Так уж получилось, что современная церковь живет в век богословского плюрализма. Что это за зверь такой, спросите вы? Слово "плюрализм" происходит от латинского pluralis и означает "множественность" или "многообразие". Упрощенно говоря, богословский плюрализм - это право на существование различных богословских точек зрения. И в таком разнообразии нет ничего плохого пока оно находится в рамках консервативного учения Писания. У нас есть разный стиль музыкального сопровождения, непохожие точки зрения на решения духовно-практических вопросов, отличные друг от друга взгляды на второстепенные богословские вопросы: крещение, отношения церкви и Израиля в Божьем плане спасения, причастие, "иные" языки.
И важно понимать, что в какой-то мере церковь имела такое разнообразие на протяжении всей истории ее существования. Молодым христианам важно мудро относится к своим братьям и сестрам с отличными друг от друга точками зрения и не спешить называть их еретиками и лжеучителями из-за несогласия с вопросами, которые не влияют на спасение. Нужно всегда помнить о том, что ключевое наше единообразие заключается в признании Иисуса Христа Спасителем и Главой Церкви.
Несмотря на положительные аспекты разнообразия, нередко богословский плюрализм выражается в толерантности ко многим разновидностям прогрессивного (около- или либерального) богословия. Львиную долю в распространение "плохого" богословского плюрализма внесли и продолжают вносить библеисты, богословы и комментаторы, которые смотрят на историю и толкование Библии по большей части с позиции исторического критицизма или специфического применения историко-грамматического метода истолкования.
На практике такой плюрализм выражается через снисходительное отношение к взаимоисключающим позициям в поместной общине. Я разделю его на две части: условно умеренный и радикальный.
Шестидневное творение или теистическая эволюция; полная вербальная богодухновенность и непогрешимость Библии или частичная богодухновенность и наличие в Библии ошибок; психология с мирскими предпосылками или библейское душепопечительство - относятся к условно-умеренному плюрализму.
Принятие определенных форм греха за норму (нетрадиционные браки), универсализм и многообразие путей спасения, суррогат монотеистических религий (хрислам) и др. относятся к радикальному богословскому плюрализму
Считаю, что люди с условно-умеренным богословским плюрализмом являются христианами, которые любят Господа. При этом важно осторожно относиться к подобному проявлению взглядов в поместной общине, особенно, если в общине есть официальное вероучение в котором прописаны убеждения членов церкви. В свою очередь пастор должен позаботиться о разъяснении и применении здравой герменевтики в общине через публичное и личное наставление.
Не смотря на то, какие новомодные течения сегодня наполняют церковь, нам, евангельским христианам, всегда нужно анализировать происходящее через учение Священного Писания. Как нам нужно относиться к "плохому" богословскому плюрализму? Давайте мы посмотрим на то, как наш Господь Иисус Христос реагировал на подобное явление во время своего служения.
Читая Евангелия, мы видим, что постоянными богословскими оппонентами Иисуса Христа были фарисеи и книжники для которых служение Иисуса Христа было костью поперек горла. Они всегда старались уловить Его в слове и унизить то служение, которое Он совершал среди еврейского народа (Мк. 12:13-15). Эти люди в совершенстве знали закон и различные к нему толкования. Они придумали и легализовали множество постановлений. Их "...традиция толкования приобрела такой авторитет, что стала противоречить смыслу Божьей заповеди, однако фарисеи этого не признавали».[1] "Плохой" богословский плюрализм фарисеев выражался в искажении Божьих постановлений к которым они придумали разные истолкования. Такое многообразие истолкований хорошо согласовывалось с их системой мировоззрения.
Служение же Иисуса Христа не вписывалось в рамки учения фарисеев. Следовательно, они жестко его критиковали и ставили под сомнение все, что Он делал. Господь прекрасно понимал, что истина, которую Он провозглашает не имеет ничего общего с взглядами фарисеев. Он нелицеприятно относился к религиозным воззрениям духовной еврейской элиты. Заметьте, как Господь строго обличает фарисеев и книжников:
Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты (Мф. 23:27).
... некто из законников сказал Ему: Учитель! говоря это, Ты и нас обижаешь. Но Он сказал: и вам, законникам, горе, что налагаете на людей бремена неудобоносимые, а сами и одним перстом своим не дотрагиваетесь до них (Лук.11:45,46).
Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего. Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи. (Иоан.8:44).
Кроме того Иисус использовал следующие выражения по отношению к фарисеям:
Многих может смутить суровость Иисуса Христа. Но важно понимать, что она была обусловлена любовью к истине, которая выражалась осуждением фарисейского искажения Божьих заповедей. Фактически, фарисеи заменили Божье слово слоем различных преданий. Они сформировали свою богословскую позицию по различным богословским и духовно-практическим вопросам.
Некоторые христиане в социальных сетях хорошо помнят, каким Иисус Христос был по отношению к фарисеям, и без зазрения совести пользуются вышеперечисленными прилагательными к своим оппонентам, но при этом не обращают внимание на Его отношение к здравому плюрализму:
Иоанн сказал: Учитель! мы видели человека, который именем Твоим изгоняет бесов, а не ходит за нами; и запретили ему, потому что не ходит за нами. Иисус сказал: не запрещайте ему, ибо никто, сотворивший чудо именем Моим, не может вскоре злословить Меня. Ибо кто не против вас, тот за вас (Mк. 9:38–40).
Запретив неизвестному человеку заниматься служением, ученики думали, что поступают правильно. Возможно, их мнение было основано на том, что Иисус легализовал их служение изгнания бесов. Но дело принимает неожиданный поворот. Изгонять бесов могут не только ученики.
Письма, которые ученики писали церквам чаще всего были реакцией на "плохой" богословский плюрализм. Апостол Павел в большинстве своих посланий осуждает различные богословские заблуждения, которые начали смущать раннюю церковь (Гал. 1:8; Филип. 3:2; Кол. 2:8 и др.). Апостол Иоанн предостерегал своих читателей от ложных учений, что показывает его трепетное отношение к истине (1Ин. 2:23, 4:1 и др.).
Кроме того апостол Павел мудро реагировал и на "здравый" богословский плюрализм. Заметьте, как он пишет:
...слышу, что, когда вы собираетесь в церковь, между вами бывают разделения, чему отчасти и верю. Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные (1 Кор. 11:18–19).
Далее в контексте Павел начинает разъяснять различные спорные вопросы, которые наполняли церковь. С одной стороны он показывает, что разномыслия (разнообразия во мнениях) - это часть церковной жизни. С другой стороны он аргументировано подводит их к принятию определенной точки зрения. Павел является хорошим примером для современных христиан в том, как нужно различать между собой "плохой" и "здравый" богословский плюрализм. Мы видим, что он сурово осуждал те богословские мнения, которые уничижали достаточность жертвы Христа и снисходительно относился к второстепенным вопросам.
Пусть нас благословит Господь мудро реагировать на богословские плюрализмы в отечественной евангельской среде и в своем рвении стараться вместе с водой не выплеснуть и ребенка.
[1] Питер Дженсен, Откровение (Минск: «Позитив-центр», 2018), 206.