[ОТПРАВНАЯ ТОЧКА 002] Бог не молчит, но через Библию с нами ясно говорит
Серия бесед по основам веры

[ОТПРАВНАЯ ТОЧКА 002] Бог не молчит, но через Библию с нами ясно говорит

КАК НАУЧИТЬСЯ СЛЫШАТЬ И СЛУШАТЬ БОГА?

Знаменитый американский писатель, поэт, натуралист и публицист Генри Дэви Торо, живший в первой половине XIX века, писал в своё время, что «люди говорят, что они страстно любят музыку, но в большинстве своем они ведут себя так, как будто и не слышали о её существовании». В каком-то смысле Библия напоминает классическую музыку. Все говорят, что любят её, но никто её не слушает. Хотя, безусловно, есть исключения. Существуют люди, разбирающиеся в классической музыке, знающие её, улавливающие тонкости того или иного произведения. Есть те, кто её действительно любит и слушает. Но для большинства любовь к классической музыке относится, скорее, к понятиям теоретическим, чем к тому, что наполняет нашу повседневную жизнь. 

Также и с Библией. Практически все, включая людей далёких от Бога и тех, кто проводит каждое воскресенье в церкви, утверждают, что уважают Слово Божие. Просто мало кто его читает, и, тем более, кто его изучает, размышляя над Словом Божьим. На Библию ссылаются, ее цитируют – отдельные фразы вошли в наш язык устойчивыми выражениями или пословицами. Политики по всему миру любят вспоминать нагорную проповедь. Но всё это не меняет факта, что людей, внимающих Библии, всё же не так много.

Здесь есть и исключения. Существуют люди, действительно сверяющие каждый шаг со словами этой древней книги. Но большинство предпочитает останавливаться на тактичных фразах, вроде «Библия – это путеводитель моей жизни», несмотря на то, что последний раз они открывали этот путеводитель, когда пролистывали страницы в книжном магазине. Сегодня Библия даже есть у многих дома. Однако к ней относятся так, как полвека назад относились к собраниям сочинений классиков русской литературы, – они должны быть на полке, но их не обязательно читать.

Сходство между Писанием и музыкой этим не ограничивается. Бетховен утверждал, что «музыка – это посредник между чувственной жизнью и духовной». Библия тоже является своего рода посредником. Она соединяет духовное и чувственное в единое целое.  Эта книга обладает двойственной природой: с одной стороны, это Слово Бога, но с другой – Господь избрал людей, чтобы донести это Слово до нас. При этом Творец не уничтожил свободу человеческого творчества. В результате, как симфония Библия обладает единством звучания, несмотря на то, что содержит в себе 66 книг, написанных на протяжении веков на трех языках авторами, которые представляют разные слои общества. Может быть именно поэтому, как никакая другая книга, Библия обладает способностью касаться сердец своих читателей, заставляя их перечитывать ее вновь и вновь. Впрочем, и классические музыкальные произведения тоже очаровывают наши души. Кажется, что в эти мгновения Сам Бог говорит к нам. То же самое происходит и с Библией. Раскрывая её, мы слышим голос Бога. Но только если мы прислушаемся к Нему.

Ты с детства знаешь Священное Писание, а оно способно дать тебе мудрость, ведущую ко спасению через веру в Иисуса Христа. Все Писание вдохновлено Богом и полезно для научения, обличения, исправления, для наставления в праведности, чтобы Божий человек был полностью готов для любого доброго дела.

(2 Послание Тимофею 3:15-17)

АЛЬТЕРНАТИВА

Мы готовы принимать Библию как памятник древней письменности. У нас не возникает проблем с тем, чтобы замечать красоту литературных оборотов, встречающихся в ней. Но нам чрезвычайно сложно воспринимать её как Слово Божие, потому что она была написана людьми, которые, как известно, склонны ошибаться. Что если они что-то напутали? Что если, переписывая, допустили ошибки или, что ещё хуже, изменили первоначальный текст, чтобы подстроить его под свои политические или экономические цели.

Ведь есть одна существенная разница между Библией и любой другой книгой, которую мы открываем. Ни одно другое произведение не ожидает от нас, что мы будем ему подотчётны и изменим свою жизнь просто на основании того, что мы в нём прочитали. Не ожидают от нас этого книги по философии или истории. Не ждёт от нас этого ни один учебник и ни одно художественное произведение. Конечно же, все эти книги влияют на нас, но ни одна из них не ожидает, что мы будем относиться к ней, как к словам Бога, а не людей. Потому и возникает вопрос, а можем ли мы доверять Библии именно как словам Бога, ведь она написана всё же людьми? Невысказанным в этом вопросе является допущение, что люди не пишут книги просто так. Они создают их, чтобы контролировать других людей, подчиняя их своим определённым целям.

Именно этого мы и опасаемся, когда открываем Библию. То есть мы готовы допустить, что когда-то давным-давно, когда только писались вошедшие в Библию книги, их авторы действительно записывали на пергаменте или папирусе то, что Дух Святой вкладывал им в сердца. Но с течением времени переписчики постепенно меняли эти слова, превращая их в то, что было выгодно им. Чтобы узнать, насколько мы можем доверять той Библии, что мы держим сегодня в руках, нам важно понять две вещи. Во-первых, сколько лет прошло с момента написания текста до тех первых манускриптов, что у нас есть сегодня. Во-вторых, нам нужно подсчитать, сколько именно таких манускриптов есть в нашем распоряжении сегодня. Логика довольно проста: чем меньше промежуток времени и чем больше манускриптов есть в нашем распоряжении, тем больше наша уверенность, что у нас перед глазами именно тот самый первоначальный текст.

Естественно, когда мы имеем дело с античными документами, нам трудно ожидать, что этот промежуток времени будет маленьким или что количество сохранившихся древних документов будет большим. Возьмём для примера одно из самых известных художественных произведений античности – «Иллиаду» Гомера. На сегодняшний день у нас есть 643 копии, самая ранняя из которых датируется приблизительно 400 годом до Рождества Христова, то есть проходит около 400 лет с момента написания этого произведения. Знаменитая история Геродота у нас есть лишь в 8 древних экземплярах, самый ранний из которых был переписан лишь через 1350 лет после того, как Геродот закончил своё произведение. «История Рима» Тита Ливия есть в 19 экземплярах. Лишь на один манускрипт больше у «Анналов» Тацита. В обоих случаях самые ранние копии появляются приблизительно через 1000 лет после написания оригинала. «Естественная история» Плиния старшего насчитывает только 7 экземпляров, самый ранний из которых появляется через 750 лет после написания оригинала. Наконец, у нас есть лишь 7 древних манускриптов работ Платона, заложивших фундамент западной философской мысли. Разница же во времени между оригиналами Платона и первыми копиями составляет порядка 1300 лет.

Насколько сопоставим Новый завет с этими произведениями античности? Когда мы подходим к этому сборнику древних писем и повествований, мы вдруг обнаруживаем удивительную аномалию. Сегодня у нас есть 5366 манускриптов Нового завета. Самые ранние копии датируются началом второго века, то есть проходит порядка ста лет между написанием оригинала и появлением первой копии. Это поражает воображение и говорит нам о том, что письма и повествования о жизни, смерти и воскресении Иисуса были настолько важны и столь популярны в древности, что у нас сохранилось огромное количество копий. 

Мы можем быть полностью уверены в 99,5% текста Ветхого завета и 98,3% текста Нового завета. Вариации текста зачастую тривиальны и не влияют ни на одну важную доктрину. Подавляющее большинство из них связаны с одной или двумя буквами. В Новом завете есть лишь два больших отрывка, которых нет в самых ранних манускриптах – это история женщины, уличённой в прелюбодеянии в начале восьмой главы Евангелия от Иоанна, а также окончание Евангелия от Марка, где говорится о тех знамениях, которыми будут сопровождать проповедь учеников Христа. Но в случае с историей женщины, уличённой в прелюбодеянии, этот отрывок встречается в ранних манускриптах, просто он записан в других местах. То есть история эта, вероятно, случилась на самом деле. Просто вполне возможно, что её не было именно в восьмой главе Евангелия от Иоанна. Всё это говорит о том, что мы можем быть уверены в том тексте, что есть у нас перед глазами.

Но даже если бы в Библии были небольшие неточности и ошибки, это ничего бы не изменило, поскольку мы постоянно доверяем книгам, написанным людьми и в которых могут быть неточности. Мы изучаем историю античности, полагаясь на работы Тита Ливия, Тацита или Плиния Старшего. Из года в год переиздаются «Диалоги» Платона и другие его работы. Их изучают и их читают. «Иллиада» Гомера тоже остаётся по сей день классическим произведением, к которому люди возвращаются вновь и вновь. 

Более того, никто не ожидает от учебника по математике, физике или химии, что он будет совершенно безгрешным. И всё же на основании этих книг мы строим самолёты, на которых летаем, атомные станции, которые дарят нам тепло и свет, а также используем их для того, чтобы организовать нашу жизнь.

Мы доверяем и тому, как Тит Ливий изложил историю древнего Рима. Мы полагаемся в большей степени именно на его работы, когда изучаем войны Рима и Карфагена. А значит, мы можем полагаться по крайней мере на историчность Нового завета. Библия – это единственная религиозная книга, которая настаивает на верности исторических фактов, изложенных в ней. Более того, вся Христианская вера строится именно на этом, и Библии нет необходимости быть безгрешной книгой для того, чтобы мы всерьёз отнеслись к изложенной в ней истории. 

А история эта достаточно простая. И именно с неё мы ведём свое летоисчисление. Эта история говорит о том, что где-то с 30 по 33 год от Рождества Христова на задворках Римской империи жил странствующий раввин, которого звали Иисус. В течение короткого времени своего активного служения Он заложил основу учению, изменившему всю человеческую цивилизацию. Он был приговорён к смерти и умер в то время, когда этим регионом управлял римский наместник Понтий Пилат. Но через три дня Его могила оказалась пустой. Он претендовал на то, что Он Бог, и Его ученики с самого начала были согласны с Ним. Он утверждал, что Своей смертью на кресте Он заплатил за наши грехи и Он дарит это прощение всем, кто доверится Ему в тихой молитве покаяния. Это просто набор исторических фактов, в которых мы можем не сомневаться, даже если Библия не безгрешна и даже, если её писали всего лишь люди. Но и этих фактов достаточно, чтобы поставить нас перед выбором довериться Богу или отказаться от Его дара прощения грехов и жизни вечной.

ДЕСЯТИСЕКУНДНАЯ ПРОПОВЕДЬ

Бывают моменты в жизни, когда нам кажется, что Бог молчит. Нам очень нужно, чтобы Господь что-то сказал нам, как-то утешил, каким-то образом уверил, что всё будет хорошо, или показал нам следующий шаг. Но в ответ всё, что мы слышим, это оглушающая тишина. Именно она и разбивает нам сердце больше всего. Однако Бог не молчит. Порой именно тогда, когда нам кажется, что ничего не происходит, Господь и совершает самую большую работу в наших сердцах. Возможно, Он не говорит с нами так, как нам бы хотелось и виделось, но Он совершенно точно не молчит. Возможно, Он шепчет нам «подожди». Может быть, Он говорит нам «не сейчас». Или мы просто так громко пытаемся до Него докричаться, что просто не в силах расслышать, как Он обращается к нам. Что бы то ни было, но Он не молчит. 

В истории мироздания было три дня, когда Господь замолчал. Всё началось ещё на кресте, когда не просто абстрактные грехи всего человечества легли на Иисуса, но конкретные грехи и ошибки каждого из нас обрушились на Него. Апостол Павел пишет, что «Безгрешного ради нас Бог сделал грехом, чтобы в Нём мы стали праведными перед Богом» (см. 2 Послание Коринфянам 5:21). И вот тогда Бог замолчал. 

Тьма окутала сердце Спасителя. Но даже в эти мгновения, пытаясь докричаться до Бога Отца, Сын обращается к Нему словами Писания. В отчаянии Иисус громко кричит:

… «Элои, Элои, лема савахтани? – (что означает: «Боже Мой, Боже Мой, почему Ты Меня оставил?»)

(Евангелие от Марка 15:34) 

Чтобы услышать Бога, Иисус цитирует слова Бога в этот момент. Тогда, когда Отец не отвечает Ему, Он как бы перечитывает прошлые письма, оставленные Ему Отцом, чтобы в них найти силы преодолеть то, что преодолеть кажется невозможным. Самые страшные мучения Иисуса на кресте были не физические, хотя крестная смерть – одна из самых изуверских казней в истории человечества. Но именно духовные терзания от того, что самый родной голос в жизни – голос Отца умолк в Его душе – были столь невыносимыми. 

Бог замолчал. Сын умер. Тот Самый Сын, Которого в начале своего Евангелия Иоанн называет Словом Божьим, то есть рациональным началом вселенной и воплощением действенного участия Бога в мироздании. Кажется, что само время остановилось. А затем Слово начало разворачивать саму смерть, лишая её власти и силы. Слово Божие погибло, чтобы слова Божии ожили в моём сердце. Пройдёт всего лишь три коротких дня и Слово Божие восстанет из могилы. Однако всё изменится за это время до неузнаваемости, и теперь каждый из нас может довериться Богу. Всё, что нужно сделать, это прошептать Ему простые слова молитвы покаяния, искреннего признания между нами и Богом о том, что мы предпочитали жить по своим законам и правилам, а не по Его.

Оглядываясь назад на свою жизнь, можете ли вы вспомнить момент, когда бы вы так честно и искренне говорили с Богом? Если нет, то обратитесь к Нему с этими простыми словами, исходящими из самого сердца. А затем расскажите об этом первом шаге веры, приняв таинство святого водного крещения.

ПРИМЕНЕНИЕ

  • Посвятите себя ежедневному чтению Библии в течение ближайших трёх недель, приучив себя к тому, чтобы во время чтения подмечать не только то, о чём говорит текст, но и как вы могли бы применить эти истины в своей жизни. 
  • В молитве спрашивайте у Бога: «Что ты мне хочешь сказать этим отрывком? Я слушаю Тебя». Если вы ещё не доверились Богу, просите Творца открыться вам. Не заменяйте общение с Автором просто чтением Его книги.

Протопоп выисповедал Рыжова и даже похвалился, что  на  все  корки  его пробрал, но не нашел в нем греха к смерти. “Каялся, - говорит, - в одном, другом, в третьем, - во всем не свят по малости, но грехи все простые, человеческие, а против  начальства  особого зла не мыслит и ни на вас, ни на меня “покасающему” доносить не думает. А что “даров не приемлет”, - то это по одной вредной фантазии…” На Руси все  православные  знают, что кто Библию прочитал и “до Христа дочитался”, с того резонных поступков строго спрашивать нельзя.

(Николай Лесков «Однодум»)

Наши богослужении проходят в Кафедральном Соборе святых Петра и Павла (метро «Китай-город», Старосадский переулок 7/10) в воскресенье в 15:00. Даже, если вы не можете присутствовать лично, вы всегда можете прославить Господа вместе с нами, включив прямой эфир на нашем сайте или канале в YouTube, даже, если вы не в городе или не можете быть с нами в Соборе. Подписывайтесь на наш канал и подкасты общины.

Конспект проповеди, материалы домашних дискуссионных групп, а также презентацию к ней можно скачать здесь. Или воспользоваться приложением YouVersion, чтобы в нём использовать электронный бюллетень сегодняшнего богослужения.

Статья была полезна? Помогите нам публиковать побольше таких статей.

26/02/2024
65
Поделиться:
Наши читатели помогли опубликовать уже тысячи статей.
Вы тоже можете
[ОТПРАВНАЯ ТОЧКА 002] Бог не молчит, но через Библию с нами ясно говорит
Работает на Cornerstone