О Великом. О посте. Или что кушать, чтобы подготовиться
О Великом. О посте. Или что кушать, чтобы подготовиться

О Великом. О посте. Или что кушать, чтобы подготовиться

Слово Божье, Писания — это духовная пища. Иисус говорил, что такая пища намного важнее любой физической еды.

Для многих моих знакомых и друзей не так давно начался один из интереснейших этапов церковного календаря – Великий Пост. Увлекательные беседы, «акции» на постные продукты в магазинах, противоречивые понимания и интересные статьи о том, как важно не просто ограничивать себя в пище, но действительно подготовить душу к празднику Пасхи. Все это вдохновляет размышлять, изучать, сопоставлять и, в конце концов, поделиться тем что получилось. Возможно стоило бы начать издалека. Изложить тезисы, взвесить «за» и «против», поговорить о жизни, о традициях и их значении. Но так уж вышло, что начну с резкого и бесповоротного утверждения: «В Библии нет установления для верующих о каком-либо сорокадневном посте».

Ни в том виде в каком он сегодня проводится, ни вообще в каком бы то ни было. Увы. Есть примеры, когда Моисей был на горе Синай сорок дней. Когда сам Христос перед началом земного служения сорок дней постился в пустыне. Если бы это были примеры для подражания, – последовали бы явные указания, но их нет. К тому же суть описанных постов отличается. Моисей общался с Богом, получая установления о Законе, постройке Скинии и праздниках. Иисус же «возведен был Духом в пустыню, для искушения от диавола».

Казалось бы, «чего опять пристал». Ну нет и нет. В Библии много чего нет такого, что присутствует в современной жизни. И установления играть на гитарах и ударной установке во время богослужения там нет тоже. Так почему бы не оставить всех в покое и предоставить каждому верить так, как ему нравится? И действительно: свобода взглядов и вероисповедания сегодня позволяет верить даже в макаронного монстра или не верить вовсе. Да нет у меня цели осудить чью-либо религию или верование. Нет ничего плохого в том, чтобы ограничить потребление мясных продуктов, жирного или сладкого. Скорее это даже очень хорошо скажется на здоровье, а может и на семейном бюджете. Вопрос как всегда в смысле. За видимым действием стоит определенная идея. Традиция и обряд являются выражением и подтверждением того, во что мы верим. А во что мы верим? И верим ли мы?

Всякая религия или верование имеет свою духовную основу. Иными словами есть некий труд или труды, в которых письменно излагается суть того, во что предлагается верить и почему. У мусульман – это Коран. У иудеев – Тора. У христиан, несмотря на разделения, множество конфессий и течений, также есть общая духовная основа – это Библия или Писания. Согласно утверждению самой Библии – то, что в ней записано является «богодухновенным», то есть «вдохновленным от Бога» или Его записанным Словом. И именно с этим Словом нам, христианам, предлагается сверять нашу жизнь, включая и такие её аспекты как традиции и стоящие за ними идеи. Давайте постараемся это сделать. Но прежде хочется прийти к общему: Бог не противоречит сам Себе. Слово, то есть Писание, само Себя разъясняет и духовные законы описанные в Нем не изменяются и не теряют актуальности. Иначе такому источнику доверять было бы нельзя и тогда любые действия базирующиеся на подобном доверии вообще теряют всякий смысл. Будь такое допущение истинным – врядли бы христианство просуществовало так долго, но сейчас не об этом.

Вернемся к идее Великого Поста. Исходя из того, что мне удалось узнать из личных бесед, интернета и определений, суть такого поста состоит примерно в том, чтобы через ограничение себя в определенных удовольствиях, видах пищи и действиях сделать себя более подготовленным к основному событию – празднику Пасхи. Простыми словами: предлагается стать как бы более хорошим и достойным, чтобы после этого прийти(приблизиться) к Богу. Казалось бы выглядит все хорошо и правильно, но соответствует ли эта идея тому, что Бог излагает для нас в Библии? Давайте посмотрим на одну из интереснейших историй Евангелия: разговор разбойника со Христом, записанную в двадцать третьей главе Евангелия от Луки.

И стоял народ и смотрел. Насмехались же вместе с ними и начальники, говоря: других спасал; пусть спасет Себя Самого, если Он Христос, избранный Божий. Также и воины ругались над Ним, подходя и поднося Ему уксус и говоря: если Ты Царь Иудейский, спаси Себя Самого. И была над Ним надпись, написанная словами греческими, римскими и еврейскими: Сей есть Царь Иудейский. Один из повешенных злодеев злословил Его и говорил: если Ты Христос, спаси Себя и нас. Другой же, напротив, унимал его и говорил: или ты не боишься Бога, когда и сам осужден на то же? и мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли, а Он ничего худого не сделал. И сказал Иисусу: помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое! И сказал ему Иисус: истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю.

Что за праздник идет после Великого Поста? Праздник, к которому предлагается подготовиться – это праздник Пасхи. А что такое Пасха для верующих Нового Завета? Апостол Павел в послании Коринфянам отвечает: «Пасха наша, Христос, заклан за нас». То есть, прежде чем мы все будем радоваться и говорить друг другу: «Христос воскрес», самому Иисусу предстояло пережить мучительную крестную смерть. И именно об этих событиях пишет апостол Лука в приведенном отрывке. Разговор Христа и разбойника происходит не за год, не за сорок дней, а в непосредственной близости от праздника Пасхи. Поэтому давайте немного поразмышляем об этих событиях и произошедшем, возможно это поможет пролить свет на смысл Пасхи и Великого Поста.

Итак, рядом с Иисусом на кресте находится преступник. Человек настолько вредоносный для общества, что люди не нашли ничего лучше, чем предать его смертной казни. Евангелие от Матфея уточняет, что распятые с Иисусом были разбойниками. То есть скорее всего, какой-то продолжительный период своей жизни, вероятно более долгий чем сорок дней, этот человек занимался тем, что грабил других людей. Силой забирал принадлежащее им имущество, нанося увечья и лишая жизни тех, кто пытался сопротивляться. И вдруг такая невиданная щедрость со стороны Господа. Как же так? А где же все старания, где моральный облик христианина, где ограничения в пище и подготовка к Пасхе? Но, давайте посмотрим еще глубже.

Воины, народ и второй преступник насмехались над Иисусом, не признавая в Нем Христа, не веря, что Он и есть Божий Сын, Бог, пришедший во плоти. В противовес их пониманию, разбойник хорошо понял, Кто распят на кресте рядом с ним: «Помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое!». Второй интересный момент – это непонимание окружающих почему или для чего страдает Христос. По их мнению, лучшим подтверждением Его божественности будет сойти с креста и расправиться с обидчиками. В противовес их убеждениям, разбойник точно понял тот факт, что «мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли, а Он ничего худого не сделал». То есть разбойник, будучи, казалось, абсолютно неподготовленным к празнованию Пасхи, понял две вещи: перед ним сам Бог во плоти, который идет в Свое Царство. И этот Бог страдает не за свои грехи и проступки, а ради того, чтобы нам осужденным за свои грехи и преступления иметь возможность прийти туда же. Это Бог который взял наш приговор на Себя. И самое важное: именно такую веру и такое понимание Бог в лице Христа принимает как необходимое и достаточное для спасения самого аморального и самого испорченного человека. Эта история о том, как отверженный всеми, обреченный на смертную казнь разбойник становится первым, кто унаследовал место в Небесах. Вот о чем говорит Писание. Эта история подтверждает слвоа Христа: «будут последние первыми, и первые последними». Об этом же написал апостол Павел поясняя в послании Римлянам условия для спасения всякого человека: «Ибо если устами твоими будешь исповедывать Иисуса Господом и сердцем твоим веровать, что Бог воскресил Его из мертвых, то спасешься» (Римлянам 10:9 )

Скорее всего, будучи еврейским мальчиком, разбойник, как и все другие, изучал Тору. Возможно, он не так хорошо помнил все постановления и обряды, которые в совершенстве знали распявшие Христа фарисеи. Но точно знал одно: придет Семя Жены, придет Бог во плоти, придет Мессия. И в этом Мессии будет решение проблемы греха для всякого человека. На кресте он понял: этот Мессия сейчас умирает рядом с ним за его грехи. Понял и поверил. Да, его жизнь возможно принесла больше вреда чем пользы. Но тем не менее, он точно был куда более готовым к Пасхе, чем другие присутствующие на Голгофе. И об этом нам свидетельствует Христос. Бог принимает такую веру без всякой подготовки. Понимание Пасхи выше морали, больше всех добрых дел, достойней чем все придуманные нами традиции и обряды.

«Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне».
Евангелие от Иоанна 5:39

Слово Божье, Писания — это духовная пища. Иисус говорил, что такая пища намного важнее любой физической еды. Изучение Писаний, понимание Слова Божьего, принятие жертвы и подвига Христа как единственного условия, через которое мы можем быть вместе с Богом – это единственная достойная подготовка к празднику Пасхи. И велик не пост, – Велик тот Бог, Который пошел на это ради нас. Если мы все еще думаем, что к Нему можно приблизиться как-то по-другому, через какие-то свои старания, добрые дела или не съев лишний кусок мяса – мы далеко от Него. И если исполняя множество ритуалов и почитая все традиции и предания, мы не будем исследовать Писания и верить по смыслу, мы никак не сможем подготовиться к встрече с Ним, не услышим заветного «ныне же будешь со Мною в раю». Мы проиграем. 

Уведомления о появлении новых статей могут приходить к вам лично через разные каналы:

Фейсбук, Одноклассники, ВКонтакте, Твиттер, Гуггл, Телеграм. Не упустите возможность быть в курсе.

Илья Ямпольский
07/03/2017
Темы:
Великий пост Молитва Пасха
1340
4
мин
Поделиться:
Наши читатели помогли опубликовать уже 60 статей.
Вы тоже можете
Другие материалы на эту тему
Последняя надежда
Получилось движение вперед против хода эскалатора: идешь, бежишь, еле дышишь, а через годы понимаешь, что остался там же. #верюиговорю
Дмитрий Ватуля
| 14 апр |
859
Святой Патрик
17 марта улицы многих городов мира окрашиваются в зеленый цвет. Но это не из-за весны. Просто ирландский праздник.
Иван Середин
| 18 мар |
674
А стоит ли поститься в наши дни?
Взгляд на то, что мы приобретаем, отказываясь от чего-нибудь.
Леви Картер
| 31 янв |
1714
Иисуса не удержать
Вы, конечно, можете попробовать. Но у вас ничего не выйдет.
Джон Пайпер
| 1 май |
1154
Кровь Его на нас (Великая Суббота)
Мы произносим это не так, как кричала толпа на Голгофе.
Маршалл Сигал
| 30 апр |
1088
Работает на Cornerstone