[ОТПРАВНАЯ ТОЧКА 008] Ад заперт изнутри, но отпирается снаружи
Серия бесед по основам веры

[ОТПРАВНАЯ ТОЧКА 008] Ад заперт изнутри, но отпирается снаружи

КАК РАЗОРВАТЬ ПОРОЧНЫЙ КРУГ, КОГДА «ХОТЕЛ КАК ЛУЧШЕ, А ПОЛУЧИЛОСЬ КАК ВСЕГДА»?

Практически любой из нас отдаёт себе отчёт в том, что с миром что-то не так. Наиболее ярко эту мысль выразил в своё время председатель правительства Российской Федерации Виктор Степанович Черномырдин, когда на пресс-конференции, посвящённой подготовке и проведению денежной реформы, сказал: «Хотели как лучше, а получилось как всегда». Каждый из нас по-своему понимает, что именно не так с этим миром. И все мы по-разному видим пути решения этой проблемы. Так одни считают, что нам не хватает большего количества законов и контроля, другие думают, что не достаёт нам именно свободы, а третьи уверены, что если бы только в мире было больше любви, то было бы намного меньше проблем. Вот только всё попытки решить фундаментальную проблему человечества приводят лишь к большим трудностям. Стремление к большему контролю становится диктатурой, свобода превращается в анархию, а поиск любви оканчивается банальной похотью. Ведь и в 1917 года Великая октябрьская социалистическая революция произошла не на ровном месте. Однако вместо решения проблем, она создала лишь ворох новых вызовов. Мы всё время хотим как лучше, вот только получается у нас, к сожалению, «как всегда».

Христианство даёт ответ на вопрос о том, что именно не так с миром и людьми. Даже те, кто далёк от религии, знакомы с таким сугубо богословским понятием как «грех». Но слово это обычно связано у них с вещами, которые очень хочется делать, но по разным причинам нельзя. То есть «грех» ассоциируется, прежде всего, с понятием закона и воспринимается исключительно как его нарушение. А это, скорее, последствие греха, чем его источник. Грех сводится не только к тому, что я делаю то, чего делать не должен, но и к тому, что я не делаю всего того, что должен был бы делать. Он проявляется не только в моих поступках, но и в том, что так часто я сожалею о сделанном, осознавая при этом, что я не собираюсь менять моё поведение. 

Серен Кьеркегор в своей работе «Болезнь к смерти» отметил, что если бы грех действительно являлся нарушением закона, то его антонимом в Писании служило бы слово «добродетель». А противопоставляется греху всегда вера, что и говорит нам, что грех – это не столько то, что мы делаем, сколько то, кем мы являемся. Грех – это стремление найти свое Я вне своих взаимоотношений с Богом, в то время как вера – это осознание того, что я могу найти свое Я только в контексте своей близости с Творцом. Как следствие, возводимые в абсолют вещи, даже самые хорошие и благие, как работа, призвание или дом, семья и близкие, начинают порабощать нас, если мы забываем о Боге. При этом, если мы становимся заложниками таких вещей, как деньги или амбиции, мы отдаем себе отчет в том, что встали на неправедный путь. 

Но, становясь заложниками «родных и близких», мы не замечаем, как теряем себя. И дело не в том, что деньги, амбиции, работа, семья или близкие – это зло. Ни в коей мере! Просто все эти вещи не должны и не могут быть источником нашей сущности. Делая их абсолютом, превращая их в идола, мы не замечаем, как поворачиваем замок, задвигаем щеколду, вешаем цепочку и запираем ад изнутри. Вот почему в 1905 году в своём письме в газету «Дейли мейл» Гилберт Кийт Честертон отметил, что единственным верным ответом на вопрос «что не так с миром» может быть лишь ответ «Я». До тех пор, пока мы не решим эту проблему, все остальные наши попытки сделать так, чтобы не было «как всегда», будут тщетными.

Мы знаем, что Закон духовен. Я же телесен, продан в рабство греху. Я и сам не понимаю, что делаю. То, что я хочу, я не делаю, а вместо этого делаю то, что ненавижу. И если я делаю то, чего не хочу, то я тем самым соглашаюсь, что сам Закон хорош. Ведь это уже делаю не я сам, а грех, который живет во мне. Я знаю, что во мне, в плоти моей, нет ничего хорошего, потому что я хочу делать добро, но не могу. И то, что я делаю, – это не то добро, которое я хотел бы делать. Я продолжаю делать зло, которого не хочу делать. Итак, если я делаю то, чего не хочу, то это уже не я делаю, а живущий во мне грех. Я обнаружил, что здесь действует такой закон: когда я хочу делать добро, то зло уже тут как тут. Внутренне я радуюсь Божьему Закону, но в моем теле действует другой закон. Этот закон ведет войну против закона моего разума и делает меня пленником закона греха, который действует в членах моего тела. Несчастный я человек! Кто бы избавил меня от этого тела смерти? Но благодарение Богу, Который сделал это через Иисуса Христа, нашего Господа! 

(Послание Римлянам 7:14-25) 

АЛЬТЕРНАТИВА

Слово «грех» сегодня вышло из моды и употребления. Мы слышим его лишь в церкви и воспринимаем как некий атавизм, пережиток прошлого, от которого нам стоит избавиться. Сегодня мы ценим «позитивное мышление» и стремимся «визуализировать успех», а не копаться в своих прошлых ошибках. Мы не называем их «грехами», предпочитая говорить именно об «ошибках», потому что это звучит не так страшно. Тем временем, слово «грех» чрезвычайно важно для нас. Без этого исповедания наше общество, а вместе с ним и жизнь, начинают постепенно разрушаться. Без доктрины греха и её принятия:

  • Нет самопознания;

Лишив себя возможности быть честным с собой и признаваться в том, что некоторые проступки не являются просто «ошибками» или «милыми чертами характера», но именно грехами, мы теряем способность познавать себя. Мы не можем меняться, потому что мы постоянно извиняем себя. Мы лишаемся друзей и близости общения, потому что не можем даже понять, отчего другие не готовы проводить время со мной и почему все мои отношения оканчиваются одинаково.

  • Нет демократии;

Демократическое общество строится на простом допущении, что все мы грешны и каждый из нас далёк от идеала. Касается это не только простых людей, но также тех, кто организует политические партии, кто входит во власть и управляет нами. Совсем недавно мы были свидетелями того, что происходит с обществом, когда его вожди обожествляются, становясь идолами. Но было бы большой ошибкой думать, что это происходит лишь в тоталитарном коммунистическом обществе или с теми, кто оказывается у власти. Без доктрины греха мы будем склонны идеализировать всех, кто выступает на нашей стороне, демонизируя всех, кто против нас.

  • Нет толерантности;

Общество теряет не только демократию, но и способность не соглашаться друг с другом, проявляя любовь и сострадание друг к другу. Сама идея плюрализма мнений исчезает, когда мы не только нашим вождям, но и себе отказываем в праве ошибаться и заблуждаться. Краски сгущаются и в ход идут такие фразы, как «оказаться на верной стороне истории».

  • Нет социальной активности в обществе;

Наконец, отказавшись от идеи греха, мы шаг за шагом сворачиваем какую-либо помощь людям, становясь всё жёстче и жёстче. Города Содом и Гоморра вошли в историю как символ разврата и вседозволенности. Эти древние поселения наслаждались практически неограниченным доходом от продажи соли, поскольку они находились недалеко от Мёртвого моря. Но их падение было вызвано не этим. Пресытившись, они отказывались помогать кому-либо. В Книге пророка Иезекиля мы читаем: 

Вот в чем был грех Содома твоей сестры: она и ее дочери были надменны, пресыщены и равнодушны; они не помогали нищему и бедняку. Они были высокомерны и творили предо Мной омерзительные дела. Поэтому Я погубил их, увидев это.

(Книга пророка Иезекиля 16:49-50)

Доктрина греха не является цепью, сдерживающей развитие человечества. Наоборот, на протяжении тысячелетий она была двигателем развития людей, потому что позволяла нам быть честными в том, кто мы есть на самом деле, и в том, Кто способен изменить нашу жизнь.

ДЕСЯТИСЕКУНДНАЯ ПРОПОВЕДЬ

Раз за разом жизнь учит нас тому, что все наши попытки измениться так или иначе терпят крах, потому что упираются в те вещи в нашей жизни, которые мы просто не в силах изменить. То есть мы можем изменить наше питание, похудеть и привести себя в форму. Мы в состоянии быть более начитанными и образованными людьми. Наиболее целеустремлённые из нас умудряются добиться того самого пресловутого баланса работы и личной жизни. Наконец, есть целый ряд практик, которые помогут нам быть более спокойными и умиротворёнными. Но мы не можем поменять своё сердце или преобразить свою душу. От себя не убежишь, а горбатого исправит лишь могила. Более того, мы не можем исправить наше прошлое. Мы не просто грешим, мы до глубины души поражены этой раковой опухолью греха.

Нам нужна помощь Бога и те радикальные перемены, что приходят в жизнь вместе с Ним. Бог не меняет лишь какие-то аспекты нашей жизни. Доверие Ему проникает во все сферы нашего бытия до такой степени, что постепенно изменяет их до неузнаваемости. Создатель преображает не только наши поступки, но и нашу мотивацию, потому что Он изменяет нашу душу. Хорхе Луис Борхес делится интересной притчей в своей «Книге ада и рая»:

Король святой Людовик отправил Иво, епископа Шартрского, с миссией, и тот сообщил ему, что в пути встретил видную, статную женщину, в одной руке она держала факел, а в другой - кувшин. В ее облике было нечто печальное, фантастическое и религиозное. Епископ спросил ее, что значат эти символы и что она собирается сделать с огнем и водой. «Вода - для того, чтобы погасить пламень Ада, – ответила женщина, – а огонь – чтобы поджечь Рай. Я хочу, чтобы люди любили Бога бескорыстной любовью.

(Хорхе Луис Борхес «Книга ада и рая»)

Именно потому, что мы не можем любить Бога столь искренней любовью, Христос приходит в этот мир. Любовь Бога становится кровью и плотью Христа. Он проживает совершенную жизнь, чтобы потушить пламя ада. Он умирает незаслуженной смертью на кресте и тем самым поджигает рай. Он дарит нам возможность любить Бога не за то, что мы получаем от Него, но в ответ на Его совершенную и столь страстную любовь. Бог от греха исцеляет, когда Христос за наши грехи на кресте умирает. Апостол Пётр, ставший свидетелем смерти и воскресения Спасителя, так описывает Его смерть:

Когда Его оскорбляли, Он не отвечал оскорблениями; страдая, Он не угрожал, но доверял Себя Тому, Кто судит справедливо. Он Сам в Своем теле вознес наши грехи на дерево, чтобы мы умерли для греха и жили для праведности. Его ранами вы были исцелены. Ведь вы, как овцы, сбились с пути, но сейчас вы вернулись к вашему Пастырю, Хранителю душ ваших.

(1 Послание Петра 2:23-25)

Приняли ли вы Его совершенную жизнь, прожитую за вас, и Его жертвенную смерть за ваши грехи? Оглядываясь назад на свою жизнь, можете ли вы вспомнить момент, когда бы вы обратились к Богу в тихой молитве покаяния, приняв этот дар и ощутив эту любовь? Если вы не можете вспомнить этот момент, сделайте это сейчас, доверившись Ему. Расскажите всем об этом шаге веры, затем приняв таинство святого водного крещения.

ПРИМЕНЕНИЕ

Наш путь с Богом начинается с покаяния, когда мы признаём, что мы жили по своим законам и правилам, не желая следовать за Богом и игнорируя Его. В этот момент мы обретаем прощение наших грехов и жизнь вечную. Мы можем быть уверены в них. Однако, на протяжении всей нашей оставшейся жизни мы будем грешить. А значит, нам следует вплести в нашу ежедневную жизнь исповедание грехов. Это не означает, что всякий раз, когда мы грешим, мы теряем спасение и нам нужно раз за разом вновь каяться. Исповедание грехов сродни тому, как мы восстанавливаем отношения с другими людьми, прося у них прощения. Точно также, признаваясь Богу в наших грехах, мы соглашаемся с Ним в том, что поступок в нашей жизни действительно шёл вразрез с Его волей. Слово «исповедовать» на греческом означает как раз «соглашаться».

  • Признайтесь Богу в своих грехах

Мы не просто соглашаемся с Богом в том, что поступок был неблаговидным, но исповедуя свои грехи, мы признаёмся Ему в том, что наше отношение было неверным. Мы приглашаем Бога исследовать наше сердце, чтобы мы смогли исповедать Ему не только последствия греха, но и их корень, их первопричину. Наша исповедь начинается именно с восстановления наших отношений с Богом. Любой проступок, любая ошибка, любой грех – это прежде всего нарушение совершенного устройства мира, заповеданного нам Богом. Прежде всего остального наш грех – это преступление именно против Бога. 

  • Попросите прощения у тех, против кого вы согрешили

Довольно часто наши грехи нарушают не только нашу связь с Богом, но и наши отношения с людьми вокруг нас. Поэтому не останавливайтесь лишь на том, чтобы признаться в своих грехах Богу. Попросите прощения за сделанное у тех людей, против кого вы согрешили.

  • Примиритесь с ними, если возможно

Постарайтесь примириться с человеком после того, как вы попросили у него прощения за то, что вы сделали. Мы не контролируем, простит нас человек или нет. Не от нас зависит, как быстро он это сделает. Всё, что можем сделать мы – это лишь искренне попросить прощения и постараться восстановить разрушенные отношения.

  • Постарайтесь возместить ущерб, который вы нанесли им

Иногда у наших действий есть вполне реальные последствия. Скажем, если мы взяли у кого-то крупную сумму денег и не вернули её, недостаточно лишь признаться в этом Богу, попросить прощения и постараться примириться, попросив людей забыть о долге. Искренность нашего исповедания зачастую измеряется нашей готовностью сделать всё от нас зависящее, чтобы возместить тот ущерб, что мы нанесли своими поступками.

Если необходимо, воспользуйтесь помощью служителей церкви или других членов общины. Порой нам легко признаться Богу в чём-то, но гораздо сложнее сделать это другому человеку. Но тем временем исповедание грехов будет более действенным и реальным, когда мы не только расскажем о сделанном Богу, но и поделимся этим с другими людьми. Только, прежде чем вступать в такие отношения взаимной подотчётности, убедитесь в том, что человек, кому вы рассказываете о своих грехах, способен их вынести. Это означает, что он поможет вам увидеть прощение Бога тем, что и сам простит вас и не будет относиться предвзято. Он не будет рассказывать о вашей исповеди кому-то ещё, но в тоже самое время будет спрашивать вас в будущем о том, не возвращаетесь ли вы вновь и вновь к тем поступкам, что вы исповедовали.

И, наконец, выдвигают возражение, что окончательная утрата хотя бы одной души означает поражение всемогущества. И так оно и есть. Создав существа со свободной волей, Всемогущий с самого начала признает возможность такого поражения. То, что вы называете поражением, я называю чудом – ибо создание отличных от Себя объектов и обретение, таким образом, возможности встретить в каком-то смысле, сопротивление со стороны собственного создания, представляет собой самый поразительный и невообразимый из всех подвигов, признаваемых нами за Божеством. Я охотно верю, что проклятые, в некотором смысле, добиваются успеха и до конца остаются мятежниками, что двери ада заперты изнутри... Именно с этой точки зрения мы можем понять ад в том смысле, в каком он является лишением. Всю вашу жизнь у самых границ вашего сознания простирался недостигаемый экстаз. Наступит день, когда вы проснетесь и, наперекор всем ожиданиям, обнаружите, что вы достигли его, или же, что он был в пределах вашей досягаемости, и вы навсегда его упустили.

(Клайв Льюис «Боль»)

Наши богослужении проходят в Кафедральном Соборе святых Петра и Павла (метро «Китай-город», Старосадский переулок 7/10) в воскресенье в 15:00. Даже, если вы не можете присутствовать лично, вы всегда можете прославить Господа вместе с нами, включив прямой эфир на нашем сайте или канале в YouTube, даже, если вы не в городе или не можете быть с нами в Соборе. Подписывайтесь на наш канал и подкасты общины.

Конспект проповеди, материалы домашних дискуссионных групп, а также презентацию к ней можно скачать здесь. Или воспользоваться приложением YouVersion, чтобы в нём использовать электронный бюллетень сегодняшнего богослужения.

Статья была полезна? Помогите нам публиковать побольше таких статей.

22/04/2024
111
Поделиться:
Наши читатели помогли опубликовать уже тысячи статей.
Вы тоже можете
[ОТПРАВНАЯ ТОЧКА 008] Ад заперт изнутри, но отпирается снаружи
Работает на Cornerstone