнь.

На первый взгляд, самоконтроль кажется ограниченным, даже удушающим. На фоне идолопоклонства нашей культуры индивидуализму и религиозной преданности самоудовлетворению самоконтроль кажется в лучшем случае старомодным, а в худшем — угнетающим. Но жизнь без ограничений — это жизнь без свободы.

В ходе научных исследований и социальных экспериментов дети играли на двух типах игровых площадок — с границами и без. Почти во всех случаях игровые площадки без границ оставляли детей парализованными страхом, в то время как площадки с границами вызывали свободу движений, индивидуальное творчество и более высокий уровень гармонии в обществе. Самоконтроль означает установление границ, которые освобождают нас. В частности, он освобождает последователей Христа от парализующей силы нашего обманчивого сердца и его пути безрассудного потворства.

Остерегайтесь непостоянства грешного сердца

Когда Иеремия писал: «Сердце коварно более всего и не исцелимо» (Иер. 17:9), это было непопулярное высказывание. Сегодня такое высказывание является прямо-таки оскорбительным. Но смысл его по-прежнему верен. И самоконтроль невозможен без смирения и самоанализа, чтобы принять и признать наше проблемное состояние. Дэвид Брукс пишет, что в последние годы мы пережили переход «от культуры, которая побуждала людей скромно думать о себе, к культуре, которая побуждала людей считать себя центром вселенной». Такой взгляд устраняет любые моральные ограничения за пределами собственных желаний и делает самоконтроль спорным вопросом.

Но это опасно. Когда Иеремия называет сердце «коварным», он использует древнееврейское слово, которое может описывать неровную местность. Человеческому сердцу не хватает последовательности и устойчивости. Это неасфальтированная тропа, каменистая и неустойчивая, и ее преграды хрупки.

Подумайте на минуту о том, что в вас есть потенциал для зла. Жестко, я знаю. Но обратите внимание на слова Иисуса: «Изнутри, из сердца человеческого, исходят злые помыслы, половая распущенность, кража, убийство, прелюбодеяние, любостяжание, лукавство, коварство, сладострастие, зависть, клевета, гордость, глупость. Все это зло исходит изнутри и оскверняет человека» (Марка 7:21-23).

Ясное осознание местности наших грешных сердец может быть самым сильным стимулом, побуждающим нас к постоянному самоконтролю. Как мы читаем в 1 Петра 5:8-9, «будьте бдительны и трезвы умом. Враг ваш диавол ходит вокруг, как рыкающий лев, ища, кого поглотить. Противостойте ему, твердо стоя в вере».

Примите несрочную жизнь

В эпоху цифровых технологий все зачастую происходит слишком быстро. Простота использования и доступность переполняют наши чувства цифровыми соблазнами, а алгоритмы созданы для того, чтобы торопить нас. Мы стали зависимы от этой опасной скорости. В сочетании с обманчивой природой наших сердец неизбежным результатом стала зависимость от всего — от игр до порнографии, от социальных сетей до электронной почты.

Слово «зависимость» происходит от латинского слова addictus. В греко-римском мире это слово использовалось для обозначения человека, попавшего в рабство по решению суда в качестве законной собственности другого. Наркоманы и сегодня остаются рабами. Все большее число из нас приковано к своим устройствам, не в силах освободиться от их тирании. В Притчах 25:28 говорится: «Как город, стены которого разрушены, человек, лишенный самоконтроля». Сегодня многие чувствуют, что цифровой мир сделал нас уязвимыми, и наши стены давно пробиты. Как бороться с такой зависимостью?

Тим Келлер однажды написал в Твиттере, что «самоконтроль — это способность делать важное, а не срочное». Мы практикуем самоконтроль, прося Духа Божьего отменить зависимость и уменьшить срочность. Но мы также участвуем вместе с ним в этой работе, создавая среду, которая может лучше поддерживать и сохранять самоконтроль.

Это означает жить с ограничениями и устанавливать границы в отношении технологий. Выделить определенное время дня, чтобы не пользоваться устройствами, оставлять телефоны вне зоны доступа на ночь, удалять приложения, вызывающие привыкание, — все это полезные способы сотрудничать с Духом, когда Он культивирует самоконтроль в нашей жизни. И по мере того, как мы будем это делать, мы будем медленно, но верно ощущать свободу, позволяющую прислониться к действительно важным вещам жизни, без спешки, неторопливо, стабильно и спокойно.

Опубликовано с разрешения

Уведомления о появлении новых статей могут приходить к вам лично через разные каналы:

Фейсбук, ВКонтакте, Твиттер, Гуггл, Телеграм. Не упустите возможность быть в курсе.

08/12/2022
Темы:
Воздержание
382
3
мин
Поделиться:
Наши читатели помогли опубликовать уже тысячи статей.
Вы тоже можете
Другие материалы на эту тему
Церковь не учит правде о сексе и браке
Подсказка: не следуйте советам тех, кто хвастается своими «горячими жёнушками».
Дрю Браун
| 19 апр |
7729
Я так и не стала натуралкой. Возможно, цели такой и не было
Почему я приняла библейскую сексуальную этику ещё до того, как ее поняла.
Рейчел Гилсон
| 14 окт |
5837
Пьянство дисквалифицирует пастора?
Предупреждения, которые нельзя игнорировать.
Давид Матис
| 19 фев |
3371
Пост для начинающих
Самое время начать менять этот мир, не правда ли?
Давид Матис
| 24 мар |
3747
Когда в девственности нет смысла
Но ведь жизнь, она всегда посередине. Посередине хорошего и посередине плохого.
Инга Че
| 3 янв |
10426
Работает на Cornerstone