[ОТПРАВНАЯ ТОЧКА 003] Бог рядом с нами всегда. Даже тогда, когда я не чувствую присутствие Творца
Серия бесед по основам веры

[ОТПРАВНАЯ ТОЧКА 003] Бог рядом с нами всегда. Даже тогда, когда я не чувствую присутствие Творца

КАК НАЙТИ СЛЕДЫ БОГА В МИРЕ, В КОТОРОМ, КАЖЕТСЯ,  ВСЁ ГОВОРИТ О ТОМ, ЧТО БОГА НЕТ?

Мы все очень хотели бы не просто верить в Бога, но настолько сильно ощущать Его присутствие рядом с нами, чтобы никогда не сомневаться не только в том, что Он существует, но и в том, что Он нас любит. Однако мы живём не в том мире, который задумал Господь, и не в том мире, который сотворит Создатель в самом конце истории. Мы живём в мире, покалеченном грехом. В нём есть боль, страдания и муки, из-за которых мы так часто просто не замечаем Бога.

Пожалуй, нет более сложного вопроса, чем «Где был Бог, когда мне было тяжелее всего в жизни?» Проблема того, почему Бог допускает «зло» и «страдания» в нашей жизни, если Он действительно любящий и всесильный, не является больше самой острой проблемой с философской точки зрения. Однако она остаётся самым серьёзным вызовом для любого верующего в его повседневной жизни, поскольку все мы в разный момент времени сталкивались с ситуацией, когда нам было отчаянно важно, чтобы Господь ответил нам, а Он сохранял молчание. Нам было жизненно необходимо, чтобы каким-то образом Бог дал нам знать, что Он рядом с нами, но казалось, что Он всё больше и больше дистанцируется от нас. И, как ни странно, этот же вопрос служит и фундаментом, на котором выстраивается Христианское мировоззрение.

Когда мы начинаем искать ответ на вопрос, почему в мире существуют зло и страдания, мы раз за разом сталкиваемся с выводом, что нам должно быть все равно, есть «зло» или его нет. По идее, это не должно нас сильно волновать. Ведь Индуизм говорит, что зло и страдания являются иллюзией. Дуализм утверждает, что мир – это единство борьбы добра и зла, равных по своим силам. Атеизм вообще отстаивает точку зрения, что мир абсурден, а зло и страдания – это настолько относительные понятия, что даже не стоят обсуждения. Все эти ответы, по сути, говорят, что нас не должен беспокоить вопрос, есть в мире зло и страдания или нет. Однако боль не проходит, даже если мы считаем это иллюзией.

И только в Христианстве мы находим ответ, который показывает, что Бог – это Благой Творец, подаривший нам мораль и нравственность. Нам не все равно, потому что мы умеем отличать добро от зла. Проблема только в одном: мы часто забываем, что «зло» (как холод, тьма или болезнь) не может существовать в отрыве от добра. Оно «живет» только тогда, когда может паразитировать на добре. Бог не создавал зла. Он сотворил свободу и возможность зла. Но мы, выбрав свой путь, сделали страдания нашей повседневной реальностью. Именно поэтому человечество и мечется меж двух крайностей: в один миг мы ощущаем себя царями этого мира, но уже в следующее мгновение захлебываемся в ледяных водах последствий собственных решений. 

Кроме всего прочего, Бог в Христианстве – это также и Властный Вседержитель, способный и зло обратить во благо. Он не создает зло и не оправдывает его существование. Однако Он помогает нам не только справиться с последствиями своих ошибок, но и чудесным образом обращает их во благо. Представление о Боге в Христианстве было бы неполным, если бы Творец не испытал на себе всю полноту человеческой боли. Бог Христианства – это Страдающий Христос, «ранами Которого мы исцелились». Так то, что кажется нам краеугольным камнем нашего неверия, удивительным образом становится фундаментом Христианской веры, раскрывая нам сущность Бога.

Если бы я на золото понадеялся и сказал бы сокровищу: «Ты опора моя», если бы ликовал, что богатство мое несметно, что так много собрала моя рука, если глядя на солнце в его сиянии или на луну в ее сверкающем шествии, я сердцем прельщался втайне, и слал им воздушный поцелуй, то и эти грехи подлежат суду, ведь так я предал бы Всевышнего Бога. Если рад я был гибели моего врага, ликовал, когда он попадал в беду, – но я не давал согрешить устам, не призывал проклятия на его жизнь, – если в шатре моем не говорили: «Насытиться бы нам его мясом!» – но и странник не ночевал на улице, ведь мои двери отворялись прохожему... если я скрывал свой грех, как Адам, в сердце своем прятал вину, из-за страха перед толпой, из-за боязни перед сородичами, – то я бы молчал и сидел взаперти. (О если бы кто-нибудь меня выслушал! Вот подпись моя. Пусть Всемогущий ответит. Пусть мой обвинитель запишет свое обвинение.

(Книга Иова 31:24-35)

АЛЬТЕРНАТИВА

Ещё в учебниках истории нам рассказывали о некой эволюционной модели развития религий, в соответствии с которой человечество продвигалось от более простых форм политеизма к более сложным формам монотеизма. До тех пор, пока человечество не достигло современного материалистического мировоззрения, ставшего вершиной нашего развития. А всё потому, что нам больше не нужен был Бог, ведь с развитием науки Его шаг за шагом вытесняли из нашей жизни. Было время, когда люди не знали, отчего гремит гром, и они стремились придумать какое-то объяснение этому природному явлению. Так человечество стало верить в разного рода богов-громовержцев, таких как Зевс. То есть будучи не способными объяснить то или иное явление в природе люди придумывали бога, который заполнял собой эти пробелы. Так появился термин «бог пробелов». И сегодня довольно часто приверженцы сугубо материалистического взгляда указывают верующим на то, что мы всё ещё верим в этого «бога пробелов», стремясь именно им заполнить те пустоты в наших знаниях, что есть у нас сегодня.

Что если мир действительно жесток и несправедлив, а нам нужно просто смириться с этим? Что если наша вера в Бога ничем не обусловлена, кроме нашего желания объяснить то, что мы не в силах объяснить. Не становится ли Бог тогда просто тем самым «богом пробелов»?

Однако, мы верим в Бога не потому, что стремимся Им объяснить какие-то явления природы, которые мы не понимаем. Мы не достаём Бога из рукава так, как шулер достаёт козырную карту в игре всякий раз, когда сталкивается с трудностями в игре. Мы верим в Бога, потому что именно Он является наилучшим объяснением того мира, что мы видим вокруг себя. Именно Бог лучше всего описывает наличие морали и нравственности. Именно Создатель лучше всего вписывается в модель «теории большого взрыва», точно также как Творец помогает нам ответить на вопрос о том, почему первые этапы зарождения мира были столь точно и тонко настроены, что объяснить это случайностью просто невозможно. Ричард Докинз пишет в своей книге «Слепой часовщик»:

Биология – наука о замысловатых предметах, выглядящих так, как будто они были разработаны для какой-то цели.

Но почему «как будто»? Не будет ли более простым объяснением, что эти замысловатые предметы были на самом деле «разработаны Творцом для определённой цели». Ответом обычно звучит то, что мы ещё не знаем всего о вселенной, о живых организмах и так далее. Точно также как однажды мы не разбирались в природе грома и молнии, сегодня мы не разбираемся в том, как мир произошёл из ничего. Мы и не заметили, как в материалистическом мировоззрении ожидание того, что рано или поздно наука объяснит разные феномены, превращает её в «науку пробелов». То есть каждый раз, когда мы сталкиваемся с тем, что исследование мироздания подталкивает нас к вере в Бога, мы просто закрываем лицо руками и говорим, что однажды в далёком будущем гипотетически наука сможет объяснить и это явление. Всякий раз сталкиваясь с пробелом в нашем знании, мы заполняем его не наиболее логичным объяснением, но волшебным словом «наука». Вот почему Глен Скривенер как-то заметил: 

Христиане верят в непорочное зачатие Спасителя. Атеисты верят в непорочное зачатие вселенной. Каждый сам выбирает себе свою веру.

ДЕСЯТИСЕКУНДНАЯ ПРОПОВЕДЬ

Христианское представление о Боге отличается от любого другого мировоззрения тем, что оно говорит не просто о сострадающем нам Боге, но о страдающем Вседержителе. Мысль о том, что Бог может не только знать о боли, но испытывать её, невообразима. И тем не менее именно в это верят Христиане. 

Став человеком, Иисус прожил совершенную жизнь, невзирая на то, что Он испытал всю тяжесть человеческого бытия на Себе. Он знал, что такое лишения. Очевидно, Его земной отец Иосиф умер ещё до того, как началось служение Христа. То есть Он потерял одного из своих родителей до того, как Ему исполнилось 30 лет. Практически всю свою жизнь Он прожил в тени слухов о том, что Он незаконнорожденный сын Марии. Он вышел из низов общества. У него не было собственного дома или богатств, на которые Он мог бы положиться. А потому, в нарушение всех процессуальных норм и правил, Его арестовали среди ночи, Он не мог себе позволить адвоката. Не было никого, кто бы за Него заступился. Его убили так, как могли бы убить бездомного. За семьсот лет до рождения Иисуса пророк Исайя напишет о Нём:

Кто поверил слышанному от нас, и кому открылась мышца Господня? Он пророс перед Ним, как нежный побег и как корень из сухой земли. Не было в Нем ни красы, ни величия, чтобы нам смотреть на Него; не было в Его облике ничего, что привлекло бы нас. Он был презрен и отвергнут людьми, человек скорбей, знакомый с недугом. Как тот, от кого прячут лица, Он был презираем, и мы ни во что не ставили Его. Но Он взял на Себя наши немощи и понес наши скорби. Мы же думали: разит Его Бог за грехи Его, бьет Его – вот Он и мучается. А Он был изранен за наши грехи, сокрушаем за наши беззакония; Он понес наказание, чтобы мы получили мир, и ранами Его мы исцелились. Все мы, как овцы, сбились с пути, каждый из нас пошел своей дорогой, но на Него Господь возложил все грехи наши. Он был угнетаем и мучим, но уст Своих не открывал. Как ягненок, Он был веден на заклание, и как овца перед стригущими безмолвна, так и Он не открывал уст Своих. Он был схвачен и несправедливо судим. Кто может рассказать о Его потомках? Ведь Он был отторгнут от земли живых; за преступления Моего народа был поражен. Могилу Ему отвели с нечестивыми, но Он был похоронен у богатого, потому что не совершал преступлений, и в устах Его не было никакой лжи. Но Господу было угодно сокрушить Его и предать мучению. Когда же Его жизнь станет приношением за грех, Он увидит Свое потомство и продлит Свои дни; и свершится через Него воля Господня.

(Книга пророка Исайи 53:1-10)

Для Бога, создавшего мир и всё в нём, не нашлось места в этом мире. Даже могилу Он одолжил у другого. В момент гибели Иисуса кажется, что кромешная тьма опустилась на землю. Создавалось впечатление, что Бог отвернулся от людей и Своего избранника. Он выглядел безучастным Творцом и молчаливым Создателем. Но именно в этот момент Он творил величайшие дела в нашей жизни, выкупая нас из рабства греха и наших ошибок. И по сей день в самый чёрный час нашей жизни Бог творит самые великие дела.

Идея Страдающего Бога настолько радикальна, столь революционна, что будоражит воображение даже тех, кто не верит в Бога. Альбер Камю был не просто атеистом. Это один из самых влиятельных философов и писателей первой половины XX-го века и родоначальник философии экзистенциализма, провозгласившей, что наше существование определяет нашу сущность. Тем не менее в одном из своих эссе он пишет о том, насколько его потрясла идея Бога, распятого на кресте.

Богочеловек [Христос] тоже страдает, проявляя терпение. Зло и смерть уже нельзя всецело вменить Ему в вину, поскольку Он страдает и умирает. Та ночь на Голгофе занимает в истории человечества такое важное место лишь потому, что в ее тени божественность недвусмысленно отказалась от своей традиционной привилегии и выдержала до самого конца и вплоть до стадии отчаяния предсмертные муки. Это объясняет и «лама савахфани?», и пугающие сомнения Христа во время агонии.

(Альбер Камю, эссе, 1965 год)

Мы верим в Бога, который не просто сотворил идеальный мир, а затем в конце времён исправит всё, преобразив творение. Мы верим в Бога, вошедшего в историю, ставшего человеком, испытавшего всю полноту боли и страданий, что выпала нам.  

Но если посмотреть на свою жизнь, можем ли мы вспомнить момент, когда бы мы обратились к Богу в тихой молитве покаяния? Если вы не можете вспомнить это мгновение, сделайте это прямо сейчас. А затем расскажите об этом первом шаге веры, приняв таинство святого водного крещения.

ПРИМЕНЕНИЕ

Испытания могут стать благословением в нашей жизни, когда мы научимся:

  • Смотреть на Христа и видеть в своей боли отражение Его страсти. Христос пострадал на кресте не только для того, чтобы мы не страдали, испытывая Божий гнев, но чтобы в наших лишениях мы становились ближе ко Христу. Нам нужно доверяться не чувствам, но тому, что Бог сделал для нас.
  • Сопереживать страдающим и помогать им, потому что Бог Свою боль обратил в моё благословение.

Наши богослужении проходят в Кафедральном Соборе святых Петра и Павла (метро «Китай-город», Старосадский переулок 7/10) в воскресенье в 15:00. Даже, если вы не можете присутствовать лично, вы всегда можете прославить Господа вместе с нами, включив прямой эфир на нашем сайте или канале в YouTube, даже, если вы не в городе или не можете быть с нами в Соборе. Подписывайтесь на наш канал и подкасты общины.

Конспект проповеди, материалы домашних дискуссионных групп, а также презентацию к ней можно скачать здесь. Или воспользоваться приложением YouVersion, чтобы в нём использовать электронный бюллетень сегодняшнего богослужения.

Статья была полезна? Помогите нам публиковать побольше таких статей.

04/03/2024
172
Поделиться:
Наши читатели помогли опубликовать уже тысячи статей.
Вы тоже можете
[ОТПРАВНАЯ ТОЧКА 003] Бог рядом с нами всегда. Даже тогда, когда я не чувствую присутствие Творца
Работает на Cornerstone