ТеоБлогия>Заметки по Притчам Соломона 12: Притчи 12:11
 

Заметки по Притчам Соломона 12: Притчи 12:11

Николай Лелиовский для Тео(Б)логия

Заметки по Притчам Соломона 12: Притчи 12:11

11 Кто возделывает землю свою, тот будет насыщаться хлебом;
а кто идет по следам празднолюбцев, тот скудоумен.

Эта притча практически идентична 28:19, связанная со сферой сельского хозяйства, сосредоточена на отношении человека к работе. Возделывающий עֹבֵד (ʿōbēd) свою землю אַדְמָתוֹ (ʾǎmāô), являющуюся в аграрном обществе источником средств к существованию, насытиться שָׂבַע (śābaʿ) хлебом לֶחֶם (leem), то есть полностью удовлетворит свои физические нужды.[1] Некоторые толкователи считают, что эта притча превозносит работу в поле в качестве идеала для человека (ср. Сир. 7:15).[2] Однако вероятнее всего эта профессия просто иллюстрирует здесь «законный и прибыльный вид деятельности».[3]

Вторая строка подчеркивает не столько отсутствие усердия, сколько напрасную трату сил.[4] Слово, переведенное в РСП как «кто идет по следам», מְרַדֵּף (merǎddēp̄) означает «преследующий», «гоняющийся за».[5] Объектом преследования является термин רֵיקִים (rêqîm), который может описывать людей, или указывать на абстрактное понятие. По сути, это слово говорит о чем-то пустом, бесполезным, ничего не стоящем.[6] Некоторые толкователи считают, что здесь идет речь о никчемных людях, отсюда «празднолюбцы» в РСП,[7] подавляющее большинство толкователей полагают, что רֵיקִים (rêqîm) означает здесь «иллюзии» или «фантазии».[8] Таким образом, тот, кто гоняется за своими праздными фантазиями, вместо усердной и продуктивной работы, назван здесь безрассудным חֲסַר־לֵב (ǎsǎr-lē, см. Пр. 7:7).

 

[1] DCH, 8:106-107.

[2] Cohen, Proverbs, 75; McKane, Proverbs, 444.

[3] Toy, Proverbs, 248-49.

[4] Longman, Proverbs, 274.

[5] HALOT, 1192.

[6][6] DCH, 7:475.

[7] Ernst Bertheau, “Die Sprüche Salomo's,” Kurzgefasstes Exegetisches Handbuch Zum Alten Testament (Leipzig: Varlag von S. Hirzel, 1883), 79-80.

[8] Waltke, Proverbs 1-15, 528; Steinmann, Proverbs, 301; Longman, Proverbs, 274; Murphy, Proverbs, 90; Fox, Proverbs 10-31, 553; Van Leeuwen, “Proverbs,” 5:127; Kitchen, Proverbs, 267; Ross, “Proverbs,” 5:969; K&D, 6:186; Zöckler, “Proverbs,” 128.

Статьи
Сочетание религиозной ревности с борьбой за социально-политические преобразования можно охарактеризовать как «зелотство». Подобные настроения нередко проявлялись в разные века в христианстве, как, в общем-то, и в других религиях. В этой статье мы постараемся проследить проникновение зелотства в современную Церковь и его влияние на мировоззрение современных христиан.
В первых семи стихах Книги притчей описывается ее цель.
Работает на Cornerstone