Пятнадцать лет назад я уверовала и начала служить в церкви, влившись в число верующей молодежи. Наше поколение, активно участвовавшее в различных служениях, конференциях и других глубоко духовных мероприятиях, было уверено, что мы знаем все, что нужно для создания крепких христианских семей. В церкви нам говорили, что для этого нужно хранить себя в чистоте до брака, искать воли Божьей при выборе спутника жизни, не связываться с «неверующими», получить благословение родителей и пастора, обязательно обвенчаться, получив предварительно печать в паспорте. Дальше – мужьям «любить жен, как Христос церковь», женам «повиноваться мужьям во всем» (Еф. 5). Это коротко, если сжать все проповеди в один абзац.
С этим посылом, довольно правильным и абсолютно библейским, мы перешли во взрослую жизнь и начали создавать семьи. Шло время. Сначала были шоком известия о том, что та или иная христианская семья распалась или находится в глубочайшем кризисе. Потом такие ситуации стали происходить все чаще и чаще в семьях служителей и обычных прихожан, в многодетных и малодетных, в общем, в совершенно разных семьях. Многих людей, с которыми мы начинали служить Богу, сегодня нет в церкви. Стало понятно, что «что-то пошло не так». Но что?
Немного печальной статистики
Начиная с 1995 года, количество разводов в России не падало ниже 600 тысяч случаев за год. Только вдумайтесь – более 600 тысяч семей гибнет ежегодно! Сегодня около половины всех заключенных браков распадается, этот показатель постоянно возрастает, и в будущих поколениях все будет еще печальнее.
Мы – церковь, евангельские христиане, всегда как бы были вне этой страшной статистики. Долгое время в наших общинах действительно очень редко случались разводы. Но сегодня, если мы объективно посмотрим вокруг, то ужаснемся тому, как много разрушенных или почти разрушенных, несчастливых браков среди наших прихожан.
Официальной статистики разводов в евангельских церквях нет, но, по мнению некоторых экспертов-душепопечителей, количество разрушенных семей настолько сильно возросло, что скоро приблизится к общей статистике по стране. И происходит это почти также как и «в миру».
В результате многочисленных социологических опросов было выявлено, что основная причина разводов в России, по которой распадается свыше 40% браков, это употребление одним из супругов алкоголя или наркотиков. Также семьи распадаются из-за насилия, измен, материальных трудностей.
Что, и в церкви так? Да! «Пьет», «бьет», «измена», «наркотики», «грех», – то и дело всплывают страшные трагедии в семьях, казалось бы, запрограммированных на благословенную жизнь. И возникает непонимание: «мы ведь хранили себя в чистоте…», «мы ведь были обвенчаны…», «нас ведь благословили…», «мы ведь так много трудились для Господа…» и так далее. Все эти доводы складываются в один подрывающий веру вопрос: «Почему?».
Как же так получилось, ведь у нас есть и добрачные курсы, и супружеские инкаунтеры, и семейные семинары и еще много-много всего? Это, конечно, хорошо, и для многих семей это большая помощь и поддержка. Но все-таки существует какой-то пробел, очень важный и серьезный.
Церковь вчера и сегодня
Мы знаем, что в начале 20 века верующие люди, и в частности, прихожане евангельских церквей подвергались жестоким гонениям. Мужчин-служителей расстреливали, отправляли в ссылки и лагеря, лишали возможностей для получения хорошего образования и карьерного роста. Это привело к тому, что в церквях количество женщин во много раз превышало количество мужчин. Учитывая, что церковь благословляла только браки с единоверцами, многие прихожанки так и оставались одинокими. Некоторые вступали в брак с «неверующими» без венчания, а потом возвращались с покаянием в церковь. В советском обществе разводы хоть и были, но считались чем-то неприличным, а в гонимой церкви, да еще и с огромным гендерным перекосом, они были практически немыслимы.
После крушения «железного занавеса» ситуация коренным образом изменилась. В 90-х гг. 20 века в нашей стране у людей появилось больше прав и свобод, в том числе и от нравственных устоев, что, конечно же, отразилось и на семейных ценностях. В этот же период времени в евангельских церквях началось пробуждение, на служения стали приходить мужчины и женщины, люди разных возрастов. Тогда же начали открываться первые реабилитационные центры для алкоголиков и наркоманов. Так сложилось, что именно евангельские церкви стали первопроходцами на этом пути, предложив наиболее эффективные программы помощи зависимым людям.
На сегодняшний день эти программы признаны ведущими экспертами в области наркологии. Служение достигло больших масштабов. Некоторые церкви возникли именно благодаря служению наркозависимым людям. В некоторых крупных церквях сегодня более половины (!) прихожан – бывшие наркоманы.
Обратная сторона медали
На протяжении многих лет мы являемся свидетелями уникальных духовных преображений - люди с тяжелым прошлым вступают в браки, активно участвуют в служении, занимаются бизнесом, достигают успеха в разных сферах жизни, становятся священнослужителями. Казалось бы, все хорошо, но успешная реабилитация имеет и обратную сторону. Употребление психотропных веществ или криминальный опыт бесследно не проходят. Это факт.
Если не говорить о психических расстройствах (иногда довольно тяжелых), которые могут возникнуть у людей, принимавших наркотики, «меньшее зло», которому подвержено большинство бывших зависимых людей, – это склонность к манипулированию. Хотелось бы остановиться на нем подробней.
Учитывая, что мужчины приходят в церковь (как и в больницу), как правило, когда уже «совсем все плохо», получается, что в церкви мужчин с тяжелым прошлым гораздо больше, чем женщин. Опять же имеется определенный гендерный перекос, - если верующая девушка захочет выйти замуж за верующего парня, не сидевшего в тюрьме и не страдавшего алкоголизмом или наркоманией (в общем-то, это нормальное желание), то выбор ее будет очень ограничен.
И вот они между собой знакомятся, влюбляются, проходят добрачные курсы, женятся, венчаются. Что происходит, когда такой мужчина-манипулятор вступает в брак с верующей девушкой, воспитанной в стиле «жены повинуйтесь мужьям во всем»? Он попадает в идеальную среду для проявления своих манипулятивных способностей. И вот здесь начинается самое интересное.
Психологическое насилие как стиль жизни
Психотерапевт Робин Стерн в своей книге «Убить манипулятора, или как не позволить другим распоряжаться вашей жизнью» пишет о том, что манипулированию подвержены люди, способные к сопереживанию, сочувствию, у которых развито чувство справедливости, они романтичны и считают отношения с манипулятором особенными (в церковных браках это проявляется в посыле: «Наш брак - это Божья воля»). Согласитесь, именно такими качествами обычно и обладают женщины-христианки, являясь идеальной мишенью для манипулирования. Мужчины, конечно же, тоже могут обладать этими качествами, но если говорить о супружеских отношениях в церкви, то чаще жертвами манипулирования оказываются именно женщины.
Что происходит дальше? День за днем в жизни семьи манипулирование проявляется в различных неприятных «мелочах», которые расстраивают жену, но она предпочитает не обращать на них внимания и наслаждаться браком с любимым человеком, посланным ей Богом. Это могут быть беспочвенные приступы ревности, совершенно бредовые обвинения в чем-либо («ты специально не берешь трубку, чтобы меня позлить», «ты погладила не ту рубашку, которую я просил, - ты хочешь, чтобы меня уволили с работы?», «ты опоздала, я ни в чем не могу на тебя положиться», «ты опять купила безделушку для дома, ты безответственная и не умеешь распоряжаться деньгами», и т.д.).
Попытки объяснить, что «телефон просто был на беззвучном режиме, я не слышала», «опоздала всего на пять минут, это ни на что не повлияло» и т.д. приведут только к новому витку раздражения мужа-манипулятора, и он приведет массу аргументов «доказывающих» его правоту, или будет ходить целый день с кислой миной, либо вообще перестанет с ней разговаривать. По мнению психологов, всего за несколько месяцев такого прессинга можно попасть под влияние манипулятора и стать глубоко зависимым от него.
Через какое-то время жизнерадостная женщина перестанет улыбаться и быть вежливой с прохожими, опасаясь ревности мужа. Она будет постоянно проверять, включен ли ее телефон, а если он вдруг разрядится, у нее начнется легкая паника. Она будет растеряно ожидать эмоционального взрыва супруга, если погладит не ту рубашку или приготовит не по тому рецепту ужин. Но об этих «мелочах» она не будет никому рассказывать, продолжая расхваливать своего возлюбленного, настоящего христианина. При этом у него действительно может быть масса достоинств, он может пользоваться уважением в церкви, но «маленькие лисенята» будут продолжать портить «виноградник» (Песнь Песней 2:15). Но это же не какие-то там смертные грехи, а так просто ежедневное психологическое насилие, можно и потерпеть.
Что советуют в церкви?
Перед написанием этой статьи я общалась с верующими женщинами, пережившими развод или страдающими от психологического, а иногда и физического насилия со стороны «верующего» мужа-манипулятора. Все они из разных евангельских церквей, входящих в различные объединения, но при этом одинаково бессильные перед возникшими проблемами. Семейное душепопечение происходит везде примерно одинаково.
Если женщина решится рассказать в церкви, что в их благословенной семье не все гладко (проблему жертвы манипулирования, как правило, ищут в себе: «вроде бы все хорошо, но я не умею радоваться и быть благодарной, я все делаю не так»), ей, скорее всего, посоветуют больше молиться, поститься, «слушаться во всем мужа» и «уповать на Господа». Возможно, дадут стандартные рекомендации, которые помогут реанимировать «обычный» брак, но не брак с бывшим зависимым человеком.
Она будет еще тщательнее, еще более кротко и смиренно выполнять все требования и прихоти мужа, и петля манипулирования еще сильнее будет затягиваться на ее шее, делая ее еще более несчастной. Еще сильнее усугубится чувство вины, ведь для верующего, любящего Бога христианина жить в унынии – это грех, не слушаться мужа – тоже грех, разводиться – вообще супер-грех. Прямо духовный Бермудский треугольник. А как, оставаясь верующей послушной женой, не быть жертвой манипулирования, в церкви не учат.
По мнению психотерапевта Робин Стерн, женщины, подверженные манипулированию, проходят три стадии зависимости от манипулятора. На последней они уже впадают в глубочайшую депрессию, заболевают психо-соматическими заболеваниями. При этом они не знают, чего действительно хотят, и не осознают, в чем причина их неудовлетворенностью жизнью. Они начинают смотреть на мир и на себя глазами мужа-манипулятора, у них заниженная самооценка, они не уверены в себе. «Я плохая хозяйка», «я рассеянная», «я не умею распоряжаться деньгами», «я безответственная», «я плохая христианка», «я не разбираюсь в людях», «я не умею быть благодарной и радоваться жизни» и т.д. Женщина теряет собственное «я», она не знает, чего хочет, в чем ее призвание. Жизнь сводится к тому, чтобы удовлетворить потребности мужа-манипулятора.
Учитывая, что манипулятору угодить невозможно, ему всегда будет мало. Он будет требовать новых жертв от супруги. Ее послушание будет развращать его еще больше. Оценит ли он это? Конечно, нет. Скорее потеряет со временем интерес к зашуганной женщине с низкой самооценкой.
В церкви много таких семей, они даже считаются благополучными до того момента, пока не случится кризис. А какой может случиться кризис в семье, где хотя бы один из супругов бывший зависимый? Самое очевидное – это возврат к алкоголю или наркотикам. Может также произойти измена. Психологическое насилие может перерасти в физическое, и тогда жизни женщины будет угрожать прямая опасность. Один грех будет порождать другой, разрушая доверие, уважение, любовь. Можно ли это все восстановить?
Что делать?
Как ни печально, но что делать с мужьями-манипуляторами не знают, по большому счету, ни жены, ни служители. Самое эффективное, что могут сделать в большинстве евангельских церквей, - помолиться и просто, по-человечески, поддержать (что уже хорошо, хотя и не решает основную проблему). Квалифицированных душепопечителей, знающих специфику и особенности поведения и мышления наркозависимых людей, очень мало. Работа с созависимыми людьми развита крайне слабо. В нашей стране очень мало церквей, в которых действуют программы помощи созависимым семьям.
Кроме того, сегодня церковь не может предложить «упавшим» ничего кроме длительного восстановления в центре реабилитации. Но по факту, не так просто выдернуть из социума на несколько месяцев, или даже на год, человека, у которого за время воцерковленной жизни возникло множество обязательств: семья, служение, бизнес, кредиты и т.д. Очевидно, что нужны какие-то профилактические меры, позволяющие предотвратить кризис (выезды, семинары, духовное попечение с учетом специфики мышления зависимого человека).
Добрачное консультирование также должно корректироваться при работе с парами, где хотя бы один человек является бывшим зависимым (а если оба – тем более!). Вступая в брак, люди должны понимать особенности психики и поведения зависимого супруга, понимать, как себя вести в случае рецидива, как противостоять манипулированию, как иметь счастливую христианскую семью с учетом всех особенностей.
Если мы будем слышать в церкви только громкие заявления в стиле «Бог меня исцелил от наркомании» и не учитывать, что эта борьба может продолжаться всю жизнь, что часто бывают падения, что окружающие люди не подготовлены к жизни с зависимым человеком, то количество несчастных семей и разводов в церквях будет только расти. Рапортуя об успешной помощи зависимым людям, открытии новых реабилитационных центров, мы будем продолжать сокрушаться о разрушенных браках, о детях, растущих без отцов и матерей.
Давайте снимем нимбы и без высокопарных слов, честно признаем, что эту битву мы проигрываем. Если человек перестал употреблять наркотики или алкоголь, это еще не значит, что с ним все в порядке. Урон, нанесенный внутреннему миру, может быть колоссальным, но чтобы это «увидеть», нужно обладать специальными знаниями. И служители реабилитации, а также семейные душепопечители ДОЛЖНЫ обладать этими знаниями и делиться ими с семьями зависимых людей. Иначе будет бесконечный конвейер: прошел реабилитацию; – засвидетельствовал в церкви «Я свободен», все сказали «Аллилуйя»; - создал семью, работает, двигается в бизнесе, служении; – упал, потерял все; – поехал на реабилитацию.
Если наша цель – реабилитационный бизнес или количественное наполнение храмов, то это неплохая схема. Но если мы хотим приобретать людей и их семьи для Царства Божьего на много поколений вперед, то этот порочный круг должен быть разорван. Последствия с каждым таким кругом все трагичнее, а восстановление происходит все тяжелее. И самое печальное, что многие такие падения были вполне предсказуемы, и их можно было бы предотвратить или хотя бы сократить урон, имея определенные знания.
Но есть и хорошая новость. Если Господь позволил евангельским церквям спасать зависимых людей от смерти, то неужели Он остановится на полпути и не поможет спасать от гибели их семьи? Потенциал у церкви есть, ресурсы тоже, вопрос только в том, сколько времени пройдет, пока церковное душепопечение начнет учитывать всю специфику зависимости. Ну, а пока ежегодно более 600 тысяч российских семей продолжает разрушаться, и среди них растет количество пар, обвенчанных в евангельских церквях.