XI научно-историческая конференция «Феномен Российского протестантизма» - 2023

XI научно-историческая конференция «Феномен Российского протестантизма» - 2023

XI открытая научно–историческая конференция «Феномен Российского протестантизма» состоялась с 8 по 11 сентября 2023 г. в Великом Новгороде в церкви «Храм Христа». Уже 11 лет базовыми направлениями этой конференции являются общественная значимость и актуальные тенденции развития Российского протестантизма.

См. также: 

Данная конференция посвящена 160-летию Евангельского движения на Новгородской земле.

Анатолий Иванович Корабель, епископ церквей ЕХБ Новгородской области, магистр богословия, историк – главный вдохновитель и организатор - традиционно вел эту благословенную встречу. Участниками конференции были: историки, богословы, архивариусы, филологи, религиоведы, философы, служители церквей, журналисты – представители разных конфессий из Санкт-Петербурга, Москвы, Воронежа, Тамбова, городов Новгородской области, включая и Великий Новгород. Участвовали со своими докладами и светские ученые, религиоведы из Санкт-Петербурга. Это было такой особенной составляющей частью конференции.

В воскресный день 10 сентября прошло торжественное богослужение, посвященное закрытию конференции. В богослужении участвовали служители многих церквей Новгородчины, Санкт-Петербурга, Москвы, которые делились Словом Божием. Прославляли Господа хор, музыкальные группы, духовой оркестр, христианские поэты.

Анатолий Иванович Корабель в своем приветствии к участникам конференции отметил важность и актуальность направления конференции как научно-исторической, так как просветительской, затрагивающие исторические особенности развития христианства в целом в разных аспектах, вопросы библеистики, СМИ. Как он отмечает: «Конференция будет интереснее, если будут представители разных конфессии, светские исследователи. Название всегда будет общее «Феномен Российского протестантизма». Это доминанта. Но это еще и просветительская конференция». Анатолий Иванович обозначил сразу в начале конференции главную тему, посвященную 160-летию Евангельского движения на Новгородской земле. Он поделился своими новыми историческими исследованиями. В частности он сказал«Первые баптисты из Прибалтики приехали в Новгородскую губернию в 1863 г. Об этом говорит справка Союза баптистов Латвии, об этом говорят документы. В 1869 г. была открыта официально первая латышская баптистская церковь в Любени. Молитвенный дом церкви был построен в 1890 г. …В Латвии креститься начали с 1845 г. Но официально считается, что 2 сентября 1860 г. крестилось 7 человек. В 1861 г. крестилось 70 человек. Все эти события взяты за основание как начало баптистского движения в самой Латвии, а потом уже на русской земле. Мы говорим только о баптистах. Один Молитвенный дом был построен и освещен в 1913 г. в Ермолино, недалеко от Великого Новгорода. В этом году Объединение баптистов праздновало 50 лет Евангельскому движению на Новгородской земле. Это была Российская империя. И все законы Российской империи распространялись и на Эстонию, и на Латвию, и на Литву, и на Финляндию, и на Польшу.

Есть свидетельство православного священника того времени, который очень хорошо отзывается о латышах-баптистах. В этот период Новгородским губернатором был протестант- лютеранин Лерхе. Если мы возьмем список всех губернаторов, которые были на Новгородчине, то 30% губернаторов были протестанты- лютеране. Хотя Новгородская земля считается в теории такой экстра православной, но на самом деле епископы всегда жаловались, что люди не хотят родившимся присваивать христианские имена. «Они все еще остаются язычниками» - так в Москву докладывал один из Новгородских епископов»

 

Представленные доклады на конференции освещали исторические особенности развития Евангельского движения в разных регионах России, государственно-церковные отношения в советский период, важность развития христианских СМИ.

Татьяна Кирилловна Никольская, кандидат исторических наук, член

Союза писателей России, докторант Института Истории РАН, старший преподаватель СПБХУ представила доклад: «Евангельские христиане и баптисты в Тверской области (советский период)». О своей выбранной теме Татьяна Кирилловна так говорит«В этом году Тверская церковь ЕХБ отмечает 140-летие со дня начала Евангельского движения в Тверской губернии. Верующие пригласили меня принять участие в юбилейных торжествах, рассказать историю евангельского движения там. Недавно я ездила в Тверь, занималась в архивах, нашла интересные материалы и подумала, что имеет смысл поделиться ими по двум причинам: во-первых, Тверская область находится рядом с Новгородской, а раньше некоторые части Тверской области относились к Новгородской губернии. Всё здесь взаимосвязано, поэтому и мой доклад был связан с темой конференции. Во-вторых, мне хотелось, чтобы участники конференции, живущие в разных городах нашей страны, узнали о юбилее, который в этом году отмечают наши братья и сестры в Твери, узнали о героях веры, живших в этом регионе».

- Владимир Андреевич Степанов историк-архивист, заведующей библиотекой Христианском обществе «Библия для всех» (СПб.) представил доклад на тему: «Пашковец - Владимир Владимирович Хлопов (1854 - не позднее 1926) - от службы флотской к служению Евангелию». Как отмечает Владимир Андреевич основные цели своего доклада: «Я преследовал две цели. Кроме выдающихся деятелей пашковского движения, таких как Пашков, Корф, Бобринский, Каргель, Проханов, были в то время интересные служители, стоявшие рядом с ними, чьи имена были хорошо известны в свое время, но позднее оказались преданы забвению. Хлопов – один из них, бывший офицер императорского флота. Он оставил флотскую службу, чтобы посвятить себя христианскому служению. Хлопов занимался переводами духовной литературы, организовал и вел молитвенную группу, помогал Проханову в образовательных проектах. Вторая моя цель была показать интеллигента, посвятившего свою жизнь Христу». Владимир Андреевич представил свою новую книгу «Пашковцы». Об основных моментах этой книги он так говорит: «Пашковцы – северная колыбель, один из трех центров российского евангельского движения. В 2012 году в Музее истории религии в Санкт-Петербурге мной была найдена уникальная старинная рукопись «Летопись пашковцев». Она описывает первые 12 лет пашковского движения. Предположительно ее автором является сам В. А. Пашков. Этот документ нуждался в публикации и вошел в книгу «Пашковцы». С того времени я начал более глубоко и целенаправленно исследовать исторические и богословские вопросы пашковского движения. В ходе исследований мне было интересно получить ответы на ряд вопросов. Почему пашковцы, будучи изначально православными людьми, желавшими блага для православной церкви, ее обновления в сторону более искренней и деятельной веры, в итоге оставили православие? Второй вопрос касался судьбы движения пашковцев. Что с ним стало? Исчезло ли оно совсем или что-то передало возникшему на его почве движению евангельских христиан? Третий вопрос: в чем было различие евангельских христиан и баптистов и как это влияло на процесс их сближения и объединения? О результатах этих исследований и полученных ответах читатель сможет прочитать на страницах книги».

- Ольга Николаевна Соколова филолог, Магистр Теологии в области Истории Церкви и Доктрины, представила интересный доклад на тему: «Преследование общины «госснерианцев» в Санкт-Петербурге после удаления оттуда И. Госснера» Иоганн Госснер был немецким религиозным писателем, поэтом, проповедником, миссионером. Он очень любил Россию и был таким «пробужденцем» - евангелистом. В 1836 году им было учреждено миссионерское общество для проповедования христианства язычникам. Миссия Госснера существует до сих пор.

 

 

Свои исследования глубоко и интересно представили все докладчики.

- Алексей Вячеславович Андреев, г. Санкт-Петербург, лиценциат богословия (STL), Преподаватель Высшей Католической Духовной Семинарии «Мария – Царица Апостолов» говорил на тему: «Первенство апостола Петра и его пребывание в Риме в апокрифической и нецерковной письменности доникейского периода».

- Виктор Алексеевич Курилов, кандидат философских наук, доцент кафедры философии Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина затронул в своем докладе важную тему государственно-церковных отношений в советский период в теме: «Социально-философские аспекты политики КПСС и государства по отношению к протестантским объединениям в Советском Союзе: вторая половина ХХ века».

- Владимир Александрович Егоров, кандидат философских наук, старший преподаватель кафедры философии, религиоведения и педагогики, Русской христианской гуманитарной академии им. Ф. М. Достоевского, Директор центра религиоведческих и этноконфессиональный исследований представил тему: «К некоторым вопросам о книге Мормонов и животных в Церкви Иисуса Христа Святых Последних дней».

- Отец Корентин Бонавентура Н’тонтасу, викарий Прихода Успения Пресвятой Девы Марии в Санкт-Петербурге и преподаватель Католической высшей духовной семинарии «Мария – Царица Апостолов» был на такой конференции впервые и поделился своими богословскими исследованиями по теме«Типология в Евангелии от Луки».

- Впервые на конференции был наш историк- исследователь РС ЕХБ,

Владимир Александрович Попов, вице-президент ХЦ «Логос», преподаватель Института Духовной Музыки. Владимир Александрович глубоко раскрыл деятельность известного государственного деятеля Владимира Бонч-Бруевичав советский период и его влияние на жизнь протестантов в теме: «Вместе быть и врозь идти» Сектантская и противосектантская одиссея Владимира Бонч-Бруевича». Как отмечает Владимир Александрович о выборе своей темы: «На мой взгляд, здесь прямая связь с главной темой конференции «Феномен Российского протестантизма». Особая личность Бонч-Бруевича, его многообразная деятельность. Он внес крупный вклад в исследование протестантских течений, показал, в чем же уникальность протестантизма, его феномен, именно в России. Мы как-то пытаемся осмыслить его наследие, его отношение к Российским протестантам. Он же был государственным чиновником. Это так сказать государственно-церковные отношения»

Хочется отметить, что несколько докладов касались важной роли христианских СМИ в деле благовестия и духовного просвещения общества.

-Так Павел Юрьевич Цветков, Магистр теологии, дьякон Церкви Св. Елизаветы (г. Кронштадт и Церкви Св. Иоанна г. Ломоносов) представил необычную тему: «Новые методы донесения Благой Вести или не пора ли менять старые мехи? (На примере АСМР-христианства). Как отмечает основные моменты своего доклада Павел Юрьевич: «Цель моего доклада была в том, чтобы донести внимание на то, что надо меняться церкви. Меняться, конечно, не догматически, теологически. Меняться должны формы. На примере Библейских героев, я пытался показать о том, что если мы будем стоять на старых позициях, формах, методах донесения информации, это будет не эффективно, церковь будет тормозить. Формы могут меняться, а суть – Евангелие - не должна меняться. Формы могут меняться, потому что мир меняется. Это не значит подстраиваться под мир, потому что у мира тоже есть свои методы, принципы, которые не подходят под христианские. Но у мира есть методы, принципы, которые можно заимствовать, переработать и использовать для благовестия и очень даже эффективно. К сожалению, мы в современных реалиях церкви 21 века пытаемся действовать методами 70-х, 80-х годов. Но они не эффективны из-за того, что устарели и их просто уже никто не понимает, не воспринимает. В своем докладе я говорил о новых методах благовестия в информационном пространстве. Эти формы youtube каналов в формате АСМР (автономная сенсорная меридиональная реакция) можно использовать и это сейчас популярно, в тренде. Почему бы этим не воспользоваться для благовестия? В тихой обстановке читаются Библейские истории, рассказы, история церкви. Они дают успокаивающий эффект. Человек расслабляется. Информация остается в памяти. Эти формы АСМР сейчас популярны».

- Зоя Алексеевна Бардина, специальный корреспондент Российского Союза ЕХБ, представила тему «Влияние христианских СМИ на общество», отметив важность таких СМИ в духовно-просветительской, представительской миссии и также в деле благовестия, важность диалога через христианские СМИ общества в целом и нашего протестантского сообщества, чтобы евангельские христиане были поняты и приняты. В таком направлении издается и распространяется журнал РС ЕХБ «Христианское слово». Присутствующие получили последние выпуски журнала «Христианское слово».

- Денис Александрович Гостев, главный редактор христианского информационно-просветительского портала «Слово для тебя», редактор официального сайта Российского союза ЕХБ baptist.org.ru, автор и ведущий программ РХР представил уникальную презентацию « От радио к видео: История христианского медиаслужения на примере Русского христианского радио». Он рассказал об Ярле Николаевиче Пейсти, известном радиопроповеднике второй половины ХХ — начала XXI в., основателе Русского христианского радио, служение которого сыграло важную роль в распространении Евангелия в СССР, также было представлено служение РХР сегодня.

- Елена Витальевна Шустрякова, поэт, главный редактор существующего с 2011 года межконфессионального христианского журнала «От сердца к сердцу» и автор многих материалов этого издания, представила новые впуски журнала, отметив важные цели издания в деле благовестия и духовного просвещения общества. Елена Витальевна представила и свой поэтический сборник «Корабль под названием «Жизнь»», и прочитала авторские стихи из этой книги.

Участники конференции побывали на уникальном духовном музыкально-поэтическом вечере в историческом месте Великого Новгорода – Доме Бутузовой. В конце девятнадцатого века его приобрела новгородская мещанка Пелагея Бутузова. В 1918 году там проходили религиозные собрания, где собирались для поклонения Господу евангельские верующие. Тогда проводить богослужения и общение верующих в тот тяжелый 1918 г. – это было на уровне духовного подвига веры. На вечере были исполнены христианские гимны и также стихи христианских поэтов. И также звучали стихи, песни на стихи поэтессы прошлого века Елизаветы Кутейниковой. Ее творчество – важное духовное наследие для нашего евангельского сообщества. «Елизавета Николаевна Кутейникова занимает значительное место в истории евангельского движения в России и, в частности, на Новгородчине. Она является также талантливой русской поэтессой и публицисткой первой половины ХХ века» - отмечает Анатолий Иванович Корабель в своей публикации «Неизвестные страницы. Жизнь и творчество Е. Н. Кутейниковой или от мира к Богу»

В музыкальном служении на конференции, в Доме Бутузовой, воскресном богослужении принимали участие и дарили свое творчество особые гости из Латвии – Юрий и Лия Ларионовы - группа «Родственники».

 

Каждый участник конференции получил от организаторов важный подарок – сборник материалов научно-исторических конференций «Феномен Российского протестантизма» за 2020,2021, 2022 года.

По материалам этой конференции также будет издан сборник представленных докладов.

 

 

XI научно-историческая конференция через работы участников, представив уникальные исследовательские исторические и богословские материалы, внесла важный вклад в изучение истории христианства России в разных ее направлениях.

Своими впечатлениями и пожеланиями поделились ее участники.

Татьяна Кирилловна Никольская, кандидат исторических наук, член Союза писателей России, докторант Института Истории РАН, старший преподаватель СПБХУ.

- Татьяна Кирилловна, Ваше мнение о прошедшей конференции?

Нынешняя конференция мне очень понравилась. Собственно, и прошедшие конференции были очень интересными, каждая из них приносила что-то новое. Но в какой-то момент наступил кризис, потому что стали приезжать, в основном, одни и те же люди. Вдруг на прошлой и на нынешней конференции происходит качественный рывок — появились новые люди, новые темы. Появились светские учёные — историки, религиоведы, которых раньше было мало. Причём, это серьёзные, состоявшиеся исследователи с учёными степенями, преподаватели вузов, авторы монографий. Это, например, Владимир Егоров, Виктор Курилов. В прошлом году в конференции участвовала религиовед Ольга Ставцева. Безусловно, это всегда радует, когда на конференции появляются новые люди, новые идеи, темы. В нынешней конференции участвуют очень разные люди: это и светские учёные, и верующие учёные, это и практики — например, журналисты, которые служат Богу в своей профессиональной сфере. Было очень интересно.

Я вижу, что конференция в Великом Новгороде становится площадкой не только для обмена научными идеями, но и для обсуждения практических проблем современного русского протестантизма. Особо я хочу отметить интересный доклад Владимира Попова — автора многих книг, монографий, статей. Он много лет изучает историю евангельско-баптистского движения. Но на этот раз он посвятил свой доклад революционному и государственному деятелю – Владимиру Бонч-Бруевичу. Бонч-Бруевич был тесно связан с деятелями евангельского движения, много лет изучал русское сектантство, русских протестантов. В первые годы Советской власти он вершил государственную вероисповедную политику, оказывая покровительство русским религиозным меньшинствам. Безусловно, такая личность вошла в историю нашего русского протестантизма.

Интересны были доклады Владимира Егорова и Виктора Курилова. В.А. Егоров осветил интересные особенности учения мормонов, которые придают особое значение символике, связанной с животными. Виктор Курилов рассказал о том, в каком положении находились в советское время евангельские христиане-баптисты. К сожалению, их деятельность строго контролировалась, существовала целая система запретов. Чтобы совершить крещение, служителям приходилось подавать списки крещяемых для утверждения уполномоченными — советскими чиновниками, которые контролировали деятельность религиозных общин. В тоже время докладчик отметил, что между государственными и партийными структурами возникали разногласия. Государство и Коммунистическая Партия по-разному понимали, как надо относиться к верующим. В каком-то смысле это свидетельствовало о начале кризиса, который, в конечном итоге, привел к крушению Советского государства.

Некоторые доклады на конференции были посвящены практическим служениям в средствах массовой информации. Например, Зоя Бардина очень интересно рассказала о значении христианских СМИ — и для благовестия, и для того, чтобы протестантов в России не боялись, а имели о них объективную информацию. Ведь зачастую у людей от советских времен сохранились искаженные негативные представления о протестантах, что это опасные сектанты. К сожалению, сами протестанты мало делают, чтобы эта предубежденность исчезла. Также были интересные доклады об интернет-СМИ Павла Цветкова и о Русском христианском радио Дениса Гостева.

Лично мне был интересен каждый доклад. Но особо хочу отметить, что епископ Анатолий Иванович Корабель в начале конференции сразу обозначил главную тему — история Евангельского движения на Новгородчине и поделился своими новыми историческими находками. А доклад Владимира Степанова был посвящён пашковскому движению.

- Что Вы думаете о главной теме конференции — 160-летие Евангельского движения на Новгородчине?

Эта важная тема, хотя не все выступления были с ней связаны. Были доклады по библеистике, про СМИ. Я считаю, что это правильно. Ведь история христианства — это не только чисто внешние события, это ещё и духовные процессы. Это осмысление библейских истин, где для каждого нового поколения может открыться что-то новое. А о чём-то важно напомнить. Поэтому хорошо, что темы на конференции были разными.

- Какой уже год наша конференция заканчивается в знаковом месте для евангельских верующих — в Доме Пелагеи Бутузовой в Великом Новгороде. Ваше мнение об этом?

Литературно-музыкальный вечер в Доме Бутузовой становится доброй традицией, частью культурной программы конференции. На нём звучали христианские стихи, музыка, песни. Когда закончился вечер, я разговаривала с нашими гостями-религиоведами – участниками конференции. Они отметили, что всё было на профессиональном уровне. Вечер им понравился. А особенно их затронула музыка в исполнении юных христиан. Для гостей конференции такой вечер был не менее важен, чем прогулка по городу по историческим местам. Тем более, что именно здесь в первые годы Советской власти, несмотря ни на что, собирались евангельские верующие.

На вечере звучали стихи и песни на стихи евангельской подвижницы, христианской поэтессы Елизаветы Кутейниковой. Эти песни евангельские христиане до сих пор поют в своих церквах. А скоро будет юбилей Е.Н. Кутейниковой. Надо чаще вспоминать таких, как она, выдающихся исторических личностей-протестантов, которые внесли свой значимый вклад в историю евангельского движения России.

К сожалению, сейчас мало уделяется внимание таким личностям. Верующие из церквей ЕХБ зачастую не знают даже Ивана Проханова. Надо более масштабно отмечать юбилеи выдающихся деятелей русского протестантизма, проводить расширенные конференции, мероприятия разного направления, чтобы современные протестанты глубже узнавали свою историю, помнили «весь путь» своих духовных предшественников.

- Какие темы Вы хотели бы услышать на таких конференциях?

О жизни и служении, о трудах выдающихся исторических личностей русского протестантизма, исследования по региональной истории — как, например, в Тверской области, на Новгородчине, в С.-Петербурге. Важно, чтобы звучали доклады о проблемах. Ведь мы действительно очень мало знаем о том, что волнует современных верующих в протестантских церквах. Что их вообще интересует? Какие проблемы для них важны? Например, есть проблемы, связанные со стратегическим развитием церквей. Почему прошло уже более 30 лет свободы после распада СССР, а мы как были сектантами в глазах общества, так и остались ими? Вроде бы, многое делалось, но где результаты? Это проблема, её надо обсуждать. Почему не появилось ни одного художественного фильма на христианскую тему? В каких отношениях сейчас протестанты с окружающим обществом? Чего не хватает протестантам, чтобы стать уважаемыми в современном мире? Если у протестантов есть достижения, почему бы не пригласить этих людей на конференцию, чтобы они поделились опытом? Ведь современная жизнь — тоже история и надо уметь в этой современной жизни найти своё место. Мне было бы интересно, если бы на конференции обсуждались злободневные вопросы, проблемы. Чтобы здесь были дискуссионные площадки, круглые столы, а также место общения верующих и светских исследователей.

- Пожелания организаторам?

Организаторам, прежде всего, глубокая благодарность, потому что редкие церкви, христианские учреждения способны проводить какое-то мероприятие регулярно, тем более такое важное, как научно-историческая конференция. А церковь «Храм Христа» во главе с епископом Анатолием Ивановичем Корабель с 2013 года проводит конференции ежегодно. Кстати, и Санкт-Петербургский Христианский Университет тоже проводит научные конференции уже много лет. Периодически проводит конференции Московская семинария ЕХБ. Но этого мало. Чем больше будет таких площадок, тем лучше. И особенно ценно, что выходят сборники докладов участников конференции, которые затем передаются в церкви, библиотеки, учебные заведения.

 

 

Алексей Вячеславович Андреев, г. Санкт-Петербург, лиценциат богословия (STL), Преподаватель Высшей Католической Духовной Семинарии «Мария – Царица Апостолов».

-Ваши впечатления о конференции?

Прекрасная конференция. Приехал не зря. Каждая конференция – прекрасная и по-своему особенная. Все доклады по-своему очень интересны. Я не могу назвать какой был лучшим. Я рад, что был здесь. Важно, что эта конференция межконфессиональная. Я пригласил на будущее еще одного католического священника, он согласен приехать на следующий год. Со стороны католиков здесь будут представители.

- Ваши пожелания?

Хотел бы пожелать, чтобы были гости со стороны православных. Также хочу пожелать Анатолию Ивановичу Корабель, чтобы Господь Бог его благословил, дал ему здоровья, бодрости. Чтобы конференция продолжалась многие года и развивалась. Я очень люблю эту конференцию.

 

 

Владимир Александрович Егоров, кандидат философских наук, старший преподаватель кафедры философии, религиоведения и педагогики Русской христианской гуманитарной академии им. Ф. М. Достоевского, Директор центра религиоведческих и этноконфессиональных исследований.

-Что Вы думаете о важности конференции для научно-исторического мира, для общества?

 

Для меня, как представителя научного пространства интересно, что много чего узнаю здесь, не всегда могу почерпнуть через какие-то статьи, тексты. Также – те доклады, которые звучат, поднимают, как мне кажется, проблемы, вопросы, которые волнуют докладчиков. В каком - то смысле для меня - это способ понять срез современное протестантское баптистское движение в широком контексте христианское, плюс государственно- конфессиональные отношения, потому что эти вопросы тоже обсуждают.
 
- Какие бы темы Вы хотели услышать на такой конференции?

 

Государственно- конфессиональные отношения, о современной теологии не только в баптизме и в других христианских церквах.

- Ваше отношение ко всем конфессиям?

У меня равное отношение ко всем - к христианам, и не христианам, буддистам - это вообще религия без Бога. Главное, чтобы был достойный, порядочный, хороший, интересный и самоироничный человек.

- К кому Вы себя причисляете?

Я – агностик.

- Признаете ли Вы Божье провидение?

Я признаю, что существуют некоторые вещи, которые нам еще пока не известны. Возможно, есть какие-то энергии, связи, особенные силы, которые со временем, может быть, откроются. Трудно отрицать, что иногда есть какое-то понятие как вдохновение, особые откровения. Есть какое-то предвидение, озарение.

- Человек – это духовное существо?

Я бы такими категориями не мыслил. Это какое-то средневековье. Человек- это многогранная личность - духовная, физическая, плотская. Духовная часть – это как данность личности, как есть рука, нога, духовная составляющая. Категория души - это авраамические религии, в буддизме же нет категории души. Я признаю всех. Для каждого человека - это личное дело, выбор, главное, чтобы не нарушал законы.

- Ваши труды какие направления имеют?

Я занимаюсь государственно-конфессиональными отношениями по гражданской религии и в последнее время по религии и тела. Меня интересует тело человека, асоциальное тело, тело общины и т.д .

- Пожелание организаторам?

Пусть присылают программу конференции заранее. Важно соблюдать регламент докладов. Остальное все нормально.

 

 

Виктор Алексеевич Курилов, кандидат философских наук, доцент кафедры философии Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина.

-Ваши впечатления о конференции?

Я участвую уже второй раз в конференциях. Эта вторая конференции, на мой взгляд, была более плодотворной, потому что темы были разнообразные. Была затронута и современность. Доклады были содержательные, звучали множество интересных сообщений, в которых было затронуты разные аспекты деятельности религиозных объединений. На мой взгляд, самое важное, что я выношу из этой конференции, думаю, что и все участники это почувствовали, что история – всегда актуальна. Прошлое внутри нас, прошлое формирует будущее. В конце концов, прошлое - любое событие, которое мы отмечаем, о котором мы можем говорить - это уже прошлое. Событие совершилось и мы живем, по существу, сейчас. Нельзя разрывать актуальное и прошлое, будущее, настоящее. Это единое целое. Здесь актуальность истории, в том числе на нашей конференции, проявилась. Актуальность сюжета, который сейчас воспроизводится, да в каких-то качественных новых формах, ином содержании, но все равно они связаны с этим прошлым. Поэтому история из прошлого – это формирование нашего будущего.

Все темы интересны. Я бы особо выделил доклад Владимира Попова, который рассказал о Владимире Бонч-Бруевиче. Это просто сфера моих интересов, поэтому я с удовольствием послушал. Потом было интересно, когда рассказывают о новых формах распространения религиозного учения, о проблемах, как доклад Павла Цветкова. Я такую информацию впервые услышал. Татьяна Никольская, как всегда с содержательным сообщением выступила. Не содержательных сообщений здесь и не было.

- Вы посещаете какой-то храм?

Чтобы изучать, надо посещать. Я себя не считаю носителем религиозного сознания, но при этом и по долгу своих профессиональных интересов, мы периодически молитвенные дома, храмы с удовольствием посещаем, общаемся с носителями религиозного сознания, с ответственными лицами - представителями религиозных объединений. Я всегда и мои коллеги выступают за живой диалог. Потому что одно дело – документы, литература, кабинетная среда, которая зачастую деформирует представления о последователях тех или иных религиозных объединениях. Даже из вашего доклада, Зоя Алексеевна, это видно. Вы же берете интервью у таких известных популярных, медийных людей политики, искусства. О баптизме они могут и ничего не знать. Но мнение какое-то у них есть. Православие вроде бы больше известно, потому что люди формируются в этой среде. Для части элиты православие стало корпоративной неформальной средой. Что - то они об этом знают. А вот баптизм - это непонятное явление для них. Это стереотипы, которые создают неправильное понимание. Чтобы определить достоверную информацию, историю, нужен живой диалог. Если бы Мария Шукшина поучаствовала в нашей конференции, у нее бы было бы уже другое мнение о протестантах.

Мне в этом году удалось поработать в Российском Государственном архиве социально-политической истории. Я там смотрел документы, когда люди - не партийные функционеры - часть художественной интеллигенции, вникая постепенно в материал, общаясь и с религиозной средой, выступали всегда за диалог. Потому что общая среда, общее проблемное поле, вне зависимости от наших мировоззренческих позиций, ведет к диалогу.

- Ваши пожелания?

У нас есть общие проблемы морали и нравственности, которые касаются всех - не важно - атеист ты или верующий. Ведь другого пути нет для жизни. Мы все хотим жить с позиции морали и нравственности. Так развивается человеческая природа. Другое дело, что мораль и нравственность надо формировать. Это воспитывается в среде, в которой не биологически все передается. Для этого нужен диалог. Любая конференция как раз для этого. Наша конференция, когда мы видим представителей разных религиозных объединений и научного сообщества - это одна из форм диалога. Это очень важно. Тут можно пожелать конференции развиваться, процветать и сохранить это направление - приглашать к диалогу, а не консолидироваться только в своей среде. Это же никого не обязывает изменять свое мировоззрение. Но через диалог мы лучше узнали друг друга и увидели, что общие ценности, проблемы есть и их решать нам надо вместе.

В целом, продолжайте расширять эту проблематику, увязывая всегда историю и современность. Поднимается вопрос исторический. А на самом деле он актуален здесь и сейчас. Если это удается сохранить, значит, мы на правильном пути, с моей точки зрения.

 

- Отец Корентин Бонавентура Н’тонтасу, викарий Прихода Успения Пресвятой Девы Марии в Санкт-Петербурге и преподаватель Католической высшей духовной семинарии «Мария – Царица Апостолов».

- Что означает для Вас участие в этой конференции?

Важно, что конференция проходит на уровне диалога. А христианин - это человек диалога. В каждом человеке - христианине есть много положительного – это Христово. Дух дышит, где хочет. В каждом христианине, если он открытый, эти семена Духа можно увидеть. Поэтому участие в такой конференции - это взаимообогащение друг друга, свидетельство о Христе Живом посреди нас, в Котором мир нуждается и мы сами нуждаемся всегда во Христе. Это вне конфессии. Мы все же в одной лодке жизни. Это Христова лодка одна для нас всех.

 

- Павел Юрьевич Цветков, Магистр теологии, дьякон лютеранской Церкви Св. Елизаветы (г. Кронштадт и Церкви Св. Иоанна г. Ломоносов).

- Что Вас привлекает участвовать в такой конференции?

На конференции третий раз. Привлекает научный подход. Очень интересно, когда люди разных конфессий, церквей начинают исторически подходить к своей истории не просто догматически, не просто формально, а стараются серьезно подойти и рассматривать свою историю. Здесь можно познакомиться и пообщаться с людьми из разных конфессий, узнать друг друга, поучиться друг у друга. Также конференция дает новые познания в истории христианства.

- Вы за информационное служение?

Да. Я за информационное служение, потому что это важно. К сожалению, к информационному служению относятся или с пренебрежением, с недоверием или даже с непониманием его важности. «Кто владеет информацией, тот правит миром» - говорят философы.

- Пожелание организаторам?

Такие конференции, безусловно, необходимо проводить. К сожалению, участвует мало людей. Конференции важны не только для исторического момента, но для развития, потому что мы на примере прошлого, можем сделать какие-то выводы для себя. На этих же научно-исторических конференциях нужно говорить тоже о современных тенденциях, реалиях, ставить современные вопросы, поднимать проблемы, которые могут быть и не приятными для нас, от которых мы даже отодвигаемся в церкви, но на научных конференциях мы должны это обсуждать. Это должно зарождаться, входить в головы людей - специалистов, историков, служителей, чтобы люди начинали об этом думать. Чтобы мы не запаздывали и могли вовремя отвечать на тенденции, вопросы современного общества.

 

- Владимир Андреевич Степанов, историк-архивист, заведующей библиотекой Христианском обществе «Библия для всех» (СПб.).

- Какие впечатления о конференции и ее особенности?

Конференция продолжает оставаться единственной в своем роде. Ничего похожего на базе поместной церкви никто не проводит. Расширяется география и состав участников. Традиционно большинство докладчиков приезжает из Санкт-Петербурга. В этом году были представители Москвы и Тамбова.

- Что Вы думаете об участии светских историков, католиков тоже?

Наряду с докладчиками из евангельско-баптистских церквей, на конференции были служители католической церкви и представители светской науки (религиоведы). Некоторые из них приехали в новгородский «Храм Христа» уже во второй и даже третий раз. Формат данной конференции показал, что такой опыт общения и обмена мнениями заслуживает внимания. Все мы лучше узнаем друг друга, учимся понимать и общаться.

- Ваши пожелания?

Читателям – интересоваться историей Церкви. Организаторам - посвятить в будущем году конференцию 150-летию начала Петербургского евангельского пробуждения, которое повлияло на всю Россию.

 

- Владимир Александрович Попов, вице-президент ХЦ «Логос», преподаватель Института Духовной Музыки, г. Тамбов.

- Ваши впечатления о конференции?

Я первый раз на такой конференции. Во-первых, меня удивил сам формат конференции. Участники – представители разных христианских конфессий. И в тоже время были люди из университетской среды – религиоведы, историки, журналисты. И то, что эти люди встречаются на одной площадке – это событие уникальное. На мой взгляд, этот опыт должен быть популяризован, чтобы и в других местах подобные встречи могли развиваться. Это было для меня таким открытием, положительным впечатлением. Не смотря на то, что участники из разного социума, разных конфессий, где разные традиции, дискомфорта не чувствовалось в процессе общения. Когда мы слушали доклады, сообщения, какой-то напряженности не было. Все чувствовали себя комфортно, представляли разные темы, которые были полезны для всех – и для верующих, которые привыкли жить какой-то своей церковной общностью, и для светских ученых.

На мой взгляд, подобная конференция – это как некий университет в миниатюре, потому что такая широкая тематика - «Феномен Российского протестантизма».

- Конференция научно- историческая. Что Вы думаете об этом?

Это важно. И главным направлением конференции является «Феномен Российского протестантизма». Такие шаги очень актуальны для нашего времени, для просвещения определенных слоев населения. Потому что в большинстве случаев, к сожалению, даже люди, в общем-то грамотные, стоящие в управленческих структурах, в бизнесе, экономике, совсем не ориентируются в евангельском мире и у многих из них представление о протестантах пещерное, что они и в жертву приносят, что это зловредная секта и т.д.. Нет вообще понимания христианства, кто это и как живут христиане. Формат данной конференции помогает расширить кругозор в обществе, когда напоминается о том, что Россия издревле была страной многоконфессиональной, многонациональной. Если говорить о протестантских церквах, если иметь ввиду людей воцерковленных, то протестантов по численности в России ничуть не меньше, чем православных, а может быть даже и больше.

- Конференция посвящена 160-летию Евангельского движения на Новгородской земле. Важность этой темы? Некоторые доклады напрямую не были связаны с главной темой.

В этом тоже уникальность данного формата конференции. Пусть конференция приурочена к конкретной дате, теме, к конкретным историческим событиям, но она имеет такое расширительное значение. Вполне здесь были уместны доклады чисто религиоведческие, богословские, философские. Это обогащает саму конференцию.

- Почему Вы решили взять тему о Владимире Бонч-Бруевиче?

На мой взгляд, здесь прямая связь с главной темой конференции «Феномен Российского протестантизма». Личность Бонч-Бруевича, его многообразная деятельность. Он внес крупный вклад в исследование протестантских течений, показал, в чем же уникальность протестантизма, его феномен, именно в России. Мы как-то пытаемся осмыслить его наследие, его отношение к Российским протестантам. Он же был государственным чиновником. Это так сказать государственно-церковные отношения.

- Какие бы темы Вы хотели услышать на такой конференции?

Мне кажется, что все-таки было бы побольше тем, которые в большей степени связаны именно с феноменом Российского протестантизма. Например, с точки зрения православных, католиков, лютеран, реформаторов. Их взгляд на протестантизм евангелического типа, взгляд на протестантов - евангеликов. Он тоже интересен и для самих представителей евангельских церквей.

- Пожелание организаторам?

На мой взгляд, привлекать представителей желательно молодого поколения, исследователей, авторов, которые смогут внести свежие взгляды с точки зрения их ментальности. И в то же время расширять круг участников, например, со стороны православия. Потому что современное православие в России не однородно. Конечно, есть такие крайние ортодоксы, которые так сказать, «на дух» не переносят протестантов. Но есть православные вполне открытые для общения, для сотрудничества с другими конфессиями. Если в их университеты, институты будет поступать такая информация о данной конференции, я думаю, что появились бы желающие поучаствовать.

- Полезно ли быть на такой конференции служителям церквей?

Эта конференция полезна для нашего протестантского сообщества, прежде всего. Служители церквей должны здесь быть! Ведь каждая такая конференция - это некий такой всеобуч - такой мини университет. Современный служитель церкви просто обязан развиваться и духовно, и культурно во всех отношениях. Иначе церкви могут превратиться в некие маргинальные сообщества, даже секты, если у служителей нет такого широкого виденья широкого духовного горизонта, связанного с нашей историей.

Зоя Бардина

Статья была полезна? Помогите нам публиковать побольше таких статей.

21/09/2023
178
Поделиться:
Наши читатели помогли опубликовать уже тысячи статей.
Вы тоже можете
XI научно-историческая конференция «Феномен Российского протестантизма» - 2023
Работает на Cornerstone