Мы с мужем недавно перешли в только что открывшуюся церковь, и нам там очень нравится. Немного попривыкнув к новой обстановке, я стала замечать, что обо мне, жене служителя на полной ставке, частенько забывают (в плане руководства), или считают «просто женой», как будто я часть личности мужа, а не отдельная личность. Моего мужа сразу попросили проповедовать и подключили к руководящей команде; тогда как мне надо везде проявлять инициативу и, вообще, «проявлять себя» в служении. И дело тут не в конкретной церкви, потому что в христианских кругах меня в принципе чаще принимают за «помощницу». Я люблю и уважаю своего мужа и его лидерские качества, но я также верю в то, что Бог наделяет дарами и женщин. Как же сделать так, чтобы мне больше доверяли и позволяли применять свои дары в церкви, где привыкли, в первую очередь, просить моего мужа?
- Готовая к труду и служению
Дорогая Готовая,
Переход в новую церковь всегда требует от нас гибкости и понимания рисков, связанных с построением новых отношений. Это здорово, что вы с мужем решили присоединиться к новой общине с вопросом «чем мы можем помочь?» а не «что мы можем получить?»
И похоже, эта община была готова принять лидерские способности вашего мужа охотнее, чем ваши. Я вижу две возможные причины этому: 1) он был принят в служение как профессионал, на полную ставку, т.е. это его профессия и работа, 2) он – мужчина (в зависимости от контекста служения).
Люди, занимающиеся профессиональным служением обладают как минимум двумя преимуществами: 1) их дары уже одобрили и 2) их желание служить восприняли как должное. Какой церкви не нужны одаренные и желающие служить люди?
Но как только речь заходит об обычных прихожанах, ситуация в корне меняется, и даже очень талантливым и рвущимся в бой мирянам кажется, что о них просто забыли или нарочно не замечают. Такое бывало и в нашем браке: из-за того, что я была официально «на ставке» в церкви , люди больше знали обо мне и моих дарах, чем о духовных дарах моего мужа (не таких очевидных, но тоже очень важных). Я думаю это частично связано с тем, что почти в каждой общине дар проповеди/наставления считается приоритетным.
Исторически сложилось так, что одаренные женщины редко попадают в луч церковного прожектора. Если ваша церковь не исключение, поразмышляйте молитвенно, как бы вы могли изменить ситуацию в лучшую сторону. Постарайтесь понять, что лежит в основе данной проблемы и проявляйте любовь к окружающим вас.
В роли официальной «жены служителя» есть еще один фактор, влияющий на размах ваших действий. Во многих церквях уже начали потихоньку осознавать, что несправедливо считали жен служителей частью «пакета акций» (куда обычно сразу подключен дар гостеприимства и способность провести очередное чаепитие на 8 марта под милым девизом «Расцветай на радость людям»).
Мне кажется, народ начал понемногу понимать, что у жен служителей могут быть совершенно иные дары и интересы, и что нельзя просто так стереотипно привязывать их к определенному сложившемуся вековыми традициями способу служения в церкви.
Поэтому многие церкви уже не придерживаются строгого мнения, что супруги непременно являются «командой служителей». Если это спаведливо для вашего случая, и вы хотите служить на пару с мужем, то ваш явный интерес и одаренность к служению медленно, но верно приведут вас к желаемому результату; ведь было бы неверно предполагать, что жена обладает такими же лидерскими качествами и духовными дарами, что и ее официально одобренный для служения муж.
Опять-таки, возможно причина просто в том, что вы – женщина, а использовать духовные дары женщин в церквях не всегда умеют или не всегда хотят. Подумайте вместе с мужем, какие шаги вам стоит предпринять, чтобы внести здоровые перемены в отношения между мужчинами и женщинами, когда дело касается служения.
Однако лучше всего начинать меняться изнутри, доводя до сознания людей важность служения женщин, и показывая это на собственном примере. Не стоит начинать с выхода вперед с плакатами: «Пора признать женщин!» Старайтесь, прежде всего, правильно оценить и понять ситуацию, и делать все с любовью.
Итак, что же вам делать, пока муж держит в руках микрофон, а вы сидите в первом ряду? Мой совет будет похож на те, которые обычно дают новичкам в церкви: служите, согласно данному вам дару по мере сил, какое бы положение вы ни занимали в обществе и церкви. Найдите себе служение по своим дарам, и подключайтесь к работе.
А что, если мы служим, служим, а наши дары так никто и не замечает? Это не должно расстраивать вас, если вы служите согласно своим дарам.
Кстати, (сейчас скажу такооое!)) – мы ведь служим не ради признания людей? Мы служим Богу, а принимают ли наше служение во внимание люди или мы просто изо дня в день без единого 'спасибо' служим людям вокруг нас, уже не важно. Важно быть верным. Людям, занимающимся профессиональным служением, которые все время слышат благодарственные речи и комплименты в свой адрес, нелегко вспоминать о том, что они служат не в угоду людям, но Богу.
Ободрение со стороны людей – это, конечно, приятно, но и очень опасно, поскольку вы можете привыкнуть к тому, что ваше служение должны обязательно одобрить люди, и только в этом случае оно становится ценно. Если у вас нет пакета «деньги+похвала», вы можете огорчаться по этому поводу и даже завидовать. Как только почувствуете это, сразу гоните от себя эти мысли, иначе попадете в ловушку.
Итак, что, если мы служим-служим, а потом, бац, и нас опять не приглашают в команду старейшин? Если все получают свою порцию похвалы, а вы – нет?
Я сразу вспоминаю слова Иисуса после Его воскресения: «что тебе до того? Ты иди за Мною» (Иоанна 21:22).
Между платформой для служения и пьедесталом почета есть огромная разница. Как лидеры в христианском движении мы должны использовать платформу, т.е. возможность для широкого влияния, в целях Евангелия. А не вставать на нее, как на пьедестал почета, даже если все христиане вокруг вас пожелают вознести вас туда.
Давайте искать платформы для служения, чтобы нести людям благую весть, и перестанем карабкаться на пьедесталы.