Воскресенье Христа меняет моё восприятие счастья
Пасхальная серия бесед

Воскресенье Христа меняет моё восприятие счастья

КАК ОБРЕСТИ СЧАСТЬЕ?

Блез Паскаль писал, что «все люди стремятся к счастью — из этого правила нет исключений: способы у всех разные, но цель одна». Каждый из нас выбирает свой путь к тому, что, как нам кажется, подарит нам счастье, каким бы замысловатым ни был этот путь. И если в прошлом люди ассоциировали счастье, прежде всего, с некой добродетелью, то сегодня всё чаще оно связано в нашем сознании с сугубо материальными ценностями, будь то работа, какие-то вещи, блага, или романтическими взаимоотношениями. Предвидя эту траекторию развития общества, социолог Филипп Рифф ещё в 1966 году писал в своей работе «Триумф терапевтического подхода», что в ближайшее время для людей будет куда важнее «ощущать себя хорошо», чем искать какую-то там справедливость, в то время как поиск спасения души будет целиком и полностью заменён стремлением разнообразить наслаждения. Чарльз Тейлор в своей классической работе «Секулярный век» пишет, что современный человек основное внимание уделяет именно светскому, тому, что происходит здесь и сейчас, не удосуживаясь задуматься о вечном. И смысл жизни, и счастье в ней измеряются исключительно эмоциональным удовлетворением от  материального благосостояния и комфорта. 

Завершив излагать логические аргументы, апостол Павел в середине пятнадцатой главы своего Первого послания Коринфянам как бы переходит на личности. Он не просто подтверждает свою позицию, но приводит примеры этого самого поиска счастья и попыток заглушить боль и бессмысленность бытия. Можно рассмотреть слова Павла с позиции того, что люди делают для того, чтобы «почувствовать себя лучше» в ситуации, в которой ощущают себя весьма скверно. В этом смысле всё, что пишет апостол, имеет непосредственное значение для каждого из нас, ведь подавляющее большинство людей верит, что счастье кроется как раз в том, чтобы «получать удовольствие от жизни». Однако, как подмечает Блаженный Августин в самом начале своей «Исповеди», обращаясь к Богу: «Ты создал нас для Себя, и не знает покоя сердце наше, пока не успокоится в Тебе». В своём толковании Псалмов Августин развивает эту мысль:

Всё, что прекрасно, драгоценно, но что может быть прекрасней Тебя? Крепки они, но что может быть крепче Тебя? … Взыщи что-то другое и ты ошибёшься, навредив себе и оскорбив Его, ведь ты предпочтёшь Ему то, что Он сотворил, когда Он готов отдать Себя тебе.

(Августин Блаженный)

Именно это наглядно демонстрирует апостол Павел в середине 15-ой главы. Если Бога нет, если Христос не воскрес из мёртвых, то счастье, к которому мы стремимся, совершенно недостижимо. Но если Иисус и правда покорил смерть, то Его воскресение из мёртвых делает счастье возможным даже тогда, когда нет никаких причин для радости. 

Что же тогда делают те, кто принимает крещение за мертвых? Если мертвых нельзя воскрешать, зачем люди принимают крещение за них? Зачем и нам каждый час рисковать своей жизнью? Я каждый день стою перед лицом смерти. Это верно, братья, как и то, что я хвалюсь вами перед Иисусом Христом, нашим Господом! Если я только из человеческих побуждений боролся с дикими зверями в Эфесе, то что я этим приобрел? Если мертвые не воскресают, тогда что же: «Давайте будем есть и пить, потому что завтра умрем»?  Смотрите, чтобы вам не оказаться обманутыми: «Плохая компания развращает добрые нравы». Отрезвитесь, как вам и должно, и перестаньте грешить, ведь некоторые из вас не знают Бога, – я говорю это к вашему стыду.

(1 Послание Коринфянам 15:29-34)

ПЕРЕКРЁСТКИ ИСТОРИЙ

Мы настолько пропитаны культурой потребления, что и не замечаем, насколько естественно для нас находить радость в жизни в том, что мы имеем. Эта попытка «развеяться» присуща не только женщинам, чаще вымещающим её в походах по магазинам. Склонность эта есть и у мужчин, просто их предпочтения несколько отличаются. Но в глубине души это стремление универсально.

Поступая таким образом, мы на самом деле пытаемся спрятать и замаскировать ту боль или неудовлетворённость жизнью, что есть в душе всех нас. В одном из своих интервью писатель Дэвид Фостер Уоллес сравнивает эти терзания с пожарной сигнализацией:

В большинстве культур боль указывает на симптомы, заставляющие тебя страдать. Они верят в том, что это… своего рода указание нервной системы на то, что что-то не так. Для этих традиций избавиться от боли было бы сродни отключению пожарной сигнализации, пока всё ещё бушует огонь. Но если вы обратите внимание на все те неисчислимые способы, что мы используем, чтобы избавиться от симптомов… вы придёте к выводу, что мы с остервенением считаем саму боль проблемой.

(Дэвид Фостер Уоллес)

Оказавшись на этом «перекрёстке историй» с культурой потребления, мы можем и дальше продолжать искать своё счастье в том, что мы потребляем, или же мы можем наконец-то найти его в том, что мы Богу во всём доверяем в нашей жизни.

ДОКАЗАТЕЛЬСТВО ВОСКРЕСЕНИЯ

Ни для кого не секрет, как часто люди идут практически на всё, для того чтобы заполучить долгожданную власть и славу. Сколько было историй, когда ради этого шли на обман или даже убийство. Возьмите классическое произведение Шекспира «Макбет», в котором всё это описано столь ярко и красочно.

Сегодня мы смотрим на церковь как на неотъемлемый институт общественной жизни. Высокое положение в этой организации сулит почёт и уважение, не говоря уже об определённой финансовой выгоде. По крайней мере, воспринимается всё именно так, особенно для тех, кто смотрит на это со стороны. Поэтому вполне естественно для любого из нас, кто наслаждается видом величественных храмов и богатством их убранства, подумать, что ради всего этого можно было бы выдумать и историю, что Твой Учитель воскрес из мёртвых, предварительно выкрав и спрятав Его тело.

Однако мы забываем, чем именно была церковь в самом начале. Речь не только о том, что собрания чаще всего проводились по домам, и даже не о том, что никто из апостолов не получил никакой выгоды от этой истории. Наоборот, они все потеряли абсолютно всё, включая свои жизни, за право рассказать эту историю миру. Они подверглись остракизму в обществе, считавшему их учение опасной ересью. Они лишились своих домов, проведя большую часть оставшейся жизни в дороге. Наконец, практически все они, за исключением апостола Иоанна, приняли мученическую смерть. При этом до самого конца они продолжали убеждать всех вокруг, что они пошли на эти жертвы с радостью именно потому, что видели Христа не только распятым, но и воскресшим. Без воскресения Христа невозможно объяснить зарождение, становление и укрепление положения христианской церкви в условиях кровавых гонений, длившихся три века.

ПОВОД ЗАДУМАТЬСЯ

Мы и не замечаем, как шаг за шагом становимся заложниками желаний. Это могут быть вещи, которые нам навязывают окружающие. Например, наши родные, которым хочется, чтобы у нас была определённая работа, конкретный социальный статус и комфортные условия проживания. Очнувшись однажды утром, мы вдруг понимаем, что это были не наши мечты и не наши цели. Они достались нам по наследству, но вот воплощать их в жизнь предстоит теперь нам. Вот только, даже достигнув всего этого, счастья мы так и не обрели.

Вот почему мы бросаем работу, а иногда и оставляем семью, ищем блаженства в новых начинаниях и проектах, в новых отношениях, а иногда и в новых городах и странах. Мы переезжаем с места на место, следуя за своей «заветной звездой», только звезда эта всё чаще оказывается всё той же тусклой лампочкой в хорошо знакомом подъезде разочарования собой и жизнью.

Наша проблема не в том, что мы не получаем того, что хотим, а в том, что мы одновременно хотим слишком многого и слишком малого. Мы хотим получить вечное счастье, но почему-то продолжаем упорно верить в то, что обрести его можно при помощи тленных и временных вещей. Нам и невдомёк, что наша радость лежит не в том, чтобы следовать за тем, чего нам хочется больше всего, но в том, чтобы позволить Богу указать нам, в чём именно сокрыто истинное наслаждение жизнью. 

Вот только всем нам совсем не просто довериться Богу. Где гарантия того, что предназначение, что Он уготовил мне, не обернётся хорошо знакомой кельей подавления всех самых заветных желаний сердца? Именно поэтому нам всем так важно помнить о том, что происходит в Гефсиманском саду. Незадолго до Своего ареста, истязания и смерти на кресте Иисус борется с тем, чтобы примирить Свои желания с волей Отца. Христос не хочет погибать, но Он отвергает Себя. Христос отвернулся от Своих желаний, чтобы я не был больше заложником моих желаний.

Для того чтобы обрести эту свободу, нам нужно принять дар Христа в простой молитве покаяния между нами и Богом. Готовы ли вы сделать этот шаг? Примете ли вы таинство святого водного крещения после этого, чтобы рассказать всем о вашем решении довериться Богу?

ПРИМЕНЕНИЕ

Мы верим в то, что счастье кроется в исполнении наших желаний. То есть, если бы только в жизни всё было именно так, как мы хотим, то мы наконец-то обрели бы заветное блаженство. Если бы только мы смогли получить работу своей мечты или найти свою романтическую половинку в жизни. Если бы только нам выпало жить в другой квартире, а ещё лучше в доме на берегу моря. Будь у нас другая машина или просто будь мы на несколько килограммов стройней и красивей, именно тогда всё бы в нашей жизни было хорошо. Стремления эти отнюдь не плохие. Они не являются чем-то предосудительным, ведь мы же не говорим о желании жены найти себе любовника, потому что она не чувствует себя больше любимой, или о желании мужа связать свою жизнь с кем-то красивей и моложе его нынешней супруги.

Нам всем кажется, что для полного счастья нам не хватает совсем немного. И потому мы и не замечаем, что, обрети мы то, чего нам так не хватает, и сердце наше захочет чего-то ещё. Мы все в какой-то мере являемся той самой старухой из «Сказки о рыбаке и рыбке» Пушкина. Удовлетворив одни желания, мы тут же устремляемся за другими, и так всю жизнь, пока с удивлением не обнаруживаем, что всё, чего мы жаждали, вдруг оборачивается всё тем же «разбитым корытом» несбывшихся мечтаний.

Любому из нас легко стать заложником своих желаний, упустив из виду счастье, которое мы обретаем не в том, что имеем, но в том, что, как говорится в Гейдельбергском катехизисе, «душой и телом мы не свои, но принадлежим Господу». Так дети открывают для себя, что счастье не в мороженом или игрушке, но в том, чтобы мирно уснуть на руках у мамы или папы. Поэтому каждому из нас стоит приносить именно Богу свои желания, прося Создателя помочь нам разобраться в них, оставляя их у ног Творца, смиряясь и принимая Его волю. Лишь так мы обретём то счастье, которое искали всю свою жизнь.

Мы начали с фразы Блеза Паскаля о том, что все мы ищем счастья. Завершая эту мысль, Паскаль пишет:

…люди испокон веков неустанно добиваются счастья, ни одному человеку не удалось достичь этого, если им не руководила вера в Бога. Все жалуются на свой удел — владыки и подданные, вельможи и простолюдины, старые и молодые, сильные и немощные, ученые и невежды, здоровые и болящие, чем бы эти люди ни занимались, где бы, когда бы и сколько бы лет ни жили на свете. Столь длительные, упорные и всегда напрасные старания должны были бы убедить нас в тщетности наших потуг собственными усилиями обрести счастье… и вот, постоянно недовольные настоящим, обманутые в ожиданиях, мы идем от несчастья к несчастью и приходим к смерти — вековечному венцу любой жизни. Но разве это алкание и это бессилие не вопиют о том, что некогда человеку было дано истинное счастье, а теперь на память об этом ему оставлена пустая скорлупа, которую он пытается заполнить всем, до чего способен дотянуться, и, не находя радости в уже добытом, ищет новой добычи, и все без проку, ибо бесконечную пустоту может заполнить лишь нечто бесконечное и неизменное, то есть Господь Бог. В Нем, и только в Нем наше истинное благо, но мы его утратили, и вот, как это ни дико, пытаемся заменить чем попало...

(Блез Паскаль «Мысли»)

Статья была полезна? Помогите нам публиковать побольше таких статей.

22/03/2021
33
Поделиться:
Наши читатели помогли опубликовать уже 63 статьи.
Вы тоже можете
Воскресенье Христа меняет моё восприятие счастья
Работает на Cornerstone