КАК БЫТЬ ЧЕСТНЫМ И ИСКРЕННИМ В МИРЕ, КОТОРЫЙ КАЖЕТСЯ ПОДТАЛКИВАЕТ НАС К ТОМУ, ЧТОБЫ БЫТЬ ФАЛЬШИВЫМ?
Наверняка у многих из нас, особенно в детстве, была некая градация весомости наших утверждений. Были просто слова. За ними шли заверения в том, что мы действительно говорим правду и уже вслед за ними шли всевозможные клятвы, которые были призваны убедить нашего собеседника в том, что то, что мы говорим является правдой, чистой правдой и ничем кроме правды. Для усиления мы использовали такие слова, как «клянусь, я говорю правду» или «честное слово, я не вру». И в особых случаях мы прибегаем к тому, чтобы сказать: «клянусь здоровьем матери» или «да провалиться мне на этом месте, если я вру».
Но всё это работало лишь в том случае, если в момент произнесения клятвы за спиной или в кармане не заметно для окружающих не были скрещены пальцы. Потому что все знают, что если пальцы скрещены, то клятва не работает.
Казалось бы, повзрослев мы отошли от этой практики. Никто не проверяет скрещены ли у вас пальцы во время подписания важного договора или контракта. Но, с другой стороны, как часто мы используем все те же детские формулировки, когда пытаемся кого-то убедить в своей искренности. Например, мы говорим «положа руку на сердце, клянусь» или «честное слово — это так». Нам кажется, что порой наших слов просто недостаточно и мы стремимся усилить их заверениями в искренности наших намерений и честности наших слов.
Фарисеи же пошли дальше, создав целую иерархию того, какие клятвы работали, а какие нет. За всей этой казуистикой скрывался простой факт – были клятвы, которые и клятвами-то не были, поскольку учителя закона освобождали от исполнения этих клятв тех, кто их давал. В какой-то мере всё это было благочестивым аналогом тех самых пальцев, что были скрещены за спиной или в кармане. Но Иисус не просто разоблачает это притворство, но показывает Своим ученикам насколько проще и выгоднее быть честным, искренним человеком, о ком нельзя сказать, что у него есть «второе дно».
Горе вам, слепые поводыри! Вы говорите: «Если кто поклянется храмом, это еще ничего не значит, но если кто поклянется золотом храма, то он связан своей клятвой». Вы – слепые безумцы! Что важнее: золото или храм, освятивший золото? Вы говорите: «Если кто поклянется жертвенником, то это еще ничего не значит, но если кто поклянется даром, принесенным на жертвенник, тот связан своей клятвой». Слепцы! Что важнее, дар или жертвенник, который освящает дар? Тот, кто поклялся жертвенником, поклялся и всем, что на жертвеннике, и кто клянется храмом, клянется и Тем, Кто обитает в храме. Кто клянется небом, клянется престолом Божьим и Тем, Кто сидит на нем.
(Евангелие от Матфея 23:16-22)
ДЕСЯТИСЕКУНДНАЯ ПРОПОВЕДЬ
В детстве у многих из нас был тот самый друг, чьи истории казались нам совершенно невероятными. В этих историях у нашего друга был мотоцикл на даче, и он обязательно дал бы нам на нём прокатиться, если бы только мы к нему приехали в гости. У его папы был самолёт и, конечно же, папа покатает всех друзей на этом самолёте, если только они приедут к нему в гости. А у дедушки был самый настоящий самурайский меч, и дедушка иногда даёт нашему другу поиграть им. Детали этих историй могут разниться, но за ними чаще всего скрывался факт, что у нашего друга не было ни дачи, ни мотоцикла, ни, к огромному сожалению, папы в жизни, а также не было и дачи с дедушкой. Всё это наш друг выдумывал, чтобы хоть кто-то дружил с ним, потому что ему казалось, что без всех этих дополнительных вещей он просто не будет никому интересен.
И если в детстве мы ещё наивно верили в эти истории, то, взрослея, мы научились отличать правду от лжи. Нас не так легко провести теперь. Вот только за всеми этими новыми навыками мы не заметили самого главного – того, как шаг за шагом, и пусть не в той мере, но мы сами начали превращаться в этого друга. Нам кажется, что нам нужно быть чуть успешнее, чем мы есть на самом деле. Мы должны быть чуть более состоятельными в жизни. И вообще выглядеть чуть лучше, потому что такие, какие мы есть на самом деле, мы неинтересны никому, даже самим себе.
Вот только Бог любит нас именно такими, какие мы есть на самом деле. Более того, Он даже знает нас намного лучше, чем мы знаем себя. Он видит нас насквозь, зная в нас даже те вещи, в которых мы сами себе боимся признаться. Только такая любовь настолько манит нас и так страшит, что мы боимся в неё поверить. Она кажется нам сродни сказке нашего друга детства про самурайский меч или мотоцикл.
Именно поэтому Бог не просто дарит нам учение. Он отдаёт нам Самого Себя, когда приходит в этот мир и становится Одним из нас. Христос сдержал обещание умереть и воскреснуть, чтобы я знал, что Он сдержит слово и воскресит меня. Я могу не сомневаться в том, что Бог примет и изменит меня, поскольку Он уже сдержал Своё слово и могила Его оказалась пустой.
Оглядываясь назад на свою жизнь, можете ли вы вспомнить момент, когда бы вы обратились к Богу с тихой молитвой покаяния? Если нет, то сделайте это прямо сейчас, доверившись Ему. Расскажите об этом первом шаге веры, приняв таинство святого водного крещения. Не откладывайте этот самый важный шаг в жизни.
ПРИМЕНЕНИЕ
- Не ищите нагромождения правил, в которых, как вам кажется, скрывается благочестие.
- Не идите на компромисс по мелочам. Например, не соглашайтесь на маленькую ложь, во избежание конфликтов.
- Не избегайте Бога, но напоминайте себе о том, что всё в нашем мире связано присутствием Бога в нашей жизни.
Подводя итог своим размышлениям над отрывком про клятвы в 23 главе Евангелия от Матфея, Дэвид Платт задаётся важным вопросом, который применим и к нам сегодня.
Гордимся ли мы исполнением удобных нам правил или проявляем любовь, что действительно даётся дорогой ценой
(Дэвид Платт «Прославляя Христа в Евангелии от Матфея»)
Наши богослужении проходят в AG Loft, зал White (метро «Верхние котлы», Варшавское шоссе 33 строение 5) в воскресенье в 11:30. Даже, если вы не можете присутствовать лично, вы всегда можете прославить Господа вместе с нами, включив прямой эфир на нашем сайте или канале в YouTube. Подписывайтесь на наш канал и подкасты общины.
Конспект проповеди, материалы домашних дискуссионных групп, а также презентацию к ней можно скачать здесь. Или воспользоваться приложением YouVersion, чтобы в нём использовать электронный бюллетень сегодняшнего богослужения.