Что случилось с покаянием?
Что случилось с покаянием?

Что случилось с покаянием?

Что делать со злыми спорами в сети и в церкви.

31 октября 1517 года Мартин Лютер прикрепил к двери церкви 95 тезисов или «Диспут о прояснении действенности индульгенций», ну, или говорят, что прикрепил. Профессор нравственного богословия в Университете Виттенберга предложил дискуссию об индульгенциях – практике добрых дел или финансовых приношений во искупление грехов.

Лютера задевало, что индульгенции побуждали людей платить за прощение, а не каяться. И начал свои тезисы Лютер так: «Господь и Учитель наш Иисус Христос, говоря: «Покайтесь…», заповедовал, чтобы вся жизнь верующих была покаянием».

Сегодня эта мысль также неудобоварима, как это было тогда. Мы не первые, кто замечает, что тема покаяния отсутствует в современном мире. Карл Меннингер, выпустив в 1988 году бестселлер «Что случилось с грехом?», мог спокойно вдогонку выпустить и еще один – «Что случилось с покаянием?»

Правда отсутствие это лишь внешнее, потому что современный человек скор на указывание проступков, глупости, предрассудков и зла других людей. Когда лидер или группа нарушает границы действующей политической линии (какой бы она ни была в данный момент), наряду с требованиями о перевоспитании или увольнении сразу появляются призывы отречься или отказаться от всего, что было этим лидером сделано или сказано. К некоторым «грехам» у нас очень серьезное отношение, и мы требуем нарушителей покаяться. Просто мы не используем это слово – «покаяние».

В почтении к 500-летию Реформации нам, христианам, стоит снова начать требовать, чтобы христианская жизнь была жизнью покаяния. Иисус начал свое земное служение с призыва: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф. 4:17), а покаяние стало ключевой темой проповедей ранней церкви (Деяния 2:38, 3:19, 5:31, 8:22, 11:18, 13:24, 17:30, 19:4, 20:21, 26:20).

И сюда следует включить не только покаяние других людей, но и свое собственное. Исповедание грехов не только против Бога, но и против ближних. Совсем недавно мы начали открывать для себя, что такое пророчествовать истину властям, но напрочь забыли или испугались пророчествовать истину себе. Проблема почему-то всегда где-то снаружи – в несправедливой власти или легкомысленном (или злом) человеке.

Мы избегаем покаяния, потому что страдаем зависимостью от нашего любимого наркотика – самооправдания. «Мне не нужно каяться, потому что я изливаю праведные гнев на социальные или личные грехи других людей», или «Если я признаю свою неправоту, у моих политических и социальных врагов будут рычаги давления на меня», или даже «Если я внимательно посмотрю и признаю, что мои эгоцентризм и гордость влияют на все, даже добрые мои поступки, мне придется признаться и в том, что я лицемер и моральный неудачник».

Ну, да, так и есть. Разве мы все не такие? Именно поэтому Иисус пришел – чтобы спасти мир от себя самого, и нас от нас самих. Именно поэтому слово «покаяние» обычно увязывается с фразой «благая весть», как пишет евангелист Марк в своем обобщении ранних проповедей Христа: «Покайтесь и веруйте в Евангелие [благую весть]» (Мк. 1:15)

Покаяние – это, как минимум, способ испытать на себе прощение грехов. И уже даже это все меняет. А еще это способ снизить градус гневных баталий в церкви, онлайн и социуме. Что, если вместо углубления в спор и озвучивания новых обвинений, мы сделаем паузу и искренне скажем: «Мне очень жаль признавать, что я и сам отчасти причина этой проблемы, и мне самому есть в чем покаяться» или «Я должен признать, что сказал несколько глупостей и обидных слов, которые сродни тому, что я так критикую». Если бы мы начали так делать, кто-нибудь мог бы воспользоваться этим нам во вред, это правда. Но это риск, который на себя берут последователи распятого Христа, Который учит нас быть кроткими и смиренными в сердце. Именно такое покаянное поведение обезоруживает людей и превращает спор в человечную беседу.

А еще у этого есть парадоксальный эффект. Когда Джон Перкинс, один из величайших борцов за расовое равенство, недавно ответил на вопрос, что бы он сделал иначе, если бы все начал сначала: «Я бы больше сделал, чтобы помочь бедным белым». От этого я не только стал его больше уважать, но и внимательнее прислушиваться к его словам. Особенно, когда он говорит что-нибудь о расовом примирении.

Покаяние перед Богом, покаяние перед ближним – вся христианская жизнь – это, несомненно, жизнь покаяния. Мы не в силах изменить общество осуждения, но мы можем быть примером другого образа жизни, при котором возможно не соглашаться друг с другом и при этом мирно сосуществовать. Можно назвать это обществом покаяния.

Уведомления о появлении новых статей могут приходить к вам лично через разные каналы:

Фейсбук, ВКонтакте, Твиттер, Гуггл, Телеграм. Не упустите возможность быть в курсе.

17/11/2017
Темы:
Мир Покаяние
2727
2
мин
Поделиться:
Наши читатели помогли опубликовать уже тысячи статей.
Вы тоже можете
Другие материалы на эту тему
Ингредиенты раскаяния
Чем сильнее чувство, что признаки раскаяния нужно выискивать, тем меньше вероятность, что раскаяние было настоящим.
Джош Скваерз
| 20 фев |
6019
Я оставила нью-эйдж ради Иисуса
Свидетельство одного покаяния.
Джордан Тейлор
| 3 окт |
395
Удивленный благодатью
Я продолжал искать любовь и тёплые отношения. Я постоянно искал свежие жёлтые розы, чтобы надежда не умирала.
Рич Йетс
| 3 июл |
2746
Воздержаться от секса до брака – это лишь полдела
Взгляд на «духовную чистоту» под более широким углом.
Эрик Деметер
| 4 ноя |
11325
Покаяние против самозащиты
Вас критикуют? Не бойтесь признать свою вину.
Гавин Ортлунд
| 13 мар |
3049
Работает на Cornerstone