Отреклись ли вы от сатаны?
Отреклись ли вы от сатаны?

Отреклись ли вы от сатаны?

Утерянный второй обет крещения

Что приходит на ум, когда вы слышите слово «отречение»? Можно подумать об отважном диссиденте, который отказывается от своего гражданства перед чиновниками своей родины в пользу выбранной страны с большей политической свободой. Если вы любитель истории (или сериала netflix «Корона»), возможно, вы вспомните скандальное отречение короля Эдуарда viii в 1938 году, который отказался от своих прав на британский императорский трон, чтобы жениться на американской разведенке Уоллис Симпсон.

Если говорить о более применимом в обычной жизни, то, возможно, вы думаете о свадьбе. Декларация о намерениях спрашивает жениха и невесту: «Отрекаясь от всех других, посвящаете ли вы себя друг другу до тех пор, пока вы оба будете живы? ». Подтверждая это заявление, муж и жена свободно и намеренно отказываются от всех других возможных партнеров и дают обет пожизненного, исключительного обязательства.

Публичное, обязательное отречение имеет глубокое значение. Оно провозглашает свободный выбор человека отказаться от одного пути в обмен на другой. Оно связывает решение человека с ответственностью избранных свидетелей. Оно сохраняется во времени как свидетельство — в записях и памяти — обдуманного и трезвого обязательства, несмотря ни на что. Оно принимается лицами, достигшими ответственного возраста и способными понять последствия принятого обязательства.

Хотя эта практика почти исчезла из многих литургий, никакое отречение не является более важным для христианской жизни и не укоренено в истории христианской традиции, чем то, которое происходит при крещении. И это отречение также подчеркивает, почему крещение должно быть исключительно для исповедующих верующих.

Крещение с самого начала

С самых первых дней существования церкви крещение понималось как публичная идентификация человека как ученика воскресшего Христа (Матфея 28:18). Крещение свидетельствует о сознательной вере человека в Иисуса как Господа, отражает глубокую работу благодати в преобразовании желаний и знаменует вступление верующего в сообщество поместной церкви (Римлянам 6:3-5; 1-е Коринфянам 12:13; Галатам 3:27). Повествование Луки о ранней церкви изображает крещение новых верующих в присутствии свидетелей, подтверждающее их усыновление как сонаследников и дающее им обещание жить как граждане небесного царства (Деяния 10:44-48).

Лидеры ранней церкви повсеместно сохранили эти акценты в послеапостольскую эпоху. Они подчеркивали важность публичного исповедания веры как части практики крещения, указывая на «доброе исповедание» Тимофея, сделанное «при многих свидетелях» (1 Тимофею 5:12). Также они отметили, как апостол Петр связал публичное «обещание Богу доброй совести» с празднованием крещения (1 Петра 3:21). Тертуллиан утверждал, что практика исповедания веры при крещении, если и не вытекала напрямую из Писания, то «несомненно, вытекала из традиции», будучи «переданной» от учеников.

Публичное свидетельство человека при крещении не только подчеркивает действие суверенной благодати в избрании и возрождении; оно также отражает сверхъестественное освобождение из области тьмы в Царство возлюбленного Сына (Колоссянам 1:13). Доверие к Мессии Иисусу влечет за собой сознательный отказ от самодостаточности, идолопоклонства и суетных стремлений, которые характеризуют жизнь под властью лукавого (1 Иоанна 5:19). Как и в случае со свадебным обетом, новый верующий при крещении принимает на себя двойное обязательство. Он свободно и намеренно отказывается от притязаний сатаны на его жизнь, и он сознательно принимает на себя пожизненное, исключительное обязательство господства Христа.

Сатана, мы отрекаемся от тебя

В ранней церкви новообращенные вступали в процесс обучения как катехумены (греч. Katēkhoumenos, «наставляемые»), в ходе которого их обучали основам христианской веры. Только после ясного понимания и сознательного исповедания веры катехумен принимался за крещение. Таким образом, самые ранние свидетельства о практике крещения фиксируют не только исповедание веры, но и отречение от сатаны. Тертуллиан из Карфагена пишет,

Когда мы собираемся войти в воду, но немного раньше, в присутствии общины и под рукой епископа, мы торжественно заявляем, что отрекаемся от дьявола, его роскоши и его ангелов«.

Преданность Христу означала отказ, отвержение и отречение от правления, под которым верующие находились раньше, и от практик, которые они раньше исполняли. В «Апостольском предании», египетском руководстве по церковному порядку начала третьего века, записано подобное наставление:

Затем пресвитер, взяв в руки каждого из тех, кто собирается креститься, должен велеть ему отречься, сказав: Я отрекаюсь от тебя, сатана, и от всех слуг твоих, и от всех дел твоих«.

В серии лекций, предназначенных для подготовки катехуменов к крещению, Кирилл описывает, как это отречение практиковалось в Иерусалимской церкви. В ночь перед крещением, после того как кандидаты входили во внешний зал здания крестильни, им говорили повернуться лицом на запад (символически область тьмы), протянуть руку и, «как будто он присутствует, [сказать:] „Я отрекаюсь от тебя, сатана! “». Кирилл продолжает,

Что же каждый из вас встал и сказал? «Отрекаюсь от тебя, сатана», — злой и жестокий тиран, что значит: «Не боюсь более власти твоей, ибо Христос победил, причастившись со мною плоти и крови, чтобы через них смертью уничтожить смерть, дабы мне не быть вечно в рабстве». «Я отрекаюсь от тебя», — хитрый и тонкий змей. «Отрекаюсь от тебя», — заговорщик, который под видом дружбы подстроил все непослушание и отступничество наших первых родителей. «Отрекаюсь от тебя, сатана», — искусник и пособник всякого нечестия.

Такова была всеобщая практика от Африки до Палестины и Азии. В проповеди о крещении Прокл (ум. 446), епископ Константинопольский, напоминает катехуменам, что богохульство, пустые удовольствия, злые дела и идолопоклонство — это козни дьявола. Отречение от сатаны означает оставление идолопоклонства, отказ от зависти и пьянства, отказ от воровства, лжи и проституции, а также от использования магии для обретения здоровья. Прокл наставляет кандидатов на крещение заявить: «Я отрекаюсь от тебя, сатана, и твоей роскоши, и твоего культа, и твоих ангелов, и всех твоих дел». Он продолжает,

Все это ты назвал на словах. Продемонстрируй это своими делами! Подтверди свое исповедание своим поведением. Не возвращайтесь туда, откуда вы убежали!

Исповедание катехуменов

Очевидно, что утверждения и отречения обряда крещения могут быть сделаны только теми, кто сознательно, свободно и достоверно исповедует веру во Христа. Только верующие могут публично свидетельствовать о радикальном преобразовании посредством благодати. Только верующие могут торжественно отказаться от своего прежнего образа жизни и оставить силу и обещания лукавого. Только верующие могут взять на себя обязательство жить в святости силой Духа в составе общины веры. На протяжении веков литургическая практика церкви демонстрировала приоритет, временной и теологический, крещения взрослых.

Преобладание крещения младенцев в шестом веке положило конец катехуменату во многих местах. Однако даже тогда средневековые литургии в западной традиции продолжали быть рассчитаны на зрелых кандидатов. Исповедание веры и отречение от сатаны были настолько важны для практики крещения, что от них просто нельзя было избавиться. Вместо этого их ошибочно переложили на родителей или крестных родителей младенца в качестве поручителей — то самое опасение, которое Тертуллиан высказал почти четырьмя веками ранее.

Учение Нового Завета и практика ранней церкви заключались в том, что к крещению допускались только те, чье обращение отражало ясное понимание его смысла. Как и в случае с брачными обетами, никто из заместителей не может противостоять полномочиям крещаемого. Исповедание веры в Господа Иисуса и отречение от сатаны, его дел и путей — никто это не может сделать за верующего.

Опубликовано с разрешения

Уведомления о появлении новых статей могут приходить к вам лично через разные каналы:

Фейсбук, ВКонтакте, Твиттер, Гуггл, Телеграм. Не упустите возможность быть в курсе.

20/02/2023
Темы:
Крещение
360
3
мин
Поделиться:
Наши читатели помогли опубликовать уже тысячи статей.
Вы тоже можете
Работает на Cornerstone